Тема №2 Исторические образы философской мысли Древнего Востока (Древней Индии и Древнего Китая)
(2 часа)
Ключевые понятия древнеиндийской философии: Веды, Упанишады, даршаны, астика, настика, Атман, Брахман, сансара, карма, майя, ахимса, мокша, дхарма, шунья, нирвана.
Ключевые понятия древнекитайской философии:конфуцианство, даосизм, легизм, Великий предел (Тайцзы), инь и ян, ци, Книга о Дао и Дэ, Дао, благородный человек, низкий человек, человеколюбие (жэнь), ритуал (ли), долг (и), недеяние (у вэй), исправление имен.
Вопросы семинара |
1. Особенности и различия исторических образов восточной и западной философии. «Веды» как источник культурной и мировоззренческой традиции Древней Индии.
2. Даршаны (ортодоксальные и неортодоксальные системы древнеиндийской философии) о цели человеческой жизни и путях освобождения.
3. Культурно-исторические предпосылки древнекитайской философии. Образ мира в «Книге перемен».
4. Поиск идеальной модели взаимосвязи природы, социума и человека в философии Древнего Китая.
Методические указания |
Используя рекомендуемую литературу, а также предлагаемые в теме учебные материалы (таблицы, схемы, определения, поясняющие отрывки, фрагменты первоисточников и др.), вам необходимо:
1. В первом вопросе – выявить различия интеллектуальных традиций Востока и Запада, пояснить структуру и содержание «Вед» и определить социокультурные и мировоззренческие основания древнеиндийской цивилизации.
2. Во втором вопросе – раскрыть содержание основных категорий наиболее влиятельных систем древнеиндийской философии (санкхьи, веданты, буддизма и др.), используемых при рассмотрении проблем смысла и цели человеческой жизни.
3. В третьем вопросе – сосредоточить внимание на социально-политических условиях периода становления основных школ древнекитайской философии, а также на ключевых натурфилософских представлениях «Книги перемен», связанных с понятиями «Великого предела», «инь», «ян», «ци» и др.
4. В четвертом вопросе – провести сравнительный анализ идей и представлений о реальности и социуме, их взаимосвязи, о принципах оптимальной организации и управления социумом, о человеке, смысле его жизни и обязанностях в основных школах древнекитайской философии: конфуцианстве, даосизме и легизме; при этом должны быть раскрыты понятия пути (дао), недеяния (у вэй), человеколюбия (жэнь), благородного (цзюнь-цзы) и низкого (сяо жэнь) человека, ритуала (ли), долга (и).
Темы рефератов |
1. Понятие «майя» и проблема реальности в буддизме.
2. Йога как теория и практика самореализации.
3. Локаята и ее «еретическое» отношении к ведийской традиции.
4. Конфуций и Лао цзы об идеальных образах человеческого поведения.
5. Спор конфуцианства и легизма о принципах управления государством.
6. Конфуцианские традиции в современном Китае.
Учебные материалы |
Таблицы и схемы
СТРУКТУРА «ВЕД»
|
ВЕДЫ
1.2. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ (ДАРШАНЫ)[6]
ДАРШАНЫ (философские системы) | ||||||||
Ортодоксальные (астика, базирующаяся на Ведах) | Неортодоксальные (настика, отвергающие Веды) | |||||||
1. Ньяя (мудрец Готама) | 2. Вайшешика (мудрец Канада) | 3. Санкхья (мудрец Капила) | 4. Йога (Патан- джали) | 5. Миманса (мудрец Джаймини) | 6. Веданта (мудрец Бадараяна) | 1.Джайнизм (основатель – Вардхамана) | 2. Буддизм (основатель Сиддхартха Гаутама Будда) | 3. Локаята (Чарвака) (мудрец Брихаспати) |
1.3. Диалектика Инь и Ян[7]
Великий предел |
ИНЬ Тьма Луна Земля Вода Пассивность Женское начало |
ЯН Свет Солнце Небо Огонь Активность Мужское начало |
2. Учебная литература