III. Предмет, метод и функции философии
1. Специфика предмета философии: взаимодействие системы МИР - ЧЕЛОВЕК. Предметом философии является бытие как особая сложная система, включающая в себя человека и мир (природу). Философия выступает как знание, размышление о предельных, т.е. наиболее общих взаимоотношениях, связывающих две компоненты системы (см.рис) (на рис. : стрелки – онтология, гносеология, аксиология, праксиология – виды взаимодействия мира и человека)
2. Специфика философского метода:
- теоретическая рефлексия, т.е. для философии характерен поиск предельных оснований и форм духовной жизни человека и культуры в целом;
- универсализм, т.е. для философии характерно стремление познать мир в целом, выйдя за границы человеческого знания; в философии вырабатывается система общих понятий - категорий;
- субстанциализм: пытаясь представить мир как единое целое, философия пытается найти сущность, субстанцию, из которой всё возникает и во что всё превращается;
- критико-аналитический характер исследований (это объединяет философию и науку);
- философия всегда старается выразить ценностное отношение к миру.
Функции философии:
1. Мировоззренческая: философия обобщает данные совокупного человеческого опыта и пытается выработать картину мира и определить место человека в нем.
2. Методологическая: занимаясь поисками предельных оснований бытия, философия разрабатывает систему наиболее общих понятий, категорий, в которых эти знания и выражаются.
3. Гносеологическая: философия исследует те проблемы, которые находятся вне поля зрения других наук.
4. Аксиологическая (ценностная): философия теоретически обобщает, осмысляет и систематизирует ценности, складывающиеся в рамках разных культур.
5. Социальная – философия участвует в изменении мира.
2. Основные школы античности
Античная философия - это философия Древней Греции и Древнего Рима.
С VIII в. до н.э. в Греции формируется особая социально-экономическая организация – полис. Полис – город-государство, для которого при всех формах правления характерен один политический режим - демократия. Человек полиса ориентируется на активную жизнь и обучение, он может быть выбран на любую государственную должность (что требует умения учиться и быть активным). В полисах происходило обсуждение всех общественных проблем на агоре: от гражданина полиса требовалось умение убедить противника, доказать свое суждение логически.
Процесс становления древнегреческой философии шел и как процесс становления методологии. Основные методы, сформировавшиеся в античности:
Диалектика (умение спорить и отстаивать свое мнение) и теория (т.е. созерцание, умозрение). Мир, вселенная в целом понимался как природа (физис), которая представляет собой космос (порядок). Упорядоченность космосу придает логос (закон). Космос тождественен логосу и для его познания достаточно умозрения, теории.
Этапы (периоды) античной философии:
1. Натурфилософский(или физический = природный), 8-7 – 5 в.в. до н.э. Основная проблема: что является первоначалом всех вещей.
Философские школы данного периода:
- Милетская
- Элейская
- Пифагорейская
- Атомистическая
- Гераклит (не создавший школу)
2. Классический-конец 5 в до н.э. – 4 в. до н.э. Основная проблема: что такое человек? Важнейшими проблемами являлись и проблемы логики и теории познания.
Представители: Софисты, Сократ, Платон, Аристотель.
3. Эллинистическо-римский (эллинизм), после распада империи Александра Македонского, 3 в до н.э. – 3 в н.э. Греческая культура распространяется на Восток. Основная проблема данного этапа: что такое благо? Как должен вести себя мудрец? Этические проблемы.
Философские школы:
- киников
- эпикурейцев
- стоиков
- скептиков
- неоплатоников
- неопифагорейцев
- перипатетиков (последователей Аристотеля).
I. НАТУРФИЛОСОФСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Милетская школа
Полис Милет – богатая колония, находившаяся на торговом перепутье, куда часто заезжали мудрецы с Востока.
Представители Милетской школы:
Фалес (последнее десятилетие 7 – первая половина 6 в.в. до н.э.), Анаксимандр (конец 7 – вторая половина 6 в.в. до н.э.), Анаксимен (6 в. до н.э.)
Основная проблема, которую решали милетцы - это проблема «архэ», т.е. первоначала всех вещей. Для Фалеса архэ – это вода (т.е. жидкость как таковая).
Анаксимандр ввел термин «первоначало» – архэ. Их архэ всё возникает, из него состоит и в него всё возвращается. У Анаксимандра архэ – это «апейрон» (беспредельное, бескачаственное начало). Анаксимандр формулирует первые диалектические идеи: все вещи возникают из противоположностей «холодного» и «теплого». Всё изменяется и переходит из одного состояния в другое. Анаксимен - делает шаг назад - у него архэ – это конкретное вещество, воздух.
Элейская школа
Основатель: Ксенофан (расцвет /акмэ/ - 570 г. до н.э.)
Ксенофан первый осуществил антропологическую критику религии (каждый народ создает своих богов по своему идеальному образу); выдвинул идею космоса как бытия – шарообразного, неподвижного, неделимого и совершенного.
Парменид(вторая ½ 6 –середина 5 вв. до н.э.). Парменид ввел в философию понятие «бытие». В своей работе «О природе» он утверждал: Есть два пути познания мира: путь мнения, который дает нам представление о кажущемся мире (т.е. небытии), этот мир изменчив, состоит из множества многообразных вещей; путь истины, путь знания (который дает нам представление о бытии). Бытие – то, что существует – оно не возникает, не уничтожается, оно неделимо, однородно и совершенно.
