Раздел 2. античная философия
Текст 4. Гераклит Эфесский [Изречения]
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (6 в. до н.э.) – выдающийся мыслитель античности, вошел в историю философии как родоначальник диалектики. За трудность понимания его слога получил прозвище «Темный». Сохранилось немногим более ста фрагментов сочинения Гераклита. Ниже приводится 24 фрагмента по изданию: Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С. 176-256. Нумерация и заголовки даны составителем.
Вопросы и задания к тексту
1. Проведите различие между мудрым (мудростью) и немудрым. Выпишите все признаки мудрого, выполните их отрицание. Выпишите все признаки немудрости, сопоставьте их с отрцицаниями мудрости.
2. Укажите главный признак ума.
3. Какое знание научает уму?
4. Что общего в природе?
5. Почему людям не к добру исполнение их желаний? (Дайте интерпретацию фрагмента 21. в контексте учения Гераклита).
6. Почему народ должен сражаться за попираемый закон? (Дайте собственную интерпретацию фрагмента 23).
7. Что означает «эта-вот Речь (Логос)»? (Дайте собственную интерпретацию).
О мудрости
(1) «Эту-вот Речь (Логос) сущую вечно люди не понимают и прежде, чем выслушать, и выслушав однажды. Ибо, хотя все сталкиваются напрямую в этой-вот Речью (Логосом), они подобны незнающим ее, даром что узнают на опыте точно такие слова и вещи, какие описываю я, разделяя их согласно природе и высказывая их так, как они есть. Что ж касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому как этого не помнят спящие».
(2) «Выслушав не мою, но эту-вот Речь (Логос), должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно».
(3) «Ибо Мудрым можно считать только одно: Ум, могущий править всей Вселенной».
(4) «Кто намерен говорить с умом, те должны крепко опираться на общее для всех, как граждане полиса – на закон, и даже гораздо крепче. Ибо все человеческие законы зависят от одного, божественного: он простирает свою власть так далеко, как только пожелает, и всему довлеет и все превосходит. /…/ но хотя разум (логос) – общ, большинство людей живет так, как если бы у них был особенный рассудок».
(5) «Целомудрие [самоограничение] – величайшая добродетель, мудрость же в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, осознавая».
О познании
(6) «Природа любит прятаться»
(7) «Глаза и уши – дурные свидетели людей, если души у них варварские».
(8) «Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем».
О диалектике
(9) «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».
(10) «На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды».
(11) «Должно знать, что война общепринята, что вражда – обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду и заимообразно».
(12) «Война – отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других – людьми, одних творит рабами, других – свободными».
(13) «Гомер, молясь о том, чтобы «вражда сгинула меж богами и меж людьми», сам того не ведая, накликает проклятье на рождение всех, ибо они рождаются в силу противоборства и противодействия»
(14) «Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой: перевернутое соединение (гармония), как лука и лиры».
(15) «Совместны у круга (окружности) начало и конец».
(16) «Путь вверх-вниз один и тот же».
(17) «Море – вода чистейшая и грязнейшая: рыбам – питьевая и спасительная, людям – негодная для питья и губительная».
(18) «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод – сытость, усталость – отдых».
(19) «Бессмертные смертны, смертные бессмертны, одни живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают».
О человеке.
(20) «Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера».
(21) «Душе присуща самовозрастающая мера».
(22) «Не к добру людям исполнение их желаний».
(23) «Всякая тварь бичом спасается».
(24) «Народ должен сражаться за попираемый закон, как за стену города».
Текст 5. Парменид «О природе».
ПАРМЕНИД ЭЛЕЙСКИЙ (вторая половина 6 - начало 5 в. до н.э.) - основоположник элейской школы, одна из ключевых фигур в истории древнегреческой философии и европейской философской традиции вообще. В трактате «О природе» Парменид выразил главные принципы европейской онтологии. Трактат состоит из трех частей. В первой части Парменид указывает на источник обретенного им знания. Мысль его уносится в сферу умопостигаемого, где встречается с богиней Правдой, которая и открывает ему учение о путях познания: как «убедительной Истины непогрешимое сердце», так и «мнения смертных, в которых нет верности точной». Вторая часть поэмы посвящена пути Истины, третья – мнению смертных. Ниже публикуется вторая часть трактата Парменида по изданию: Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. С. 295-297. Нумерация строф дана составителем.
