Специфика и основные проблемы древнеиндийской философии

Зарождение философской мысли в культуре Древней Индии восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами. Веды (букв. – знания) представляют собой сборники гимнов, молитв, заклинаний, посвященных божествам древнеиндийской мифологии, олицетворяющим силы природы.

Структуру Вед можно представить следующим образом:

Шрути («услышанное») – священные тексты, авторитет которых не подлежит сомнению. Богооткровенные писания без автора, вечное трансцендентное знание, запись звуков истины. Истина передавалась в устной форме со времён появления Вселенной Смрити («запомненное») – истолковывающие тексты: дхарма-шастры –законы, итихасы – истории («Махабхарата», «Рамаяна»), пураны – былины и сказания
Самхиты: четыре Веды: 1) Риг-веда – веда хвалы, состоит из 1017 гимнов в стихотворной форме, большая часть стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя 2) Сама-веда – веда песнопений, описание молитвы при жертвоприношениях 3) Яджур-веда – веда жертвоприношений, описание ритуала жертвоприношения 4) Атхарва-веда – веда заклинаний, описания заклинаний, содержит различные песни и обряды, в большинстве предназначенные для излечения болезней Брахманы: сборник обрядовых инструкций Араньяки: сборник инструкций по медитации для отшельников Упанишады: сборник религиозно-философских обобщений. Познание человеком самого себя и окружающего мира
     

Наибольшее философское значение во всем корпусе Вед имеют Упанишады (буквальный перевод – «сидеть у ног учителя»), в которых образы мифических божеств уже играли роль рациональных философских понятий.

В Упанишадах и в дискуссиях «вокруг» них формируются основы понятийного аппарата древнеиндийской философии: такие категории, как Брахман, Атман, майя, сансара, мокша, карма, нирвана

Первоосновой бытия (всего существующего) – является Брахман – универсальная, безличная душа, из которой возникает весь мир со всеми его элементами. Брахман –един, лишен всяких свойств, из него развилось все существующее.

В каждой человеческой душе имеется неизменная сущность, чистое сознание – Атман, тождественный брахману, т.е. Брахман в человеке проявляется как Атман. Осознать единство Брахмана и атмана, то есть, по сути, единство «я» и мира мешает вселенская иллюзия – майя. Из-за майи единства мира кажется множественностью, а разрыв «я» и мирового начала оборачивается несчастьем и страданием. Однако по мере того как человек совершенствуется духовно, он становится способным прорвать завесу майи и «осознать» тот факт, что Брахман и атман – одно и то же..

Сансара означает круговорот перерождений личности и души, который приносит душе страдание.

Мокша, освобождение человека от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование.

Карма указывает на наличие причинно-следственной связи между нравственным поведением личности и характером ее перевоплощений — это закон этической причинности, движущая сила сансары.

Понятие «нирвана» фиксирует цель усилий личности по преодолению сансары, кармы, которая состоит в достижении состояния успокоения, переживания единства всего сущего.

В обсуждении этих понятий и связанных с ними представлений сложились основные школы древнеиндийской философии. В зависимости от того, признают ли они авторитет Вед как богооткровенного писания, или нет, они делятся на две категории: ортодоксальные (признающие) и неортодоксальные.

Ортдоксальные школы Неортодоксальные школы
Миманса (пурва-миманса, «первое исследование») имеет дело с объяснением ритуала. Понятие дхармы – обязательное исполнение набора ритуалов. Антиаскетизм и антимистика. Миманса – это словно бы «голос мифологического мышления». Веданта («завершение Вед») имеет два слоя: 1) более древний: двайта-веданта. Связана с именем мудреца Вьясы. Учит о возникновении мира из Брахмана; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — автоматически достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. 2) адвайта-веданта. Шанкара дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме. Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») - онтологическое учение Капилы на принципах дуализма: В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи. Йога («напряжение, тренировка» – «практическая санкхья») есть практика созерцания, «перебарывания материи»; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог. Ньяя («правило, логика») —философское учение. Мир существует объективно, и он познаваем. Для его познания разрабатывается своеобразная логика – учение о формах мышления. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления. Джайнизм – учение основано Вардхаманой. Джайнизм признает существование души у всего, что существует в мире. Джива- отдельные души, которые от природы способны к совершенству. Аджива (пространство , материя) являются основными составными частями мира. Связкой между дживой и адживой является карма. Чарвака-локаята древнеиндийская софистика Буддизм. Про него отдельный разговор

Религиозно-философское учениебуддизмавозникает в VI в. до н.э. Основатель – индийский принц Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (просветленный, пробужденный). После многих лет отшельничества и аскезы достиг «пробуждения», т.е. пришел к пониманию правильного «Срединного» жизненного пути, отвергающего крайности (как чревоугодие, так и аскезу).

