Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
2.Джонстон Д. Краткая история философии / Дерек Джонстон. – М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
3. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2007.
5. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.
6. Нижников С.А. Философия: курс лекций; учебное пособие / С.А. Нижников. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
7. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров / А.Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; 2014.
8. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Изд. 14-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
9. Философия: учебник для бакалавров / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
17. Философия: конспект лекций / В.П.Кахановский, Л.В.Жаров, В.П.Яковлев – Ростов –на-Дону, 2011.
19. Философия: краткий курс лекций/ О.Н.Стрельник - М.: Юрайт, 2011
24. Краткий философский словарь / А.П.Алексеев– М.: РГ-ПРЕСС, 2012
ГЛОССАРИЙ
Дисциплина
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ».
1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ - это целостный взгляд на мир и место человека в нём.
2. КАРТИНА МИРА – целостная система представлений человека об общих свойствах и закономерностях действительности.
3. КОСМОЦЕНТРИЗМ- тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов.
4. ТЕОЦЕНТРИЗМ- тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога.
5. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ- тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека.
6. ФИЛОСОФИЯ –– это знание о мире как едином целом и месте человека в нём, об отношении человека к миру, о путях и способах познания и практического освоения человеком мира, о будущем мироздания.
7. ОНТОЛОГИЯ – философское учение о мире и бытии.
8. ГНОСЕОЛОГИЯ – философское учение о познании мира.
9. МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ – это пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование.
10. ДИАЛЕКТИКА - взгляд на мир и способ мышления, предполагающий, что различные явления рассматриваются во взаимодействии и развитии.
11. МЕТАФИЗИКА - способ мышления, противоположный диалектическому, в котором истина понимается как нечто конечное, предметы и явления рассматриваются вне их взаимосвязи и развития, изменения признаются количественные, а не качественные.
12. ДОГМАТИЗМ- восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер.
13. ЭКЛЕКТИКА - методологический приём, основанный на механическом соединении фактов и формулировок, которые не имеют единого теоретического основания, в результате достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.
14. СОФИСТИКА- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные суждений, нового суждения, логически истинного, но ложного по смыслу.
15. ГЕРМЕНЕВТИКА – философское направление, основное содержание которого – проблема понимания и связанные с ней вопросы языка.
16. КАТЕГОРИИ ФИЛОСОФИИ - это её наиболее общие понятия, которыми она оперирует при формировании обобщённой картины мироздания.
17. МАТЕРИАЛИЗМ – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
18. ИДЕАЛИЗМ - направление философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
19. ДУАЛИЗМ – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеализма и материализма.
20. ДЕИЗМ – направление в философии, сторонники которого признавали наличие бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.
21. ЭМПИРИЗМ- направление в философии, согласно которого в основе познавательного процесса лежит опыт и чувственные ощущения.
22. РАЦИОНАЛИЗМ- направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума и не зависит от чувственного опыта.
23. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение.
24. НАТУРФИЛОСОФИЯ, т.е. философия природы - стремилась понять сущность мира, обнаружить единую природу вещей, а методом философствования было декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.
25. ПАТРИСТИКА – совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.
26. СХОЛАСТИКА - представляет собой определённый тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.
27. РЕАЛИЗМ - его сторонники считали, что подлинной реальностью обладают не «единичные вещи», а только общие понятия – универсалии (лат. universalis), существующие вне сознания, независимо от него и материального мира.
28. НОМИНАЛИЗМ - его сторонники считали, что объективно, реально существуют только «единичные вещи», а общие понятия – универсалии – это имена вещей, которые существуют только в языке.
29. ПАНТЕИЗМ заключался в том, что, прямо не отрицая Бога, философия отождествляла его с природой.
30. «РУССКАЯ ИДЕЯ» - это термин, означающий систему представлений о месте России в мировом сообществе, особенностях её истории, культуры, национальной ментальности и национального характера.
31. ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА или мировой целостности и гармонии – объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.).
32. ПОЗИТИВИЗМ – направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твёрдую научную основу.
33. ПСИХОАНАЛИЗ – направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного и иных психологических процессов в жизни человека и общества.
34. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – направление в философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.
35. БЫТИЕ - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя всё сущее.
36. НЕБЫТИЕ– состояние единое с бытием и противоположное ему.
37. СУБСТАНЦИЯ – некая неизменная основа мироздания, предельное основание бытия, она самодостаточна и для своего существования не нуждается ни в чём, кроме самой себя.
38. МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им.
39. АТРИБУТ - такое свойство, без которого материальный объект не может существовать.
40. СИСТЕМА - это любое упорядоченное множество элементов, взаимосвязи между которыми сильнее их связей с внешней средой.
41. ЭЛЕМЕНТ - минимальный, неразложимый далее компонент системы.
42. СТРУКТУРА - это способ связывания элементов системы между собой.
43. ДВИЖЕНИЕ - это любое изменение вообще, начиная с простого пространственного перемещения предметов заканчивая человеческим мышлением.
44. ПОКОЙ - состояние временного равновесия, устойчивости и неизменности вещей.
45. РАЗВИТИЕ - это необратимое качественное изменение.
46. ПРОСТРАНСТВО - взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяжённость и определённый порядок взаимосвязи.
47. ВРЕМЯ - длительность существования вещей и процессов, последовательность смены их состояний.