Вопросы и задания к тексту
1. Сколько путей познания («изыскания») выделяет Парменид? Назовите их и укажите по тексту существенные признаки.
2. Найдите основной тезис и главный аргумент в тексте.
3. Сформулируйте все аргументы «за» выбор пути истины.
4. Сформулируйте все аргументы «против» пути заблуждения.
5. Выпишите все признаки бытия, сгруппируйте их так, чтобы тождественные признаки были собраны в отдельные группы. Сколько получилось групп признаков?
6. Выпишите все принципы, которые не относятся к характеристике бытия.
7. Выдающийся немецкий мыслитель ХХ века Мартин Хайдеггер сказал: «Взрыв атомной бомбы впервые раздался в трактате Парменита «О природе». Поясните эту метафору Хайдеггера.
[Путь Истины]
(1) Ныне скажу я, а ты восприми мое слово, услышав,
Что за пути изысканья единственно мыслить возможно.
Первый гласит, что “есть” и “не быть никак невозможно”:
Это — путь Убежденья (которое Истине спутник).
(5) Путь второй — что “не есть” и “не быть должно неизбежно”:
Эта тропа, говорю я тебе, совершенно безвестна,
Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удастся),
Ни изъяснить…
Ибо мыслить – то же, что быть…
(10) Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь
Есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать.
Прежде тебя от сего отвращаю пути изысканья,
А затем от того, где люди, лишенные знанья,
Бродят о двух головах. Беспомощность жалкая правит
(15) В их груди заплутавшим умом, а они в изумленья
Мечутся, глухи и слепы равно, невнятные толпы,
Коими «быть» и «не быть» одним признаются и тем же
И не тем же, но все идет на попятную тотчас.
Нет, никогда не вынудить это: «не-сущее суще».
(20) Но отврати свою мысль от сего пути изысканья,
Да не побудит тебя на него многоопытный навык
Оком бесцельным глазеть, и слушать ухом шумящим,
И языком ощущать. Рассуди многоспорящий довод
Разумом, мной приведенный. Один только путь остается,
(25) «Есть» гласящий; на нем — примет очень много различных,
Что нерожденным должно оно быть и негибнущим также,
Целым, единородным, бездрожным и совершенным.
И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу
«Есть», одно, сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.
(30) Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю
Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо
Есть, что не есть. Да и что за нужда бы его побудила
Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?
Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.
(35) Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,
Кроме него самого, возникать ничему. Потому-то
Правда его не пустила рождаться, ослабив оковы,
Иль погибать, но держит крепко. Решение — вот в чем:
Есть иль не есть? Так вот, решено, как и необходимо,
(40) Путь второй отмести как немыслимый и безымянный
(Ложен сей путь), а первый признать за сущий и верный.
Как может «быть потом» то, что есть, как могло бы «быть в прошлом»
«Было» — значит не есть, не есть, если «некогда будет».
Так угасло рожденье и без вести гибель пропала.
(45) И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:
Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше,
Что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим.
Все непрерывно тем самым: сомкнулось сущее с сущим.
Но в границах великих оков оно неподвижно,
(50) Безначально и непрекратимо: рожденье и гибель
Прочь отброшены — их отразил безошибочный довод.
То же, на месте одном, покоясь в себе, пребывает
И пребудет так постоянно: мощно Ананкэ
Держит в оковах границ, что вкруг его запирают,
(55) Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно:
Нет нужды у него, а будь, во всем бы нуждалось.
То же самое — мысль и то, о чем мысль возникает,
Ибо без бытия, о котором ее изрекают,
Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого
(60) Сверх бытия ничего: Судьба его приковала
Быть целокупным, недвижным. Поэтому именем будет
Все, что приняли люди, за истину то полагая:
“Быть и не быть”, “рождаться на свет и гибнуть бесследно”,
“Перемещаться” и “цвет изменять ослепительно яркий”.
(65) Но, поскольку есть крайний предел, оно завершенно
Отовсюду, подобное глыбе прекруглого Шара,
От середины везде равносильное, ибо не больше,
Но и не меньше вот тут должно его быть, чем вон там вот.
Ибо нет ни не-сущего, кое ему помешало б
(70) С равным смыкаться, ни сущего, так чтобы тут его было
Больше, меньше — там, раз все оно неуязвимо.
Ибо отвсюду равно себе, однородно в границах.
Здесь достоверное слово и мысль мою завершаю
Я об Истине...