Суть своего учения Будда выразил в 4 «благородных истинах»:

1. Существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием.

2. Существует причина страдания, которой является жажда жизни.

3. Существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, т.е. устранение этой жажды жизни.

4. Существует путь, ведущий к освобождению от страдания, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям так и путь аскезы и самоистязания.

Освобождение обретается в нирване – внутреннем состоянии, где угасают все чувства и привязанности, а вместе с ними – и весь открывающийся человеку мир. Нирвана – освобождение от необходимости, а значит, свобода. Это освобождение от собственного я, от всякой предметности, всякого содержания.

Путь, ведущий к нирване(так называемый восьмеричный путь):

1) Правильные взгляды. Необходимо верить в 4 «благородные истины», чтобы не уклоняться от пути, предписанного Буддой.

2) Правильная решимость – готовность овладеть своими чувствами и желаниями, стремление сосредоточиться на том, чтобы вести жизнь в соответствии с 4 «благородными истинами».

3) Правильная речь - необходимость воздержания от грубости, клеветы, лжи.

4) Правильные действия. Не причинять вред всему живому, воздерживаться от чувственных удовольствий; воздерживаться от умышленного поиска выгоды.

5) Правильный образ жизни. Мирный, честный, культивирование некорыстного отношения к жизни и привычки жить честным трудом, получать только заслуженное.

6) Правильное усилие – усилие, направленное на достижение 4 великих целей: избегать всего, что мешает спасению; победить то, что призывает к жизни; развить достигнутые успехи; сохранить накопленные заслуги.

7) Правильная направленность мысли. (постараться помнить все, что говорилось и не забывать, что жизнь преходяща).

8) Правильное сосредоточение - правильные методы сосредоточения и медитации, которые ведут к обретению нирваны

Буддизм разделился на многочисленные направления, заметно отличающиеся друг от друга.

Первое направление– хинаяна.Это направление называют еще «малой колесницей». В основе Хинаяны лежит доктрина тхеравады (Школа старой мудрости), претендующая на точное изложение изначального учения Будды. Его сторонники видят в Будде Великого Учителя, который только указал путь к спасению, но не повел к нему. Достижение нирваны – удел немногих избранных монахов. Распространена в странах, расположенных к югу от Индии ( Таиланд, Шри-Ланка, Лаосе, Камбоджи).

Второе направление – махаяна (Большая колесница).В рамках Махаяны развивается концепция, согласно которой просветления может достичь и мирянин, если он будет действовать под руководством бодхистаттвы.

В махаяне существует 3 основных вероучительных момента:

1. учение о тождестве нирваны и сансары. Индивид, который крутится в колесе сансары одновременно пребывает и в нирване, но, ввиду «омраченности» его сознания иллюзией «Я» и материального мира, она (нирвана) остается для него недоступной.

2. учение о бодхисаттвах. Достижение нирваны, открытое каждому человеку, осуществляется не столько праведными личными усилиями, сколько благодаря активной помощи Бодхисаттв

3. учение о будущем приходе будды Майтрейи. Цикличная организация времени. Один цикл – кальпа длится около 4 млрд. лет. В цикле выделяются несколько периодов – «малых кальп», в каждом из которых появляется 5 Будд. Мы живет в эру четвертого Будды – Будды Шакьямуни. Через 5 тыс. лет после ухода Просветленного в нирвану появится последний, пятый Будда – Будда Майтрейя, чей приход совпадает с воцарением на Земле Справедливого правителя, что и будет означать полное и окончательное спасение людей.

Махаяна –распространен в странах к северо-востоку от Индии – Корее, Китае. Японии, Непале, Бирме.

Третье направление в буддизме– ваджраянаили тантрическийбуддизм (тантра – «непрерывность», «поток (психики)»).Это направление зародилось в Индии в начале I тысячелетия н.э. В силу своей таинственности оно почти не изучено. В мире нет ничего постоянного, нет ничего материального, так как все творится исключительно божественной силой Адибудды. Эта Вселенная описывается по образу и подобию человека: движения звезд и планет связаны с дыханием человека, размеры и пропорции человеческого тела отражают структуру Универсума и т.д.


Наши рекомендации