Философия научного познания
Философия. Круг ее проблем
Место философии в культуре общества. Функции философии. Философия и искусство. Философия и педагогика.
Философия бытия. Диалектика бытия
Бытие как исходная первичная характеристика мира. Бытие и небытие. Небытие и хаос. Небытие и ничто. Возможность как потенциальное бытие и действительность как актуальное бытие. Категория становления.
Виды бытия. Бытие материальное и идеальное. Социальное бытие. Понимание бытия в неклассической философии.
Бытие и субстанция. Субстанция и субстрат. Атрибуты и модусы. Спор о материальной или духовной природе субстанции. Материализм, субъективный идеализм, объективный идеализм.
Проблема единства мира как центральная в онтологии. Монизм, дуализм и плюрализм – основные варианты ее решения. Осознание единства и множественности мира в Античности (варианты элеатов и Гераклита, Платона и Аристотеля). Единство мира (в Боге) и его материальное многообразие (результат творчества Бога) в религиозной философии. Пантеистическое решение проблемы в эпоху Возрождения и Нового времени. Единство мира в немецкой классической философии и диалектическом материализме. Системность бытия, его самоорганизация. Синергетика.
Научные, философские и религиозные картины мира.
Философское и научное понятие материи. Материя и движение. Движение, изменчивость как условие многообразия в материалистической картине мира. Философское понятие движения. Проблема источника движения. Гилозоизм и панпсихизм Возрождения. Деизм Нового времени как версия божественного первотолчка. Диалектика Г.В.Ф.Гегеля. Концепция движения в диалектическом материализме.
Принципы диалектики. Метафизика и релятивизм как альтернативы диалектике. Основные законы и категории развития. Единство и борьба противоположностей как источник развития. Проблемы источника развития общества (концепции конфликта – К.Маркс, Л.Козер, Р.Дарендорф; концепции гармонии – О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс. Изменения количественные и качественные. Соотношение понятий «движение», «развитие», «прогресс».
Основные формы движения материи, их соотношение.
Понятие закона. Законы природы и законы общества. Динамические и статистические закономерности. Понятие вероятности. Детерминизм и индетерминизм. Механистический детерминизм (Б.Спиноза, П.Лаплас), отрицание случайности, фатализм. Индетерминизм (Д.Юм, Б.Паскаль). Детерминизм в природе и индетерминизм в культуре (философия жизни, прагматизм, экзистенциализм).
Пространство и время. Соотношение пространства, времени, движения и материи. Субъективистский подход к пространству и времени (Аврелий Августин, И.Кант, А.Бергсон). Объективистский подход к пространству и времени: субстанциональная концепция (Демокрит, И.Ньютон) и концепция реляционная (Аристотель, Г.Лейбниц, А.Эйнштейн). Традиционно выделяемые свойства физического пространства: объективность, всеобщность, протяженность, изотропность, однородность, трехмерность. Свойства физического времени: объективность, всеобщность, длительность, одномерность, необратимость и однородность. Пространство и время в физике микромира. Время социальное и психологическое. Пространство и время в мифологических и религиозных представлениях.
Философия сознания
Онтологический аспект проблемы сознания. Понятие сознания, проблемы его определения. Его отличие от других психических проявлений человека.
Гипотезы о происхождении сознания. Теория отражения.
Структура сознания. Познавательная, волевая и эмоциональная сферы сознания. Мышление, чувства, ощущения, интуиция. Установки сознания: экстравертная и интровертная. Сознание и самосознание. Их единство в экзистенциальной и феноменологической философии.
Сознательное и бессознательное. Развитие психоаналитической философии: биологическая сущность бессознательного по З.Фрейду, культурная – по К.Г.Юнгу, социальная – по Э.Фромму, «космическая» – по С.Гроффу.
Мышление и язык. Основные функции языка. Язык как средство коммуникации и средство познания. Интеллектуальное развитие глухонемых детей. Проблемы искусственного интеллекта
Философия познания
Сознание и познание. Природа, основание и условия познания. Объект и субъект познания. Созерцательный и активно-деятельностный подход к познанию. Познание и практика, виды практики, опыт. Мышление и опыт. Эмпиризм и рационализм в истории философии.
Методология познания. Проблема источника знания. Чувственная ступень познания. Традиции английского эмпиризма: Ф.Бэкон об опыте, индукции, «идолах познания». Сенсуализм Т.Гоббса и Д.Локка. Знаковая теория познания. Беркли: существовать – значит быть воспринимаемым. Критика понятия причинности Юмом. Познание как отражение в философии Просвещения. Ощущение, восприятие и представление с точки зрения трансцендентализма, феноменологии и теории отражения. Их исследование в гештальт - психологии, в отечественной психологии.