Зенон Элейский (конец 6 в. (начало 5 в. до н.э.)).
Он не создавал новые идеи, а доказывал идеи Парменида. Известно 40 доказательств против множественности, 4 апории против движения. Зенон является основателем субъективной диалектики,которая строится по принципу: «Если доказать, что что-то противоречиво, а значит оно не может мыслиться и поэтому неистинно, то обратное ему будет истинно».
3. Пифагорейская школа
Основатель - Пифагор (расцвет /акмэ/ - 530 г. до н.э.).
Он утверждал, что:
1. Космос подчиняется количественным закономерностям. Поэтому архэ – это число. Ранние пифагорейцы понимали число сначала как нечто вещественное, а поздние как числовую абстрактную единицу. Согласно пифагорейцам, мир состоит из четных и нечетных чисел.
2. У пифагорейцев возникают первые антропологические идеи: человек состоит из тела и души: душа – бессмертна, она покидает тело при смерти человека.
4. Атомистическая школа
Демокрит(родился в 460 г. до н.э.). Учитель Демокрита (легендарный основатель атомизма) – Левкипп ввел понятие атома. «Атом» буквально неделимый. По Демокриту, «бытие – это атомы, атомы являются архэ (из них вещи состоят, атомы соединяются - вещи возникают, распадаются - вещи исчезают). Атомы постоянно движутся в пустоте, отличаются друг от друга весом, размером и положением в пространстве. Из атомов состоят тела, которые соединяются в тела по необходимости.
Демокриту принадлежит одна из первых формулировок принципа детерминизма («детермо» = определяю): в мире нет случайности, а есть жесткая необходимость, связь причин и следствий.
Теория познания Демокрита: Демокрит является представителем сенсуализма, согласно которому единственным надежным источником познания являются органы чувств, т.к. в нашем теле есть атомы, которые присутствуют и в вещах (подобное познается подобным). Душа по Демокриту, состоит из особых, светоносных атомов.
5. Гераклит
Гераклит (расцвет /акмэ/ 504-501 гг. до н.э.).
По Гераклиту, архэ – это огонь (важнейшая характеристика - изменчивость). У Космоса (природы) есть закон, подчиняющий себе всё существование природы – логос (слово). «Всё не только упорядочено, но и подчиненно закону существования космоса».
Гераклит развил и четко сформулировал диалектические идеи, появившиеся еще в философии милетцев. Диалектические идеи Гераклита: он развивает положения об изменчивости и противоречивости всего существующего:
1. Всё в мире изменчиво. Вещи возникают, изменяются и гибнут (исчезают), возвращаясь к своему первоначалу.
2. Все изменения происходят благодаря борьбе противоположностей.
3. Противоположности находятся в гармоническом единстве.
Это всё объективная диалектика мира, где господствуют противоречия.
II. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Центром классической философии, классической культуры в целом становятся Афины после греко-персидских войн.
Классический период начинается с так называемого «гуманистического предпериода», для которого характерно зарождение антропологических идей, формирование в примитивной форме принципа антропоцентризма.
1. Софисты
Софисты – буквально платные учителя мудрости. Софистов можно разделить на: старших и младших.
После греко-персидских войн начинается кризис полисной системы и именно софистами осознается необходимость переоценки полисных ценностей. Софисты противопоставляют природе созданное человеком (т.е. законы и ценности). Т.к. законы и ценности созданы человеком, то они могут быть переосмыслены, переоценены. Критерием переоценки является человек как «мера всех вещей».
Старшие софисты:
Протагор(491 г. до н.э. – 381 г. до н.э.). Ему принадлежит знаменитая формула: «Человек – мера всех вещей». В ней можно увидеть первую (весьма примитивную) формулировку принципа антропоцентризма. Но, если человек выступает критерием для переоценки ценностей, то это может вести к релятивизму (т.е. к признанию относительности всех ценностей).
Горгий. Для его философии характерно доказательство относительности, как знаний, так и ценностей. Горгий полагал, что в мире нет абсолютного, всё – относительно. Поэтому истина не имеет значения, главное - умение логически доказать свою правоту (иногда запутав противника, даже путем логических ошибок).
2. Сократ
Сократ (469 г. до н.э. – 399 г. до н.э.). Сократ – оппонент софистов, основатель рационализма. Ученики Сократа: Платон, Евклид из Мегары, Диоген.
Значение Сократа в философии:
1. Именно Сократ заложил основание для рационалистической антропологии (учения о человеке). По Сократу, человека представляет собой единство тела и души, которая определяет сущность человека. Душа - это разум, а разум – это способность к приобретению знаний и к нравственному поведению. На основе рационалистической антропологии Сократ создает рационалистическую этику: нравственность человека, добродетель – это знания. Свобода – следование разуму, а не инстинктам, следование установленным законам полиса.
2. Сократ впервые поставил проблему метода. Метод Сократа: майевтика (это название определила профессия матери Сократа – повивальной бабки, он считал, что помогает родиться мысли так же, как его мама помогала родиться ребенку). Майевтика по форме представляла собой маску незнания («я знаю, что ничего не знаю») и иронию. Через иронические вопросы собеседнику Сократ старался придти к знанию. По содержанию майевтика представляла собой индукцию (умозаключение от частного к общему) и определение понятия. Сократ сделал вывод: существует нечто общее, что объединяет ряд предметов, но к ним не сводится. Это понятие - форма мысли, в которой фиксируется общее у ряда сходных предметов. Например, красота, добро и т.п.