Проблема человека в древнеиндийских и древнекитайских учениях
Философия Древнего мира и средневековая философия
Предпосылки философии в Древнем мире. (Китай, Индия)
Философия выступает как форма максимального рационального постижения бытия. Философия везде возникает и существует довольно долго в форме предфилософии, все ещё тесно связанной с мифологией и религией. Поэтому в древнеиндийской философии выделяют четыре основных этапа:
-ведический период (XV-VI вв. до н.э.) Веды – религиозно философские трактаты, которые создавались племенами арийцев, пришедшими в Индию после XV в.до н.э. из Средней Азии и Ирана. Они включали в себя «священные писания», религиозные гимны, религиозные ритуалы и наконец, философские комментарии к Ведам «Упанишады», которые вызывают наибольший интерес у исследователей, т.к. переносят центр тяжести на внутреннюю жизнь человека. Здесь впервые формулируется закон кармы, устанавливающий причинные отношения между поведением и знанием человека в настоящем и будущим после реинкарнации. В Упанишадах больше уже рациональности, логики и меньше религиозного объяснения.
-эпический период (VI-II вв. до н.э.) Возникают эпосы Махабхарата и Рамаяна, в которых затрагиваются многие философские проблемы. Именно в этот период возникают учения, оппозиционные ведам (буддизм, джайнизм, чарвака - локаята) и учения, развивающие ведическое учение – йога, веданта, вайшешика, миманса, санкхья.
-классический период -(II в. до н.э. – XVIII в. н.э.) Эра сутр. Сутры - краткие философские трактаты. Эта эра завершает период древнеиндийской философии. В средние века господствующее положение занимает буддизм.
-постклассический период (XVIII - ….в.) Индийская философия обогащается достижениями европейской философской мысли.
Философия Китая в своем развитии также прошла три основных этапа:
-зарождение и становление древнейших национальных философских школ (даосизм, конфуцианство, легизм ). VII-III вв. до н.э.
-проникновение в Китай из Индии буддизма и его влияние на национальные философские школы - III - XIX вв. н.э.
-современный этап – XIX- …. век. В этот период идет постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Начало китайской философии связывают с древними мифами, которые собраны в книгах: Книга перемен, Книга истории, Книга песен, Книга обрядов, летопись «Чунь-ую». Это Пятикнижие – совокупность взглядов на мир: природу, общество, человека.
Специфика философии Древней Индии и Китая.
Специфика философии Индии и Китая заключается в следующем:
- на Востоке были деспотические государства, а на Западе – демократические;
- на Востоке мобильность общества была очень ограниченной или вообще отсутствовала, а на Западе мобильность высокая;
- восточная философия тесно связана с религией, мифами, традициями, а западная опирается на разум, отмежевывается от религии и оперирует философскими категориями;
- социальная философия Востока рассматривает проблему беспощадного
порядка в Индии и вечного неизменного порядка в Китае, но это означает определенный застой в развитии материального и духовного производства. А на Западе царит свобода и поэтому он уходит далеко вперед.
Проблема человека в древнеиндийских и древнекитайских учениях
Буддизм – религиозно – философское учение, распространившееся в Индии, в Азии после V в. до н.э. Основателем этого учения считается Гаутама Сидхартха (Будда), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь, после чего «прозрел» и передал свои духовные достижения людям.
Главная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними – «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).
Средний путь – это путь знания, мудрости, разумного ограничения, самосовершенствования. Путь к избавлению от страданий восьмеричен. Итогом этого пути является нирвана – высшая благодать (состояние полной невозмутимости и безразличия.)
Конфуцианство - китайское этико-политическое учение, связываемое с именем Конфуция (Кун-фу-цзы - мудрый учитель Кун). В центре интересов Конфуция – проблема человека, главная сфера размышлений – этика.
В качестве социального идеала философ выдвинул благородного человека, обладающего высокими моральными качествами, с высоким чувством долга, гуманиста, соблюдающего нормы взаимоотношений между людьми и глубоко уважающего старших. Предложив начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье, он выдвинул тезис о том, что государство – та же семья, только большая. Тем самым Конфуций распространил принципы отношений долга, почтительности и человечности на административную практику и государственную политику. Китайскому философу принадлежит также идея разумного управления государством, конечной целью которого он видел создание этически безупречного и социально гармоничного общества. все Итак, человека Конфуций рассматривает как активного участника социальной жизни, а управлять обществом следует мягкими методами, а не путем государственного насилия. Правильный путь в жизни – это соблюдение некоей «золотой середины», основанной на правиле: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».