Формы самостоятельной работы
Заочная форма обучения
Таблица 6
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах | |
Изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации. | |||
Изучение и систематизация материала по теме занятия об античном мире с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет" | |||
Анализ специальной литературы, обобщение и конспектирование доктринальных позиций относительно отдельных в теориях теологического направления периода Средневековья. | |||
Повторение изученного материала по теме, формулирование основных идей философско-правовой мысли в эпоху Нового времени, подготовка к тематическому тестированию. | |||
Изучение научной литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации, обоснование собственной точки зрения по ключевым вопросам философии права в России. | |||
Изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации. | |||
Изучение специальной литературы, посвященной проблемам правопонимания с уяснением двух подходов – юридического и легистского. | |||
Самостоятельное изучение вопросов для дискуссии в рамках «Круглого стола» по теме «Сущность права». | |||
Изучение научной литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации, | |||
Изучение и систематизация материала по теме занятия с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет" | |||
Самостоятельное изучение темы с помощью специальной литературы, консультация, подготовка к тематическому тестированию. | |||
Изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации. | |||
Изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации. | |||
Самостоятельное изучение вопросов для дискуссии в рамках «Круглого стола» по теме «Право и собственность». | |||
Изучение и систематизация материала по теме занятия с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет". | |||
Всего: |
Очная форма обучения
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах | |
Изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации. | |||
Изучение и систематизация материала по теме занятия об античном мире с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет" | |||
Анализ специальной литературы, обобщение и конспектирование доктринальных позиций относительно отдельных в теориях теологического направления периода Средневековья. | |||
Повторение изученного материала по теме, формулирование основных идей философско-правовой мысли в эпоху Нового времени, подготовка к тематическому тестированию. | |||
Изучение научной литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации, обоснование собственной точки зрения по ключевым вопросам философии права в России. | |||
Изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации. | |||
Изучение специальной литературы, посвященной проблемам правопонимания с уяснением двух подходов – юридического и легистского. | |||
Самостоятельное изучение вопросов для дискуссии в рамках «Круглого стола» по теме «Сущность права». | |||
Изучение научной литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации, | |||
Изучение и систематизация материала по теме занятия с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет" | |||
Самостоятельное изучение темы с помощью специальной литературы, консультация, подготовка к тематическому тестированию. | |||
Изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации. | |||
Изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации. | |||
Самостоятельное изучение вопросов для дискуссии в рамках «Круглого стола» по теме «Право и собственность». | |||
Изучение и систематизация материала по теме занятия с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет". | |||
Всего: |
5.4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Для самостоятельной работы рекомендуется использовать следующую литературу, имеющуюся в библиотеке Центрального филиала: Иконникова Г.И. Философия права: учебник /Г.И. Иконникова, В.П. Ляшенко. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 351с.; Михалкин Н.В. Философия права: учеб. пособие / Н.В. Михалкин, А.Н. Михалкин. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 393с. – Серия: Магистр; Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 652с.
В качестве дополнительной литературы рекомендуется: Веретельникова А.В. Право в системе социальных норм в современном российском обществе: социально-философский анализ – Уфа, 2011. – 112с.; Ветютнев Ю.Ю. Аксиология правовой формы. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 200с.; Гаджиев Г.А. Онтология права (критическое исследование юридического концепта действительности). Монография. – М.: Инфра-М., 2013. - 320с.; Данильян О.Г. Философия права: учебник. – М.: Инфра-М., 2015. – 336с.; Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. Учебное пособие. – М.: Гарант, 2015. – 352с.
5.4.4.Методические указания для студентов по освоению дисциплины:
Особое место среди основных видов занятий, предусмотренных учебным планом Российского государственного университета правосудия, занимает самостоятельная работа, предполагающая детальное изучение нормативных правовых актов и специальной литературы по дисциплине «Философия права».
Указанная дисциплина изучается на протяжении двух семестров, со сдачей зачета. Во время установочных и зачетных периодов обучения основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекцийрассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.
На семинарских занятиях углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой, кроме того на практических занятиях рассматриваются вопросы применения теоретических знаний на практике.
При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:
—изучить рекомендованную учебную литературу;
— дополнить конспекты лекций;
— изучить и законспектировать первоисточники по теме;
— подготовить ответы на все вопросы семинара, решить тестовые задания.
По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару и практическим занятиям студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя, а также использовать современные профессиональные (нормативные) базы данных (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс, Дельта и др.).
При изучении курса «Философия права» предполагается проведение семинарских занятий в интерактивных формах: учебная дискуссия, «круглый стол».
Готовясь к интерактивным занятиям, необходимо учитывать специфику каждой из предлагаемых форм. Так, проведение занятия в форме учебной дискуссии предполагает коллективное обсуждение поставленных проблем теории философии права. Этот метод позволяет оптимально использовать уже имеющиеся у магистрантов знания по курсу «Философия права» и смежным дисциплинам, на основе которых ведется научная дискуссия более глубокой проблематики. При подготовке к рассматриваемому виду семинарских занятий необходимо изучить не только предложенную преподавателем специальную литературу по теме, но и дополнительно просмотреть необходимые материалы, в том числе и с использованием информационных, справочных и поисковых систем (Яндекс, Рамблер и т.д.), а также библиотечного фонда Центрального филиала ГОУ ВПО РГУП. Готовясь к ведению дискуссии в учебной аудитории, магистрант должен заранее обосновать свою позицию по всем поставленным в плане семинарского занятия вопросам.
Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы.Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрен больший объем часовот общего количества учебных занятий для самостоятельной работы, что свидетельствует о высокой значимости этой формы обучения для развития личности. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему семинарскому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Не уясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии разобрать их на семинарских и практических занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради — это способствует более полному запоминанию учебного материала.
Кроме того, учебным планом магистратуры предусмотрено выполнение одного контрольного задания, которое также представляет собой форму самостоятельной работы магистранта. Контрольное задание должно представляться на кафедру в электронном виде. Проверка будет осуществляться на сайте филиала Университета с проставлением результата в электронной ведомости. Каждое задание содержит несколько вариантов, которые определяются для каждого студента индивидуально преподавателем, ведущим дисциплину. Сроки сдачи контрольных заданий устанавливаются учебным отделом филиала совместно с кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
При изучении курса «Философия права» студентам следует уделять внимание самостоятельной работе как составляющей учебного процесса. Это обуславливается прикладным характером дисциплины, которая имеет важное значение в реальной жизни и в правовой сфере.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (CPC) относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями.
Для успешного усвоения данной дисциплины необходимо самостоятельно изучить текст лекций, ознакомиться с содержанием соответствующих разделов учебных пособий и нормативными источниками.
Изучив рекомендованную литературу, необходимо акцентировать внимание на основных терминах и понятиях, составляющих основное содержание конкретной темы, попытаться дать ответ на каждый из вопросов семинара, указанный в планах проведения занятия.
При пропуске лекционного занятия следует самостоятельно восполнить содержание изучаемой темы, обращаясь, при необходимости, к преподавателям кафедры за разъяснениями. Особое внимание следует обратить на выполнение заданий, которые преподаватель может предложить в конце лекционного занятия или на предыдущем семинарском (практическом) занятии.
Если какие-либо термины и темы вызывают затруднение при их самостоятельном изучении, то целесообразно обращаться за консультациями и разъяснениями к преподавателям кафедры или к соответствующему словарю понятий.
Рекомендации: Приступая к самостоятельному изучению вопросов, студенту необходимо определить их место в программе курса, ознакомиться с содержанием каждой темы, а также списком нормативных правовых актов и литературой, рекомендованной для изучения указанных вопросов.
Сначала следует проработать материал, записанный на лекции, затем изучить соответствующие разделы учебника и рекомендованные преподавателем научные работы. Следует обратить особое внимание на официальные разъяснения высших судебных органов.
С целью более глубокого усвоения темы, а также при подготовке к выступлению на научно-практической конференции, магистрантом может быть подготовлен научный реферат.
Структура научного реферата (объем его, как правило, составляет не более 10 страниц) должна быть определена в оглавлении. Во введении необходимо охарактеризовать значимость избранной темы, ее актуальность в современный период и цели, поставленные автором при написании работы.
Тема должна излагаться последовательно, могут выявлять проблемные вопросы, рассматриваться возможные варианты их решения. При анализе конкретных норм закона или подзаконного нормативного правового акта и цитировании положений, содержащихся в научной литературе, необходимо делать соответствующие ссылки на источники.
В заключении следует суммировать выводы, к которым автор пришел в результате проведенного исследования, в том числе обосновать предложения по совершенствованию законодательства.
Преподаватели кафедры могут оказывать помощь студенту в ходе подготовки реферата, организовать его обсуждение на семинарском занятии или рекомендовать реферат к опубликованию в издаваемых в Российском государственном университете правосудия сборниках работ студентов.
6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
6.1.Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств с указанием этапов формирования компетенций
Таблица 7
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства |
1. | Тема 1. Философия права как наука | Индивидуальные задания, доклады, сообщения* | |
2. | Тема 2. Развитие идей философии права в античную эпоху | Тестовые задания, сообщения | |
3. | Тема 3. Философия права в Средневековье | Коллоквиум, тестовые задания, сообщения | |
4. | Тема 4. Идеи философии права в эпоху Нового времени | Доклады | |
5. | Тема 5. Основные концепции философии права в 20 веке | Индивидуальные задания, доклады, проверочная работа | |
6. | Тема 6. Философия права в России | Тестовые задания, коллоквиум | |
7. | Тема 7. Понятие права | Индивидуальные задания, доклады, сообщения | |
8. | Тема 8. Сущность права | Дискуссия | |
9. | Тема 9. Правовая онтология | Тестовые задания, сообщения | |
10. | Тема 10. Правовая аксиология | Доклады | |
11. | Тема 11. Правовая гносеология | Индивидуальные задания, доклады, проверочная работа | |
12. | Тема 12. Правовая концепция общего блага | Тестовые задания, коллоквиум | |
13. | Тема 13. Социализм и право | Доклады | |
14. | Тема 14. Собственность и право | Дискуссия | |
15. | Тема 15. Право в системе социальных норм | Тестовые задания, коллоквиум |