Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Программа дисциплины
Философия
для образовательной программы «Филология» направления 45.03.01 «Филология» подготовки бакалавра 1-го курса
Разработчик программы:
Кочеров С.Н., доцент, докт.филос.наук, [email protected]
Одобрена на заседании департамента/подразделения социальных наук
«___»____________ 201_ г.
Руководитель департамента социальных наук
И.Л. Сизова ____________ [подпись]
Утверждена Академическим советом образовательной программы
«___»____________ 201_ г., № протокола_________________
Академический руководитель образовательной программы
[Введите И.О. Фамилия] _________________ [подпись]
Нижний Новгород, 2016
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению 45.03.01 «Филология». Уровень подготовки: бакалавр.
Программа разработана в соответствии с:
· Образовательным стандартом ОС НИУ ВШЭ по направлению 45.03.01 «Филология».
· Образовательной программой по направлению 45.03.01 «Филология».
· Учебным планом НИУ ВШЭ по направлению 45.03.01 «Филология», утвержденным в 2016 г.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Философия» является формирование высокой гуманистической культуры мышления и системных мировоззренческих оснований жизнедеятельности современного профессионала и человека информационного общества XXI века.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
- знать основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;
- уметь применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
- владеть приемами философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества
Компетенция | Код по ОС ВШЭ | Уровень формирования компетенции | Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) | Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции | Форма контроля уровня сформированности компетенции |
Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной | УК 1 | РБ | Распознает и дает определения различным типам и формам мировоззренческих ориентаций человека, представляет взаимосвязи между ними, интерпретирует и дает оценку ценностным основаниям человеческой жизнедеятельности в различных социокультурных сферах, включая профессиональную. | Лекционные и семинарские занятия, самостоятельное освоение специальных вопросов на основе изучения философской литературы | Проверка контрольных работ и рефератов / эссе, оценка презентаций и устных ответов |
Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области. | УК 2 | РБ | Владеет философским категориальным аппаратом, представляет связи различных природных, социальных и социокультурных систем и использует это знание для распознавания сущности и динамики любых процессов, включая сферу профессиональной деятельности | Лекционные и семинарские занятия, самостоятельное освоение специальных вопросов на основе изучения философской литературы | Проверка контрольных работ и рефератов / эссе, оценка презентаций и устных ответов |
Способен оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности | УК 4 | РБ | Демонстрирует навыки философского анализа мировоззренческих оснований человеческой жизнедеятельности, включая сферу профессиональной деятельности | Семинарские занятия, ролевые и деловые игры | Проверка рефератов / эссе, оценка презентаций и устных ответов |
Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода) | УК 5 | СД | Демонстрирует навыки видения и постановки научных проблем, применяет общефилософскую методологию при анализе и обосновании собственных подходов к их решению, а также применяет эти навыки в профессиональной коммуникации | Лекционные и семинарские занятия, самостоятельное освоение специальных вопросов на основе изучения философской литературы | Проверка контрольных работ и рефератов / эссе, оценка презентаций и устных ответов |
Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества | УК 6 | СД | Проявляет высокую активность на занятиях, выражает интерес к философским темам, близким к профессиональной проблематике, демонстрирует навыки творческого отношения к обсуждаемым вопросам, проявляет инициативу при выборе тем для докладов и рефератов / эссе | Семинарские занятия, ролевые и деловые игры | Проверка рефератов / эссе, оценка презентаций и устных ответов |
Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде | УК 10 | СД | Владеет литературной речью, грамотно использует научные термины, демонстрирует навыки логичного и убедительного выражения своей позиции | Семинарские занятия, философские практикумы, ролевые и деловые игры | Проверка рефератов / эссе, оценка презентаций и устных ответов |