Почему «знание о чем-то» не раскрывает суть вопроса о «знании вообще»?
Планы семинарских занятий
Раздел 1. Введение в предмет философии
Семинар: Ясперс К. «Введение в философию» – 6 часов.
Раздел 1. Что такое философия?
В чем отличие философии от науки?
Раздел 2. Истоки философии
Что Ясперс называет «истоками философии»? Чем они характеризуются?
3) Почему «истоки философии» являются условием коммуникации между людьми?
Раздел 3. Объемлющее
4) Что такое Объемлющее и как оно постигается? Какие здесь возможны догматические ошибки?
Раздел 5. Безусловное требование
5) Что такое «безусловное требование»? Чем характеризуется безусловность?
6) Как безусловность и обусловленность определяют выбор между добром и злом?
Раздел 7. Мир
7) Объясните тезис Ясперса: «реальность в мире обладает существованием, которое носит исчезающий характер и обретается между Богом и экзистенцией».
Раздел 8. Вера и просвещение
8) В чем отличие, по Ясперсу, «ложного» и «истинного» просвещения?
Раздел 9. История человечества
9) Чем характеризуется «осевое время» и в чем его культурно-историческое значение?
Раздел 10. Независимость философствующего человека
10) Прокомментируйте слова Ясперса: «философствовать – значит в любых условиях бороться за свою внутреннюю независимость». Что такое «истинная независимость», по Ясперсу?
Раздел 11. Философский образ жизни
11) Что значит – вести философский образ жизни? Какими путями к нему приходят? В чем его цель?
12) Чем характеризуются философские размышления? В чем их главное содержание?
История философии
На какие содержательные области можно разделить западноевропейскую философию? Чем они характеризуются?
14) Какие проблемные вопросы возникают по поводу истории философии?
Приложение.
Раздел 2. О чтении философской литературы
15) Какими требованиями нужно руководствоваться при чтении философской литературы? Объясните, в чем суть этих требований.
Раздел 2. Введение в онтологию
2.5. Семинар: Декарт Р. «Рассуждение о методе…» – 2 часа
Часть 1.
Как Декарт формулирует цель своего исследования?
Часть 2.
Сформулируйте и объясните на примерах из наук основные правила метода Декарта.
Часть 4.
Что является основанием метафизики, по Декарту? В чем нельзя усомниться? Приведите доказательства бессмертия души и бытия Бога, по Декарту.
Часть 5.
В чем разница между человеком и животным, по Декарту?
Часть 6.
5) Сформулируйте главные выводы. В чем значение этого знания о методе, которое дает произведение Декарта?
2.6. Семинар: Дидро. «Разговор Д´Аламбера с Дидро», «Сон Д´Аламбера» – 2 часа
«Разговор Д´Аламбера с Дидро»
Какие общие свойства присущи живой и неживой природе?
2) Как происходит переход «чувствующего существа к мыслящему»? Как этот переход объясняет сравнение со струнным музыкальным инструментом?
3) Какие проблемы следуют из установления разницы между животным и человеком (материей и духом («чувствительностью»))? Как решаются эти проблемы?
4) Как устанавливается «истинное мнение»?
«Сон Д´Аламбера»
5) С помощью каких сравнений объясняется единство мира?
6) Какие элементы эволюционной теории можно выделить в рассуждениях Д´Аламбера и Борде?
7) Как объясняется природа сознания с помощью метафор о пауке и паутине, чувственном пучке, судье, господине и подданных?
8) Как объясняется единство и взаимосвязь всего живого?
9) Как объясняется природа сознания человека на примере перехода от сна к бодрствованию?
10) Как трактует Борде природу основных качеств и стремлений человека (свободы, добродетели, познания)?
«Продолжение разговора»
Какое соотношение приятного и полезного является наиболее предпочтительным для человека?
12) Какие проблемы генной инженерии предвосхищены в диалоге?
Раздел 3. Введение в гносеологию
3.6. Семинар: Платон. «Теэтет» – 6 часов
Почему «знание о чем-то» не раскрывает суть вопроса о «знании вообще»?
2) Объясните, почему Сократ сравнивал себя с повитухой?
3) Как обосновывается позиция Протагора «человек – мера всех вещей», «нет существования, но есть становление»?
4) Почему позиция Протагора нуждается в критике?
5) Как Сократ доказывает, что знание и ощущение – это не одно и то же?
6) В каком контексте доводы Протагора заслуживают внимания?
7) В чем заключается главное противоречие в утверждении Протагора «человек – мера всех вещей»? Как оно преодолевается?
8) В чем разница между философом и обывателем? Почему в несчастьях обывателя Сократ видит «справедливое возмездие» судьбы?
9) Какие два вида движения выделяет Сократ? Какие следствия вытекают из этого применительно к учению Протагора?
10) Как Теэтет приходит к выводу, что «душа сама по себе наблюдает общее во всех вещах»? Какое следствие из этого утверждения сделал Сократ?
11) Что следует из определения Теэтета о том, что «знание – это истинное мнение»? Как возможно ложное мнение?
12) Какую мысль выражает метафора восковой дощечки? Как с помощью этой метафоры Сократ объясняет природу ложного мнения?
13) Как метафора восковой дощечки объясняет разницу между умным и глупым человеком?
14) Почему выражение «приобретать знания» Сократу кажется более корректным, чем выражение «обладать знанием»? Как Сократ поясняет это на примере владельца голубятни?
15) Как положение о том, что «знание есть истинное мнение с объяснением» Сократ поясняет на примере букв и слогов?
16) О каких (трех) способах объяснения ведет речь Сократ?
17) Какое же определение знания можно считать итогом диалога?