Фрагменты из учения Пифагора
Тема №1. Проблема первоначала: Фалес и Пифагор
Задачи семинара:
1) Выявить отличительные особенности античной натурфилософии, определив центральные вопросы этого философского периода.
2) Познакомить студентов с учениями Фалеса и Пифагора, обращаясь не только к фрагментам ранних древнегреческих философов, но и к более позднему философскому наследию, в частности: к лекциям по истории философии Гегеля.
3) Определить специфику философского мышления в его отличии от мифологического миропонимания, проследив, как зарождаются основные философские понятия.
I. Жизнь и творчество Фалеса
Биография Фалеса
Фалес(ок.640-ок.546 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, основатель милетской школы. Согласно преданию, Фалес первым объяснил причину солнечного затмения, доказал, что круг делится диаметром пополам, а также установил равенство углов, лежащих в основании равнобедренного треугольника. Началом всех вещей полагал воду, а космос считал одушевленным и полным божественных сил. По словам Аристотеля, мудрость Фалеса заключалась в знании и интуиции наиболее ценных по своей природе вещей, благодаря чему милетский мыслитель и был причислен к семи мудрецам Эллады.
Вопросы по философии Фалеса:
1) Каковы ключевые понятия ранней греческой философской традиции?
2) Из чего, по представлению греков, возникает космос?
3) Какая проблема является ведущей для натурфилософского периода?
4) Что есть первоначало мира в философии Фалеса?
5) Что сообщает изречению Фалеса философскую значимость?
6) Какой тип мышления наивысший, согласно Фалесу?
7) Назовите представителей милетской школы.
Фрагменты из учения Фалеса
1.(35) «…Много слов отнюдь не выражают мудрую мысль.
Ищи одну мудрость,
Выбирай одно благо <…>
Старше всех вещей – бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всего – космос, ибо он творение бога.
Больше всего – пространство, ибо оно вмещает все.
Быстрее всего – мысль, ибо она бежит без остановки.
Сильнее всего – необходимость, ибо она одолевает всех.
Мудрее всего – время, ибо оно обнаруживает все».
12 а. «Все из воды…и в воду все разлагается».
12 b. «начало и конец Вселенной – вода».
22. «все полно богов».
22а. «Фалес первым объявил душу вечнодвижущейся или самодвижущейся субстанцией».
23. «Фалес полагает, что бог – это ум космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна божеств; элементарную влагу пронизывает божественная сила, приводящая воду в движение» <…>
«Прекрасно полагает Фалес, что во всех важнейших и величайших частях космоса имеется душа, а потому и не стоит удивляться тому, что промыслом бога совершаются прекраснейшие дела»[2].
Фрагменты из лекций по истории философии Гегеля
«…о Фалесе нам ничего другого неизвестно, кроме принимаемого им первоначала, кроме утверждения, что вода есть бог всего…Аристотель высказывает в виде предположения, почему Фалес остановился именно на воде: «Может быть, Фалес был наведен на эту мысль потому, что он видел, что всякая пища влажна, что и само тепло возникает из влажного и живые существа живут им. То, из чего нечто возникает, есть первоначало всего. Поэтому он пришел к своей мысли также еще потому, что все семена обладают влажной природой, вода же есть первоначало влажного» <…>
Простое положение Фалеса представляет собою философское учение потому, что в нем берется не чувственная вода в ее особенности, противопоставляемой другим вещам природы, а вода как мысль, в которой все вещи природы растворены и заключены»[3].
II. Жизнь и творчество Пифагора
Биография Пифагора
Пифагор(ок.570-ок.497 гг. до н.э.) – античный мыслитель, внесший значительный вклад не только в развитие философии, но также математики, музыки и астрономии. Родился на острове Самос, но в силу политических обстоятельств был вынужден переселиться в Кротон (Южная Италия), где вскоре основал пифагорейскую общину. Членам пифагорейского ордена вменялось в обязанность молчание, ибо сначала, по убеждению адептов этого учения, нужно научиться понимать мысли других и воздерживаться от собственных воззрений. Считается, что Пифагор впервые в математике открыл теорию пропорций, теорию четных и нечетных, а также «дружественных» и «совершенных» чисел, «теорему Пифагора», согласно которой квадрат гипотенузы в прямоугольном треугольнике равен сумме квадратов его катетов. В области астрономии греческому ученому принадлежит первенство в утверждении шарообразности Земли и тождества Вечерней и Утренней звезды. Пифагор был первым, обнаружившим математические закономерности музыкальной гармонии, установив зависимость нашего восприятия консонансов и диссонансов от числовых пропорций. По словам Гегеля, биография Пифагора представляет собой «смесь удивительных приключений и вымыслов». Так, согласно Аполлонию, Пифагор, однажды, сидя в театре, обнажил золотое бедро; укусившую его смертельно-ядовитую змею он сам убил своим укусом; белый орел слетал к нему с неба и позволял себя гладить; в один и тот же час его видели в двух городах, между которыми – неделя пути. Тем не менее, именно Гегель рассматривает Пифагора как «первого учителя народа в Греции, введшего преподавание наук». Пифагор утверждал, что все вещи числу подобны и во всем наилучшее – мера. Легендарный самосский философ одним из первых обратил внимание мыслителей на проблему добродетели, требуя от человека осуществлять себя как «нравственное произведение искусства». Гармония души изучалась пифагорейцами во взаимосвязи с гармонией небесных сфер, однако, в отличие от космической гармонии, душа менее совершенна и подвержена «расстройствам»; в качестве терапии души в этом случае предназначалась музыка, а в качестве терапии тела – умеренная диета.
Вопросы по философии Пифагора:
1) Что выступает в роли архе в учении Пифагора?
2) Выберите одно изречение (акусму) пифагорейцев и раскройте его аллегорический смысл:
– Не ешь сердце.
– Не переходи поле.
– Не входи в храм обутым.
– Не гони жену из дому.
3) Какие черты отличали пифагорейское общество от других греческих школ?
4) Что выступает арифметическим и геометрическим выражением предела в учении Пифагора?
5) В чем должна состоять терапия души и терапия тела, по убеждению пифагорейцев?
Фрагменты из учения Пифагора
21. «Пифагор первый назвал Вселенную «космосом» по порядку, который ему присущ».
*21а. «Пифагор впервые назвал философию (любомудрие) этим именем и себя – философом…».
*21b. «Сократ и Платон так же, как Пифагор, видят высшую нравственную цель (телос) в уподоблении богу…»
*22. «Пифагор и Эмпедокл провозглашают равноправие всех живых существ и заявляют, что тем, кто совершил насилие над животным, угрожают неумолимые кары».
*23. «Пифагор первый сказал, что у друзей все общее и что дружба – равенство. И ученики его вносили свои состояния в одну общую кассу. В течение пятилетия они безмолствовали, только слыша речи Пифагора, но не видя его до тех пор, пока не будут испытаны и одобрены».
*25. «Пифагор, как говорит Ксенократ, открыл, что происхождение музыкальных интервалов также неразрывно связано с числом, так как они представляют собой сравнение количества с количеством. Он исследовал, в результате чего возникают консонирующие и диссонирующие интервалы и вообще гармония и дисгармония».
*26. «Пифагор, по сообщению Гераклида Понтийского, учил, что счастье (эвдемония) заключается в знании совершенства чисел».
*28. «Начало – пол-целого дела».
«Числу все вещи подобны»[4].