Тема 2. основные направления, школы философии и этапы ее развития
ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА
Основная цель: формирование начального научного представления об особенностях философского способа освоения действительности.
Основные задачи: выделить особенности философского уровня мировоззрения, специфику философских проблем и средств их разрешения, обнаружить значение философского типа знания, сравнить его с другими формами отражения действительности.
Учебные вопросы:
1. Философия – специфический способ духовно-теоретического освоения мира. Сущность философии – осмысление всеобщих проблем мира и человека через призму человеческого существования. Философия как теоретическое мировоззрение.
2. Предмет философии. Историческое изменение предмета философии. Проблема основного вопроса философии.
3. Предназначение и функции философии. Культура философского мышления – фундамент дееспособности молодого специалиста.
4. Основной вопрос философии и основные направления.
Темы докладов
1. Философия и религия: общее и особенное
2. Предмет философии. Аристотель о понятии мудрости.
3. Понятие онтологии, гносеологии, аксиологии. Их соотношение в место в философии.
4. Роль философии в кризисные периоды развития общества.
5. Философия и искусство.
6. Философия, наука, религия.
Время для доклада – 10-15 минут.
Литература
Основная
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник. М.: Проспект, 2015. (http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=251998)
2. Введение в философию: учеб пособие для вузов. - М., 2003.
3. Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Что такое философия.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;
http://www.i-u.ru/biblio/archive/lavrienko_filosofija/).
4. Философия: учеб. для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2005.
5. Философия: учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд. – М., 2008.
6. Философия в вопросах и ответах / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2003.
7. Философия. Университетский курс. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006.
8. Спиркин А. Философия. М., 2010. Вводное слово
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php).
9. Философия/ под общей редакцией В.В. Миронова. М., 2010. Введение.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/index.php).
10. Канке В.А. Философия: учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М., 2001. Введение
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/index.php).
11. - Философия// Новая философская энциклопедия (http://iph.ras.ru/enc.htm)
Дополнительная
1. Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969 – 1970.
2. Ильин В.История философии: учебник для вузов/В. Ильин. – СПб., 2003.
3. Каратини Р. Введение в философию/Р. Каратини. – М., 2003.
4. Балашов Л. Е. Философия. Электронная версия. М., 2005. Гл. 1.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/balash/index.php)
5. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. М., 2003. Гл. 1.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kiril/index.php)
6. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. М., 2004. Введение.
(http://www.i-u.ru/biblio/archive/kusnezov_filosofija/;
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kuzn/index.php).
7. Спиркин А.Г. Философия. М., 2003. Тема 1.
(http://www.i-u.ru/biblio/archive/spirkin_philosophy/)
8. Философия. Под ред. Кохановского В.П. Ростов н/Д., 2003. Гл. 1.
(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kohan_fil/index.php)
9. Фролов И. Введение в философию. М., 2003.
(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001072/index.shtml)
Методические указания
Общие указания
Подготовку к семинару рекомендуется начинать с доработки конспекта лекций, а затем, с учетом имеющейся литературы, последовательно отрабатывать учебные вопросы в соответствии с заданием.
Объем ответа, на вопрос определяет сам обучаемый. Структура ответа на вопрос предполагает раскрытие категориальных характеристик, его содержания, выход на практику, а также краткий вывод. При необходимости в своих конспектах можно подготовить тезисы (или краткий конспект) ответов на вопросы семинара.
Продолжительность ответов на вопросы задания - до 10 минут.
2) В своих конспектах сформулировать определения следующих основных понятий: мировоззрение мироощущение, миросозерцание, миропонимание, мировосприятие, мифология, религия, материализм, идеализм, метод, онтология, гносеология, диалектика, метафизика, гностицизм, агностицизм, скептицизм, материя, сознание.
3) Знать ответы на контрольные вопросы (при необходимости в своих конспектах сформулировать ответы на контрольные вопросы) и подготовиться к дискуссии по вопросам для размышления (при необходимости в своих конспектах сформулировать краткие тезисы своих выступлений).
Контрольные вопросы
1. Что такое философия? Можно сказать, что философия больше, чем наука и что под этим понимается?
2. Как соотносятся философия и мировоззрение?
3. Что является предметом философии?
4. В чем смысл основного вопроса философии?
5. Охарактеризуйте основные функции философии.
6. Назовите уровни отражения действительности.
7. Сформулируйте один из основных вопросов философии.
8. Философия и религия: общее и особенное.
9. Назовите философские концепции бытия.
10. Как соотносятся между собой философия и наука?
11. В чем заключается философский метод?
12. Зачем нужна философия современному специалисту?
Вопросы для размышления
1. Сравните философию с наукой. Можно ли сказать, что «философия больше, чем наука»?
2. Насколько справедливо сегодня высказывание «Никогда не было такой острой необходимости в философском разуме, и никогда еще наш разум не был так далек от философского умонастроения» (В. Библер)?
3. Какие особенности философского мышления особенно актуальны в настоящее время?
4. Как можно оценить умение философски мыслить с практической стороны?
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