Отношения между понятиями
Выделяют четыре основных отношения между понятиями:
1) тождество;
2) подчинение;
3) пересечение;
4) несовместимость.
Студентам предлагается самостоятельно установить соответствие между графическими схемами (в данном случае это круги Эйлера) и отношениями тождества, подчинения, пересечения и несовместимости.
Особенно важно научить студентов разграничивать отношения между понятиями и отношения между самими предметами. Так, начинающие изучать логику часто путают уровень понятий и уровень вещей. К примеру, на вопрос, почему студент изобразил понятия преподавателя и студента в качестве пересекающихся, автор любопытной графической схемы отвечает: «Но ведь они же пересекаются на экзамене». То же самое смешение идеального и реального толкает обучающихся зарисовать понятия начальника и подчиненного как находящиеся в отношении подчинения. На самом же деле, от того, что начальник управляет подчиненным, понятие начальника не становится господствующим над понятием подчиненного. Иными словами, отношение подчинения регулирует поведение между начальником и подчиненным, но не распространяет свое властное действие на понятийном уровне.
Богатая палитра взаимоотношений между мужем и женой также не укладывается в логический формат, предписывающий понятиям мужа и жены вступить в отношения несовместимости. Не спешите винить логиков в пессимистическом видении сущности брака: несовместимость характеров здесь ни при чем – просто ни одному мужу еще не удавалось быть одновременно и женой, равно как и жене – мужем.
Логические аберрации подобного рода заслуживают более подробного анализа, поскольку именно на умении абстрагироваться от вещественных смыслов основано не только освоение логики, но и изучение всей науки в целом. Воспитание способности к отвлеченному мышлению является одной из важнейших задач дисциплины «Логика».
Операции над понятиями
Обобщение, ограничение, определение и деление составляют четыре логические операции с понятиями. Наибольшую значимость представляют последние две, так как образуют фундамент любых классификаций.
Обобщение – процедура увеличения объема исходного понятия.
Ограничение – логическая операция, приводящая к уменьшению объема данного понятия.
Остановимся более детально на определении и делении.
Определение – раскрытие содержания понятия через перечисление его родовых и видовых признаков.
При формулировке определений необходимо придерживаться следующих правил: соразмерности объема определяющего и определяемого понятия, ясности и однозначности, отсутствия круга и отрицания в структуре определения. Разберем несколько примеров с целью указать на допущенные в них ошибки, а также для пробуждения читательской активности в поиске верного определения:
1) Логика – это теория мышления (объем определяющего понятия больше объема определяемого).
Логика – это учение Аристотеля (объем определяющего понятия меньше объема определяемого).
2) Истина – это то, что в огне не горит и в воде не тонет (использование метафоры в определение лишает его требуемой однозначности).
3) Монадология – это учение о монадах (неизвестное раскрывается через неизвестное, в результате чего образуется порочный круг).
4) Консерватория – это не училище (определение содержит отрицание).
Деление – логическая операция, вычленяющая из объема родового понятия видовые понятия.
Так же, как и определение, логическое деление должно быть соразмерным. Кроме этого общего правила, следует соблюсти и три специальных: наличие одного основания деления, отсутствие скачков и пересекающихся членов деления.
Практика.
Контрольная работа по теме «Понятие»:
1. Сформулируйте закон, регулирующий взаимосвязь объема и содержания понятия.
2. Выбрать из нижеперечисленных понятий только общие: «земная любовь», «Афродита Небесная», «справедливость», «Строгановский дворец», «Соломон», «философия».
3. Выписать только абстрактные понятия: «Весенняя соната», «бытие», «кентавр», «Звягинцев», «любовь».
4. В каком смысле: собирательном или разделительном, – использован термин «весь» в следующем примере: а) «Вся Гатчина знает Королькову»; б) «Все греки гостеприимны»; в) «Вся группа была снята с занятий».
5. Какое правило деления нарушено в указанном предложении: «У моего друга не оказалось ни мебели, ни посуды, ни даже жены»?
6. Какое правило логического определения не соблюдено в следующем высказывании: «Геометрия – это учение Евклида»?
7. Сформулируйте определение через род и видовое отличие для термина «нанотехнологии».
8. Изобразите в кругах Эйлера понятия: А – любовь, В – дружба, С – страсть.
9. Изобразить в кругах Эйлера понятия: А – философия, В – этика, С – психология, D – любовь к мудрости.
10. Приведите пример понятий, находящихся в таких отношениях:
11. Осуществите логическую операцию деления над понятием «искусство», соблюдая все правила логического деления.