Специфика и основные проблемы философии Древнего Китая
История философской мысли Древнего Китая также восходит к 1 тысячелетию до н.э. Мировоззренческие особенности китайской культуры, которые легли в основу китайской философии, это:
1. Идея кровнородственной общины – патронимии, опиравшейся на культ предков.
2. Идея сильного государства и централизованного государственного контроля за социальной, экономической, культурной жизнью.
3. Культ Неба Небо управляло всем ходом событий во Вселенной. Китайцы поклонялись Небу как надличностному принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуалов.
4. Идея всеобщего мирового порядка (а это и есть порядок, устанавливаемый Небом), который проявляется, прежде всего, в социальном порядке.
5. идея самосовершенствования личности. В отличие от Индии, это прежде всего не духовное самосовершенствование, а «тренировка» способности следовать порядку «здесь и сейчас», через этику и этике.
Отсюда главная задача философии – учить порядку, прославлять всеми признанные нормы, осуждать любые отклонения от них.
Философы в Китае были важными участниками политического процесса. Для них характерны:
1) сосредоточенность на вопросах управления государством, этики, ритуала, политики;
2) практико-этический характер философских поисков;
3) рассмотрение мира как единого живого целого, управляемого общим порядком; (не нужно вмешиваться в то, что и так функционирует хорошо). Отсюда:
4) отсутствие интереса к естественнонаучной проблематике.
Наиболее влиятельные философские школы Древнего Китая — даосизм, конфуцианство, легизм и моизм.
Религиозно-мистическое учение даосизма было основано Лао-цзы в VI—V вв. до н. э. К числу основных категорий даосизма относятся философские понятия «дао», «дэ», «инь-ян», «ци», «цзы».
Категория «дао»многозначна: дао — безличный мировой порядок и космический закон гармонии, которому подчиняются и люди, и вся природа; дао — индивидуальная мера человеческого поведения, необходимого для гармонии Поднебесной. Дао проявляет себя через «дэ» – термин переводится как «качество», «дарование», «достоинство», «моральная сила».. Дао порождает, дэ – вскармливает.
Пара категорий «инь-ян» обозначает противоположные, циклически доминирующие во взаимодействии силы, начала Вселенной, которые составляют два предела, ограничивающие круги перемен мира. Ян – мужское, светлое и активное начало. Он управляет Небом. Инь – женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. «Ци» обозначает универсальный субстрат мира, который поддерживает равновесие сил инь-ян.
Категория «цзы» означает одновременно и знание о мире, которое дает возможность правильно действовать в нем, и мудреца-учителя, который использует это знание для упорядочивания основной структуры Космоса: «Небо—Человек—Земля».
Из учения о бытии вытекал этический идеал даосов, ярко выраженный в содержании принципа «у-вэй» — принципа «недеяния», призывающего к отказу от целенаправленной и преднамеренной активности. Своей деятельностью, своими влечениями человек словно бы «рвет мир на куски», делит на полезное и бесполезное, важное и неважное. А требуется, напротив, содержать мир в целостности, единственное правильное отношение к нему – отношение созерцательное. В мире нет зла, есть только дисгармония.
Конфуцианство (основоположник — Кон-фу-цзы или Конфуция) возникло на рубеже VI—V вв. до н. э.
В центре учения – человек, его умственное и нравственное развитие и поведение. Конфуций исходил из неразделимости физических и нравственных законов. От поведения человека зависит весь миропорядок.
Обеспокоенный разложением современного ему общества, падением нравов, Конфуций главное внимание уделяет воспитанию идеального, благородного мужа – «Цзюнь-цзы». Его черты:
жэнь – гуманность, человеколюбие;
сяо – сыновняя почтительность; семья как прообраз государственного устройства;
и – следование долгу
ли – благопристойность, т.е. следование правилам поведения, этикету;
чжи – разумность, мудрость, интеллект
вэнь – воспитанность, культурность, широкий кругозор.
Противоположность цзюнь-цзы – это сяо-жэнь.
Залог счастья человека – процветание государства. Человек не может противопоставлять себя обществу.
Философия Конфуция была ориентирована на поиск таких социальных, политических ценностей, которые способствовали бы сохранению целостности и стабильности государства. Описывая благородного мужа, Конфуций фактически описывает идеальную модель правителя.
Реальный Китай мало соответствует идеальным образцам. Для того, чтобы исправить ситуацию, обосновывалась доктрина чжэн-мин – «исправление имен». Цель исправления имен – обеспечить, чтобы все компоненты социального организма (чиновники, общественные учреждения и т.п.) строго выполняли свои «естественные» функции и предназначения, чтобы все вещи «можно было назвать своими именами».
Критическое преодоление конфуцианства осуществлялось в рамках двух других школ:
Школамоизма (связанная с именем мыслителя Мо Цзы)разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Считали сложный конфуцианский ритуал бессмысленной тратой денег.
Школа Фа-цзя, или Легизм(VI – II вв до н.э.; Шан Ян, Хан Фэй цзы). легисты исходили из законов, утверждая, что политика несовместима с моралью. Конфуцианскому ритуалу ли противопоставлен закон фа. Совесть заменена страхом. Главное средство упорядочения общества – это мобилизация, цель мобилизации – это завоевание других стран и создание единого китайского государства.