I. Философия в жизни человека и общества
В понимании философии выделяют два основных момента: 1. Является ли философия наукой? 2. Является ли философия мировоззрением?
Мировоззрение – система взглядов человека на мир и его место в нем. Отношение человека к миру выражается в системе ценностей, норм, законов, запретов, идеалов, которые и служат регуляторами человеческого поведения, ориентиром поступков. Мировоззрение - это система знаний и ценностей.
Мировоззрение– система представлений о мире и об отношении человека к миру, характерная как для отдельного человека, так и для общества в целом.
В структуре мировоззрения выделяются следующие компоненты и уровни. Компоненты мировоззрения: 1. Познавательный (знания); 2. Нормативно-ценностный (сумма ценностей, норм, правил, идеалов), 3. Эмоционально-волевой (убеждения). 4. Жизненная программа (практические, поведенческие стратегии).
Уровни мировоззрения:
1. Жизненно-практический (уровень индивидуального сознания, обобщения неповторимого жизненного опыта конкретного индивидуального человека), характеризуется прагматичностью, нацелен на практику, отсутствием строгих внутренних логических связей внутри знаний, мозаичностью, внутренние связи очень слабы.
2. Рационально-теоретический (формируется специально на основе обобщения совокупного мирового человеческого опыта, а не отдельных людей), характеризуется внутренней логической связанностью, отсутствием внутренних противоречий – система.
Развитие мировоззрения охватывает следующие исторические типы: мифология, религия, философия.
Исторические типы мировоззрения:
1. Мифологический (самые первые, ранние этапы развития – первобытнообщинный строй). «Мифос» – сказание.
Мифология – это такой исторический тип мировоззрения, в котором мир и человек осмысляются в образно-символической форме. Характерно: художественно-образное, чувственно-наглядное восприятие человеком мира. Мифология - это мышление не понятиями, а образами. Человек почти ничего не знает о причинах всего происходящего, т.к. понимания причин происходящего у человека ещё нет. Человек не знает причин: незнание компенсируется фантазией, абстрактным мышлением. Человек не выделяет себя из природы, отождествляя все существующее с собой.
Характерные черты мифологии:
- Антропоморфизм (человек отождествляет все с собой, дословно - очеловечивание).
- Анимизм (оживление, одушевление, душа есть у человека, животных, растений, воды, камней и т.д.).
- Алогизм (отсутствие логики – можно остановить Солнце, оживить умершего и т.д., т.е. у мифов существует своя собственная логика).
2. Религиозный. Происходит прорыв из мифологического (практического) мировоззрения в теоретическое мировоззрение и с этого момента начинается всеобщая история. Для религии характерно: максимальная апелляция не к разуму человека, а к его религиозному чувству, вере.
Религия – это такой исторический тип мировоззрения, в котором мир раздваивается: на естественный и сверхъестественный, причем, первый целиком и полностью зависит от второго. Религия содержит элементы мифологии и теоретические положения - догматы. Последнее – самое важное в религии – вера, а не разум.
3. Философский. Апеллирует к сознанию, разуму человека, а не к его чувствам. Философское мировоззрение, философское знание появляется одновременно в нескольких регионах: Китай, Индия, Средиземноморье (т.е. Древняя Греция). Если на Востоке философское мировоззрение характеризуется единством с религией, то в Греции оно представляет собой классическое, «очищенное» от мифов теоретическое знание. Только в Греции философия приобретает самостоятельную форму, становится рационалистически-теоретической. Это можно объяснить, тем, что:
- на Востоке господствовала традиция, религиозное мышление, которое влияло на развитие философии.
- в Древней Греции, в системе городов-государств (полисов) доминировала демократия, конкуренция в обсуждении. Произошел слом традиций. Отсюда в Греции началось развитие теоретического знания, отличающегося от восточного, рецептурного, практического знания.
Философия – это такой исторический тип мировоззрения, в котором человек и мир осмысляются в категориальной форме (категории – философские понятия предельной степени общности, они всегда имеют мировоззренческую значимость, они так или иначе вплетены в систему мировоззрения).
Философия как мировоззрение имеет 2 направления:
- идеализм (первоначало всего существующего – идеальное, духовное);
- материализм (первоначалом всего существующего является нечто материальное: природа, вещество, вода и т.д.).
Виды идеализма:
- объективный (все существующее не зависит от единичного сознания);
- субъективный (все существующее зависит от единичного сознания, первоначалом всего существующего является единичное сознание).
По определению: Философия (от «фило» любовь + «София» мудрость) - это «любомудрие», а не научное знание. В философии важны не только знания, но и ценностная сторона. Философия – наука не только о сущем, но и о должном. Философское мировоззрение – осознание древними греками «знание – не есть ещё добро, знанием должно что-то руководить».
Философия как наука, обладает признаками научности:
- Она представляет собой систематизированное, обоснованное, доказательное знание.
- Как все науки она имеет свой язык (философские категории).
- Как все науки она опирается на четкую методологию.
- Как все науки она имеет свой собственный предмет исследования. Философия исследует мир в целом и мир как целое. Ее предметом является всеобщее в системе отношений мир – человек.
В соответствии с этими отношениями выделяются разделы философии.
Структура философского знания (разделы философии):
- Онтология – учение о бытии (мире, его первоначале, исходных первоосновах бытия).
- Гносеология – теория познания (исследуются закономерности познания человеком мира).
- Аксиология – изучает ценности.
- Праксиология – изучает практические изменения человеком мира.
- Философская антропология – исследуется человек.
- Социальная философия – исследуется общество и закономерности его динамики.
- Логика (создал Аристотель) – наука о законах мышления.
- Этика – философское учение о нравственности, морали.
- Эстетика – учение о прекрасном.
- Философия и методология науки.
- Философия религии.
- Философия культуры.
- Философия техники.
- История философии.
Философия начинает расходиться с наукой в XVII столетии. Она проделала путь от «любомудрия», «служанки богословия» к «науке наук», стремившейся подчинить себе всё остальное знание. Последнее характерно для натурфилософии, когда она пыталась диктовать не только методы, но и типы решений конкретных научных проблем.