Мышление как проблема гносеологии. Понятия и категории. Рационалистическое направление: силлогистика Аристотеля; метод дедукции и интеллектуальная интуиция в философии Р.Декарта и Б.Спинозы. Теория врожденных идей. Кантовское решение проблемы познания: априорность пространства и времени; априорность категорий. Гуссерль о роли «эйдосов» в познании. Развитие категориальной структуры мышления в процессе исторического развития культуры и философии и в процессе онтогенеза. Возможность априорного знания.
Соотношение чувственного и рационального познания. Оппозиция чувственного и рационального, мнения и знания у Парменида и Демокрита; майевтика Сократа; познавательные способности по Платону; мистическое и догматическое познание в Средние века. Марксистский подход к теории познания. Гносеология в русской философской традиции.
Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Понятие веры. Вера и знание. Вера в научном познании и религии. Интуиция в познании. Чувственная интуиция и восприятие. Интеллектуальная интуиция и априорное знание. Интуитивизм в рамках интеллектуализма и иррационализма. Эмоции как элемент познавательной деятельности.
Проблема истины. Границы познания. Истина и ее критерии. Концепции истины. Релятивизм софистов. Корреспондентская теория истины (Аристотель). Истина относительная и абсолютная. Истина у Р.Декарта. Истина как когеренция (Кант, логический позитивизм). Разум и интуиция у А.Бергсона. Отказ от идеи репрезентации у Д.Дьюи, М.Хайдеггера. Природа познания и понимание истины в прагматизме. Истина как идеологический феномен (А.Богданов).
Философия научного познания
Специфика науки как социального феномена. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Особенности научного познания, научной истины. Структура научного знания. Эмпирические и теоретические методы научного познания.
Проблемы содержания, демаркации и развития науки в истории философии. Классическая философия науки Нового времени. Границы научного знания по И.Канту. Первый позитивизм О.Конта, Милля и Спенсера (отрицание метафизики). Гносеологический кризис в физике и второй позитивизм («элементы» и «экономия мышления»; конвенциализм А.Пуанкаре). Аналитическая философия Л.Витгенштейна, Б.Рассела и неопозитивизм «Венского кружка». Проблема соотношения теоретического и эмпирического уровней знания. Критерий верифицируемости, язык наблюдений и его эволюция. Постпозитивизм: проблема демаркации научного знания; принцип фальсификации; критический рационализм и фаллибилизм. Проблема «теоретической нагруженности» эмпирических утверждений, неотделимости эксперимента от интерпретации. Концепция научной революции Т.Куна: понятие парадигмы, нормальной науки и аномалии. Исторические типы научной рациональности. Модель исследовательских программ И.Лакатоса: жесткое ядро, защитный пояс гипотез, сдвиг проблем как критерий отброса исследовательских программ.
Наука и техника. Философия техники. Феномен техники. Формы и пределы ее воздействия на человека. Дискуссии о ее значении для человека. Культ научно-технического прогресса и его противники. Технократические утопии. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество.
Социальная философия
Общество и природа. Проблема специфики общественной жизни и взаимодействия общества и природы.
Общество как организм. Самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие и самодостаточность общества.
Общефилософские принципы изучения общества. Монизм и плюрализм в понимании общества. Идеализм и материализм в понимании общества. Категории общественного бытия и общественного сознания.
Проблема системности общественной жизни. Проблема выделения элементов общества. Многомерность общественной структуры и сложность выражающего ее категориального аппарата.
Общество как совокупность субъектов. Антропологический подход к исследованию общества. Общество как совокупность социальных групп: теория классов и теория страт. Устойчивые социальные общности. Индивидуалистическая, плюралистическая и коллективистская теории демократии.
Общество как совокупность отношений между субъектами. Общество как совокупность институтов.
Сферы социальной деятельности. Различные подходы к выделению основных сфер жизнедеятельности общества.
Сфера материального производства в жизни общества, ее качественное отличие от других сфер. Способ производства: производительные силы и производственные отношения. Гипотеза о падении роли сферы материального производства в «постиндустриальном обществе».
Философские проблемы собственности. Общественная и частная собственность. Защита и отрицание частной собственности в истории философии.
Философия права и политики. Проблемы соответствия политического режима природе человека (Аристотель) и проблемы эффективности политического режима (Н.Макиавелли). Политические реалии и политические ценности. История политической мысли: Платон и Аристотель об обществе и политике; теоцентризм социальной философии Августина Аврелия и Фомы Аквинского; концепция гражданского общества и правового государства в Новое время; политика как концентрированная экономика в марксизме. Государство, проблемы его происхождения, предназначения и перспективы существования. Государство и гражданское общество.
Общественное сознание. Обыденно-практический и систематизированный уровни общественного сознания. Основные формы общественного сознания. Сфера духовного производства. Наука. Искусство. Религия.