Антропологический материализм Л. Фейербаха
Л. Фейербах был первым немецким философом, который подверг развернутой критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций. В начале своей творческой деятельности Л. Фейербах увлекался философией Гегеля. Однако в 1839 году он выпустил работу “К критике философии Гегеля”, свидетельствующую о его переходе на позиции материализма и атеизма. В 1841 году Л. Фейербах опубликовал свое самое крупное философское произведение “Сущность христианства”, в котором содержалась развернутая критика христианской теологии, обосновывалось материалистическое мировоззрение.
Анализируя исходные посылки гегелевской системы. Фейербах делает вывод о ее глубоком родстве с теологией. “Учение Гегеля, что природа, реальность положена идеей, есть лишь рациональное выражение теологического учения, что природа сотворена Богом, что материальное существо создано нематериальным, то есть абстрактным существом” (Фейербах Л. Избр. филос. произв. М. 1955. Том 1, стр. 128). Критика философии Гегеля идет, прежде всего, по линии ее идеалистических предпосылок, которые сближают философию с религией. Фейербах считает, что религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия Гегеля имеет общие корни. Они возникают в результате отчуждения объективирования, т. е. абстрагирования и наделения самостоятельной формой существования человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода. Такими свойствами являются разум, бессмертие, могущество, благо. “Бесконечная божественная сущность, - пишет Фейербах, – есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо” (Л. Фейербах. Избр. филос. произв. М. 1955. Том 2. стр. 320). Так возникает иллюзия: подлинный творец Бога - человек – рассматривается как творение Бога, становится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности.
Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становиться человек, ибо все эти атрибуты он отнимает у себя. Фейербах стремится возродить у человека чувства самоутверждения и достоинства. По его мнению, это можно сделать только на основе материалистического мировоззрения.
При обосновании материалистического мировоззрения Фейербах отказывается использовать понятие “материя”. Понятие “материя”, “материализм” кажутся ему неприемлемыми в силу сложившегося в общественном сознании отрицательного к ним отношения. Вместо понятия “материя” Фейербах предпочитает использовать понятие “природа”. По Фейербаху, природа существует вечно. Она независима ни от Бога, ни от какой – либо философии. Материализм (натурализм) в системе Л. Фейербаха носит антропологический характер. В центре философии, по его мнению, должен находиться человек. Человек, по мнению Фейербаха, - это высшее существо природы. Природа и человек являются единственными объектами философии. “Новая философия превращает человека, включая природу как базис человека, в единственным универсальный и высший предмет философии” (Фейербах Л. Избр. филос. произв. М., 1955. Том 1. стр. 202).
Философское учение Л. Фейербаха является попыткой утверждения самоценности и значимости конкретного человеческого индивида во всей полноте его телесного и духовного бытия. Фейербах отвергает подход к человеку со стороны классиков немецкого идеализма, которые рассматривали человека по преимуществу как духовное существо. Фейербах стремится по – новому осмыслить понятие субъекта. В системе Л. Фейербаха субъект – это не познающее мышление и не абсолютный дух, не “мировой разум”, а реальный целостной человек в единстве его телесных и душевных качеств. Фейербах стремится реабилитировать природно-биологическое начало в человеке, от которого в значительной степени абстрагировался немецкий идеализм. “Я” у Фейербаха – это не просто духовное и мыслящее начало, а человек, обладающий телом и мыслящей головой, реальное существо со всеми пространственно – временными характеристиками, которое только в качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.
Важнейшей характеристикой субъекта в системе Л. Фейербаха является чувственность. Чувственность – это синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств “природы человека”, его телесности, разума, воли, “сердца”. Однако Фейербах не замыкается на натуралистическом (природном) описании субъекта. Он пытается преодолеть этот натурализм, вводя в понятие субъекта не просто “Я”, но и другого человека. “Идеализм прав, - писал он, - в своих поисках источников идей в человеке, но не прав, когда он хочет вывести эти идеи из обособленного, замкнутого существа, из человека, взятого в виде души, одним словом, когда он хочет вывести их из “Я”, без чувственно данного “Ты”. Идеи возникают только из общения между людьми, только из разговора человека и человеком. (Фейербах Л. Избр. филос. произв. М., 1955. Том 1., стр. 190). Таким образом, чувственность в его системе рассматривается не как натуральная и непосредственная, а как опосредованная общением с другим человеком. Следовательно, отношение человека и природы опосредуется отношением человека к человеку. Именно в сфере межчеловеческого общения и осуществляется, по Фейербаху, реализация человеком своей родовой сущности. В ходе этого общения и совместной деятельности субъективные и частные определения человеческой природы поднимаются до всеобщих объективных определений, и индивидуальная жизнь, соединяясь с родовой, образует целостность человеческих способностей. Это значит, что человек, отправляя “функции рода”, превратил сущностные силы всего человечества, продукты культуры в свои собственные жизненные силы, в целостность своих способностей.
