Методические рекомендации к выполнению домашней письменной контрольной работы
В процессе изучения дисциплины учащийся выполняет одну домашнюю контрольную работу. При написании работы необходимо проявить навыки самостоятельной работы, показать умение пользоваться литературными источниками.
Варианты домашних контрольных работ содержат теоретические вопросы.
Написание работы следует осуществлять в такой последовательности: после предварительной консультации с преподавателем необходимо подобрать соответствующий литературный материал для ответов на теоритическую часть задания. Отдельные источники рекомендовано в настоящих методических рекомендациях. Однако в процессе написания работ можно привлечь дополнительную литературу, более углубленно рассматривающую различные аспекты темы. На основе изученного материала составить развернутый план, придерживаясь которого, следует излагать содержание темы. Фактические данные, примеры необходимо приводить по ходу изложения вопросов и лишь в отдельных случаях давать в виде приложения в конце работы.
Работа должна быть написана четко, разборчиво, с полями для замечаний. Оформление работы должно осуществляться следующим образом: в начале работы пишется название темы, затем подробный план с нумерацией пунктов и подпунктов. В ответах на теоретические вопросы не допускается прямое цитирование текста, требуется самостоятельная формулировка. Объем контрольной работы примерно 10-12 страниц тетрадного формата или 4-6 листа машинописного или компьютерного набора; страницы должны быть пронумерованы. При несоблюдении вышеуказанных требований работа будет не зачтена.
Вариант работы соответствует Вашему порядковому номеру в журнале.
Варианты домашней контрольной работы
Вариант 1:
1. Назовите компоненты, входящие в структуру мировоззрения. Какие формы мировоззренческого осмысления действительности предшествовали философии? Определите культурно-исторические предпосылки появления философского мировоззрения.
2. Что такое социальная структура общества? Как её объясняют марксизм и западная социология?
3. Что такое политика (разнообразие определений)? Интересоваться политикой и участвовать в политике – почему это важно?
Вариант 2:
1. Где и когда возникла философия? Что она изучает? Что такое вопрос философии? Какое значение имеет философия для личности и общества?
2. Что такое социальный статус? Охарактеризуйте виды статусов и статусный набор.
3. Что такое власть? Особенности политической власти.
Вариант 3:
1. Бытие и небытие. Виды бытия. Атрибуты бытия?
2. Что такое социальная роль? Почему социальная роль является динамической, поведенческой стороной статуса?
3. Понятие легитимности власти. Источники легитимности: рациональные, эмоциональные, иррациональные.
Вариант 4:
1. Что такое диалектика? Назовите основные и неосновные законы диалектики? Какие свойства процесса развития они выражают?
2. Что такое социальная группа? Охарактеризуйте номинальные и реальные, первичные и вторичные, малые, социопрофессиональные группы.
3. Как связаны понятия власть и авторитет? Критерии эффективной власти.
Вариант 5:
1. Что есть человек? Проблема определения сущности человека. Социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности?
2. Что такое средний класс? Какова его роль в современном обществе?
3. Механизмы и формы участия граждан в политической жизни.
Вариант 6:
1. Как появился человек? Проблема антропогенеза?
2. Что такое социальная мобильность? Типы социальной мобильности.
3. Какую роль в политике играет лидер? Кто может стать политическим лидером (основные варианты политической карьеры)?
Вариант 7:
1. Происхождение сознания у человека? Объясните общую структуру психического мира человека. Почему опасна власть инстинктов над сознанием человека?
2. Что такое миграция? Причины, виды, механизмы осуществления миграции.
3. Что такое стиль лидерства? Источники и формы проявления харизмы.
Вариант 8:
1. Что такое индивид, индивидуальность, личность?
2. Что такое социализация? Основные виды и агенты социализации.
3. Что такое политическая система? Основные элементы политической системы.
Вариант 9:
1. Какие проблемы изучает гносеология? Субъект и объект познания. Агностицизм. Способности познания человека. Гносеологические концепции.
2. Каковы исторические типы стратификации? Дайте им характеристику.
3. Какими бывают политические системы? Политический режим как обобщённая характеристика политической системы.
Вариант 10:
1. Чувственное познание, его формы и возможности.
2. Что такое социальный контроль? Каковы особенности Социальные нормы и санкции.
3. Тоталитарный режим. Как работает политическая система тоталитарного режима?
Вариант 11:
1. Рациональное познание, его формы и возможности.
2. Что такое девиантное и делинквентное поведение?
3. Авторитарный режим и его отличия от тоталитаризма.
Вариант 12:
1. Истина. Виды и критерии истины.
2. Что такое социальное взаимодействие? Типы взаимодействий.
3. Демократический режим: общая характеристика. Отношения власти и общества в демократическом режиме.
Вариант 13:
1. Что есть общество? Основные характеристики человеческого общества.
2. Что такое молодёжь как социально-демографическая группа? Формы общения молодёжи.
3. Что такое государство? Каковы теории происхождения государства?
Вариант 14:
1. Теории происхождения общества.
2. Каковы особенности социализации молодёжи? Молодёжная субкультура.
3. Что такое правовое государство? Основные принципы правового государства.
Вариант 15:
1. Ценности как регуляторы общественной жизни человека. Какие ценности важнее для общества – материальные или духовные?
2. Что такое социальный конфликт? Какова структура и динамика конфликта?
3. Что такое форма правления? Различия форм правления, по количеству властвующих и по способу властвования.
Вариант 16:
1. Что означает понятие «цивилизация». В чем принципиальное отличие культуры и цивилизации?
2. чём сущность этнической стратификации? Этническая дискриминация ( привести конкретные примеры).
3. Что такое республиканская форма государства? Какие типы республик Вы знаете? Приведите конкретные примеры.
Вариант 17:
1. Культура и цивилизация. Функции культуры?
2. Проблема человека и общества в социальной философии.
3. Что такое демократия? Критерии демократии.
Вариант 18:
1. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов.
2. Что такое социальный институт? Виды социальных институтов.
3. Что такое избирательная система? Разновидности избирательных систем.
Вариант 19:
1. Характеристика общества как системы.
2. Что такое механизмы психологической защиты? Какими из них приходилось пользоваться лично Вам? Опишите их действие.
3. Политические партии и общественные движения в Республике Беларусь: становление и развитие.
Вариант 20:
1. Социальные общности Беларуси.
2. Через какие кризисные точки проходит процесс социализации? Как они проявились лично в вашей жизни или в жизни ваших родителей? Дайте им анализ.
3. Что такое политическая культура? Типы политической культуры.