Методические рекомендации по проведению семинарского занятия
Во вступительной части проверяется явка студентов на занятие, оглашается тема семинара, план его проведения и последовательность рассмотрения теоретических вопросов.
В процессе занятия необходимо осветить следующие вопросы:
1.Два типа правопонимания: юридический и легистский.
2.Проблемность действующего права: соответствие определяемому объекту и свобода от его противоречий.
3.Неопозитивистское правопонимание (терминологическое разнообразие). Различение и соотношение права и закона.
4.Юридико-либертарная концепция правопонимания (право как форма свободы людей). Отсутствие дуализма как специфика либертарной концепции.
5.Право как формальное равенство. Право как всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей. Право как всеобщая справедливость. Властная общеобязательность закона. Правовой закон. Общезначимость права. Общее понятие позитивного права как общеобязательная форма равенства, свободы и справедливости.
6. Юридическое правопонимание в легизме.
В заключительной части занятия подводятся итоги, оглашаются выставленные преподавателем оценки, делаются обобщающие выводы о степени готовности группы и уровне продемонстрированных на занятии знаний, умений и навыков.
В результате освоения материала, составляющего содержание темы «Понятие права», предполагается формирование у студентов следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ОК-1, ОК-3, ПК-2 (таблица № 1 рабочей программы дисциплины «Философия права»).
Вступительная часть…………………………………………………….5
1.Два типа правопонимания: юридический и легистский…………. 15
2.Проблемность действующего права: соответствие определяемому объекту и свобода от его противоречий…………………………………….15
3.Неопозитивистское правопонимание (терминологическое разнообразие). Различение и соотношение права и закона……………….15
4.Юридико-либертарная концепция правопонимания (право как форма свободы людей). Отсутствие дуализма как специфика либертарной концепции……………………………………………………………………….15
5.Право как формальное равенство. Право как всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях людей. Право как всеобщая справедливость. Властная общеобязательность закона. Правовой закон. Общезначимость права. Общее понятие позитивного права как общеобязательная форма равенства, свободы и справедливости…………10
6. Юридическое правопонимание в легизме…………………………..10
Заключительная часть……………………………………………………5
Литература:
Основная:
1.Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Философия права: учебник / Г.И. Иконникова, В.П. Ляшенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – C.165-177.
2.Михалкин А.Н., Михалкин Н.В. Философия права: учебник. – М.: Юрайт, 2011. – С.241-260.
3.Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник. – М.: Норма, 2003. – С.32-40.
Дополнительная:
1.Акопян Дж. А. Юридическое (нормативное) и этическое (нравственное) понимание права / Дж. А. Акопян // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2005. - №6. – С.220-231.
2. Ветютнев Ю.Ю. Аксиология правовой формы. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 200с.
3. Головистикова А.Н. Философское содержание категории «жизнь» и ее реализация в праве / А.Н. Головистикова // Государство и право. – 2005. - №6. – С.30-39.
4. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. Учебное пособие. – М.: Гарант, 2015. – 352с.
5.Михалкин А.Н., Михалкин Н.В. Философия права. Учебное пособие для магистров. – М.: Юрайт, 2014. – 400с.
Семинар № 7. Тема №8 « Сущность права».
Занятие проводится в форме круглого стола (групповой дискуссии).
Цель круглого стола –обеспечить углубленное изучение наиболее сложных с теоретической точки зрения проблем философии права.
Задачи круглого стола:
1) развить у студентов навык самостоятельной работы со специальной литературой;
2) отработать умение самостоятельного поиска и обработки информации по вынесенным на обсуждение вопросам;
3) активизировать аналитическую и обобщающую мыслительную деятельность студентов;
4) развить навык публичных выступлений и ведения дискуссии.
Время: 90 минут.
План круглого стола
Подготовительный этап ..………………………………………..15 минут
Основной этап…………………………………………………... 60 минут
Заключительный этап…………………………………………….15 минут
Методические рекомендации по проведению круглого стола.Проведение занятия в форме учебной дискуссии предполагает коллективное обсуждение поставленных проблем теории философии права. Этот метод позволяет оптимально использовать уже имеющиеся у магистрантов знания по курсам «Философия» и «Теория государства и права», а также смежным дисциплинам, на основе которых ведется научная дискуссия более глубокой проблематики. При этом происходит закрепление информации и результатов самостоятельной работы с дополнительным материалом.
«Круглый стол» организуется следующим образом:
1) планом семинарского занятия предусматривается несколько теоретических вопросов, обсуждение которых позволит всесторонне рассмотреть тему.
2) вопросы распределяются по подгруппам и раздаются участникам для самостоятельной подготовки.
При подготовке к рассматриваемому виду семинарских занятий необходимо изучить не только предложенную в учебно-практическом пособии специальную литературу по теме, но и дополнительно просмотреть необходимые материалы, в том числе и с использованием информационных, справочных и поисковых систем (Яндекс, Рамблер и т.д.), а также библиотечного фонда Центрального филиала ФГБОУВО «РГУП». Готовясь к ведению дискуссии в учебной аудитории, магистрант должен заранее обосновать свою позицию по предложенному для изучения вопросу.
3) для освещения наиболее сложных с практической точки зрения проблем на круглый стол могут быть приглашены специалисты-практики (работники следственных органов, прокуратуры, суда).
4) в ходе занятия вопросы раскрываются в определенной последовательности. Заранее подготовленные студентами выступления обсуждаются и дополняются, задаются вопросы, обосновывается определенная точка зрения.
Выбор методики ведения дискуссии определяется в подгруппах. Это может быть методика «вопрос-ответ» (простое собеседование в диалоговом режиме); процедура «обсуждение вполголоса» (закрытая дискуссия в подгруппе с выработкой единой позиции, которая озвучивается одним из участников и обсуждается всей группой); методика «эстафеты» (каждый заканчивающий выступление участник передает слово тому, кому считает нужным) и т.д.
5) подведение итогов «круглого стола», формулирование общих выводов по поставленным вопросам.
В результате освоения материала в рамках круглого стола по теме: «Сущность права», предполагается формирование у магистранта следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ОК-1, ОК-3, ПК-2 (таблица № 1 рабочей программы дисциплины «Философия права»).