Итак, субъект, по замыслам Л. Фейербаха, - это целостный человек в единстве телесных, духовных и родовых характеристик. Однако в теории познания такая трактовка субъекта остается нереализованной. В решении конкретных проблем теории познания Фейербах стоит на позиции сенсуализма. Исходным пунктом познания, по Фейербаху, является ощущение. Источник же ощущений заключен в самом объективном мире, природе. На базе ощущений у человека возникает мышление. По содержанию мышление не дает людям ничего нового, по сравнению с тем, что содержалось в чувственных данных. Но вместе с тем мышление надо отличать от чувственных данных. Мыслить – это значит связно читать показания чувств. Фейербах доказывал правильность показаний органов чувств, достоверность чувственных данных.
Литература
1. История философии: Учебник / Ч.С.Кирвель, А.А.Бородич, У.Д.Розенфельд и др.. Под ред. Ч.С.Кирвеля. – Минск: Новое знание, 2001. – 792 с..
2. Кулик С.П. История философии: учеб. пособие / С.П.Кулик, Н.У. Тиханович, под общ.ред. С.П.Кулика. – Минск: Выш.шк., 2007. – 316 с.
3. Мартынов М.И. Философия: курс интенсив. подгот. / М.И.Мартынов, Л.Г.Кравченко. – 2-е изд.. – Минск ТетраСистемс, 2008. – 320 с.
4. Философия: учеб. пособие /Я.С.Яскевич – Минск: Выш. шк., 2012 – 474 с.
Дополнительная
1. Философская энциклопедия под ред. В. Константинова. В 5 томах. М. 1960-1970.
2. Философский энциклопедический словарь. М.1994. Статьи «Философия», «Материализм», «Идеализм», «Диалектика», «Метафизика», «Материя», «Догматизм», «Эклектика», «Софистика», «Агностицизм», «Гносеология», «Онтология».
Глоссарий
1. | Абсолютная идея | Основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность (т. е. субстанцию и субъект одновременно). |
2. | Дух | Понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. |
3. | Абсолютный дух | В философской системе Гегеля заключительное звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субъективного духа и объективного духа, дух восходит к абсолютному знанию. |
4. | Субъективный дух | Категория философии Гегеля, обозначающая этап становления отчужденного существования Абсолютной идеи в природе, когда создается человек и человечество как носители идеи. |
5. | Объективный дух | В философии Гегеля вторая ступень развития духа. Пройдя стадию субъективного духа, дух реализует свою свободную волю в объективном мире. |
6. | Антропологизм | Философская концепция, представители которой усматривают в понятии “человек” основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из нее, можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Фейербах был представителем материалистического антропологизма. |
Задания для контроля
1. Найдите соответствие:
1. | Основная категория философии Гегеля. | Объективный дух, субъективный дух, Абсолютная идея, абсолютный дух. |
2. Определите философскую позицию Г. Гегеля:
а) субъективный идеализм;
б) объективный идеализм
в) материализм;
г) оптимизм;
д) дуализм;
е) агностицизм.
б) панлогизм;
3. Допишите фразу: Самая развитая форма диалектики как теории развития в рамках немецкой классической философии была разработана ....
4. Установите соответствие, позволяющее определить философскую позицию названных мыслителей:
1. Материалист а) Г. Гегель,
б) Л. Фейербах,
2. Идеалист
5. Вставьте пропущенное имя философа XIX века: Создателем антропологического материализма является....
6. Определите философскую позицию Л. Фейрбаха:
а) субъективный идеализм;
б) критицизм по отношению к религии;
в) диалектический материализм;
г) объективный идеализм;
д) сенсуализм.
7. Определите, каким существом является человек по Л. Фейербаху:
а) историческим и социальным,
б) природным,
и) биопсихосоциальным.
8. Укажите, как можно квалифицировать взгляды Л. Фейербаха на социальную реальность:
а) материализм,
б) идеализм,
в) дуализм.
Письменно ответьте на следующие вопросы :
1. Как понимать утверждение Гегеля, что Абсолютная идея есть все во всем?
2. В чем выражается многогранность мирового разума (мирового духа) в философии Гегеля?
3. Какие этапы самораскрытия Абсолютной идеи (по Гегелю) Вам известны?
4. В чем сущность противоречия между методом и системой в философии Гегеля?
5. В чем Фейербах видел родство гегелевской философии с теологией?
6. Почему материализм Фейербаха называется антропологическим?
7. Как понимать положение, что в решении проблем теории познания Фейербах находится на позициях сенсуализма?