48. ОТРАЖЕНИЕ - это воспроизведение в себе других предметов.
49. СОЗНАНИЕ - это высшая форма (способ) психического отражения окружающего мира, присущая человеку как социокультурному существу.
50. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ - единство психических способностей, процессов и состояний, в которых отражается окружающий мир.
51. САМОСОЗНАНИЕ - способность человека оценить себя, свои возможности, чувства, поступки и взять их под свой контроль.
52. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - это совокупность психических процессов, состояний, не представленных в сознании и самосознании.
53. ПОЗНАНИЕ – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.
54. ИСТИНА - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним, это верное, правильное отражение действительности – в живом созерцании или в мышлении.
55. ЛОЖЬ - преднамеренное искажение человеком действительности, обман людей.
56. ЗАБЛУЖДЕНИЕ - это знания не соответствующие своему предмету, не совпадающие с ним, это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека.
57. ПРАКТИКА - активная чувственно-предметная, материальная деятельность людей, направленная на преобразование действительности (природы, общества).
58. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ - в отличие от обыденного протекает не стихийно, а целенаправленно и представляет собой развивающуюся систему достоверного знания.
59. МЕТОД - это система принципов преобразующей, практической или познавательной деятельности.
60. МЕТОДИКА - это конкретные приёмы, средства получения и обработки фактического материала.
61. ПРИРОДА - непосредственно окружающий человека естественный мир, взятый в единстве и бесконечном многообразии своих форм, процессов и состояний.
62. ЭКОЛОГИЯ - это наука, которая изучает сложные взаимоотношения живых организмов со средой обитания.
63. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС - это деградация и упадок биосферы, что связано с вытеснением естественного в мире искусственным, чужеродным для природы.
64. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - это всеобщая теория общественной жизни, её основ и важнейших форм проявления в действительности.
65. ОБЩЕСТВО - сложная система специально организованной человеческой жизни.
66. СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ – крупная, устойчивая, относительно самостоятельная подсистема человеческой деятельности.
67. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА - система, обеспечивающая производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.
68. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС - это непрерывное совершенствование всех вещественных компонентов способа производства, а также развитие науки как системы деятельности по производству достоверного знания.
69. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - это глубочайший, кардинальный переворот во всей системе производительных сил, формах и способах деятельности человека.
70. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА - это система исторически сложившихся упорядоченных связей и отношений между различными видами социальных общностей людей.
71. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА - это организации и учреждения, отношения и идеи, которые концентрируются вокруг вопроса о власти.
72. ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА - область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности искусства, религии, морали и т.д.
73. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА - совокупность высоких, социально – значимых достижений общества в сфере духовной жизни. Её содержание составляют духовные ценности – продукт научной, художественной, религиозной и иной духовной деятельности.
74. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности.
75. АНТРОПОГЕНЕЗ - теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида.
76. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ - теории о происхождении человека как общественного существа.
77. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом.
78. ЧЕЛОВЕК - собирательный образ человеческого рода в целом.
79. ИНДИВИД - один из представителей рода людей, отдельный человек.
80. ЛИЧНОСТЬ- это человек как носитель определённых неповторимых черт.
81. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - единство неповторимых личных свойств человека.
82. СРЕДА СУЩЕСТВОВАНИЯ - пространство жизни человека.
83. СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА - самостоятельное распоряжение человека своей судьбой, выбор собственного жизненного пути и самоопределение в нём.
84. КОЭВОЛЮЦИЯ - партнёрство и сотрудничество человека и окружающего мира, как необходимое условие дальнейшего существования того и другого.
85. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - неизбежная цена свободы и плата за неё.
86. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА - это движение человека во времени и в пространстве общественной жизни.
87. СТРАДАНИЕ - негативное физическое и душевное состояние, мука, боль;
88. ИСТОРИЯ - это прошедшее (вчера, позавчера), которое уже никогда не откроется перед нашим взором и не повторится.
89. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - это анализ и истолкование процесса развития человеческого общества средствами философского познания.
90. ПРОЦЕСС – это последовательное изменение состояния объекта.
91. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - определённая последовательность мировых событий, которые происходят в социальном времени (смена эпох) и в социальном пространстве (развитие отдельных стран и регионов).
92. ЗАКОНЫ ИСТОРИИ - это объективные, устойчивые и повторяющиеся связи (зависимости), проявляющиеся в деятельности людей.
93. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - это этап восходящего развития общества, в основе которого лежит определённый способ производства.
94. СТАДИЯ РОСТА - это этап общественного развития, связанный с определённым уровнем развития промышленности, техники и науки.
95. ЦИВИЛИЗАЦИЯ - крупная эпоха (стадия) в истории человечества, символизирующая становление и прогрессивное развитие человека как деятеля и творца истории.
96. ПРОГРЕСС - тип развития, который означает переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному
97. РЕГРЕСС -тип развития, который означает деградацию, переход от высшего к низшему.
98. АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА – означает разрушение подлинно человеческого в человеке, негативные изменения в его духовности и природе, глубочайший, всесторонний кризис человека.
99. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - это общепланетарные противоречия и трудности развития, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества.
100. ФУТУРОЛОГИЯ – совокупность представлений о будущем Земли и человечества.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Шадринский финансово-экономический колледж-филиал
федерального государственного образовательного бюджетного
учреждения высшего образования
«Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации»
РЕФЕРАТ
(задание, таблица)