Методическое пособие по основным темам тестовых заданий по философии

Основное пособие к курсу

Философии

(указывается наименование дисциплины в соответствии с ГОС)

Для всех специальностей и направлений

Содержание

Конспект лекций. 4

Методическое пособие по основным темам тестовых заданий по философии 4

Тема1: Философия и ее роль в обществе 5

Краткое содержание. 5

1 Возникновение и предназначение философии. 5

2 Функции философии в обществе. 15

3 Материализм и идеализм — основные направления в философии. 19

Часть 1: История философии. 24

Тема: «Античная философия». 24

Краткое содержание. 24

1 Предпосылки возникновения древнегреческой философии. 25

2 Досократический период. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Парменид, Зенон, Демокрит, софисты.. 28

3 Аттический период. Сократ, Платон, Аристотель. 35

4 Эллинизм. Скептики, Эпикур, стоики. 42

Тема: Средневековая философия. 46

Патристика (II--VI вв.) 47

Схоластика (IX-XV вв.) 51

Философия эпохи возрождения. 63

Философия эпохи возрождения (XIV--XVI вв.) 63

Джордано Бруно (1548-1600) 74

Мишель де Монтель (1533--1592) 80

Английская философия XVII века. 86

Фрэнсис Бэкон: жизненный путь и начало творчества. 86

«Новый Органон» и его основные идеи. 88

Учение об «идолах» или призраках познания. 90

Томас Гоббс: жизнь и борьба мыслителя. 94

Гносеология: методы и знаки. 95

Социально-политические взгляды Гоббса. 97

Этико-философские взгляды.. 99

Французская философия XVII века. 100

Декарт: жизнь и деятельность. 100

Учение о бытии: субстанции, атрибуты и модусы.. 101

Познание: цели и метод достижения истины.. 103

И. Кант. 106

В.Ф. Гегель. 111

Л. Фейербах. 114

Послегегелевская философия. 114

Марксистская философия. 117

А. Шопенгауэр. 127

С.Кьеркегор. 128

З. Фрейд. 128

Феноменология. 130

Экзистенциализм.. 130

Прагматизм.. 138

Логический позитивизм и аналитическая философия. 139

К. Поппер. 139

Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды. 140

Постмодернизм.. 142

Современная философская мысль. 143

Духовное и материальное (идеальное и реальное) 151

Материя. 154

1. Структура материи. 154

2. Качество. 160

3. Количество. 162

Пространство. 167

Время. 168

Виды движения. 170

Государство. 196

Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 200

Литература. 204

Дополнительная литература. 206

Конспект лекций.

Методическое пособие по основным темам тестовых заданий по философии

Вводная часть

Данное пособие содержит конспективный материал работ разных авторов, пособий и материалов по основным проблемам философии. Оно предназначено для помощи в подготовке к прохождению теста по философии. В него включены основные темы тестовых заданий, что помогает сориентироваться в правильном выборе при экзаменационном тестировании. Разумеется, этот краткий конспект учебного материала по основному курсу философии не отменяет и не заменяет необходимости более глубокого изучения дисциплины, но может послужить началом для более пристального и глубокого изучения философской проблематики. Поэтому в конце данного пособия содержится список литературы, который поможет в разработке основных тем учебного курса.

Тема1: Философия и ее роль в обществе

Краткое содержание

Философия возникла как результат развития общественных отношений и необходимости их регулирования. Мироотношение, основанное на образе, мифе, веровании, постепенно теряет свою функцию — быть единственным, универсальным регулятивом представлений человека о мире. Потребовалось качественно новое отношение к познанию и преобразованию мира — теоретическое, основанное на понятиях и логике, рациональном объяснении природных и социальных явлений и процессов. Человеку стало мало образов мира, возникла необходимость в теоретическом образе мира в целом. Всемирно-исторический переход человечества от мифологического к теоретическому мышлению определил содержание процесса возникновения, становления и развития философского знания, его основных функций и направлений. Философия – теоретическая основа мировоззрения. Материализм и идеализм — основные направления, во взаимодействии которых проявляется перманентная диалогичность, плюрализм философского знания. Современная тенденция мировой философской мысли все более выражает синтез гуманистических идей и традиций, позволяющий глубже осознать проблемы человеческого бытия.

1 Возникновение и предназначение философии

Первые философские учения появились более 2,5 тысячелетий назад в исторических центрах мировых культур почти одновременно и независимо друг от друга. В эту эпоху жили и творили: Конфуций и Лао-Цзы в Китае, Будда в Индии, Заратустра в Иране, в Греции — Гомер, Парменид, Гераклит, Платон. Крупнейший философ XX века К.Ясперс назвал этот период "резким поворотом" в истории человечества, "осевым временем", подчеркивая тем самым его всемирно-исторические масштабы /Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.33/. Возникновение философии происходило на историческом фоне перехода от железа к бронзе, развития товарно-денежных отношений, распада родоплеменного строя и образования первых государств, отделения умственного труда от физического и появления людей профессионально занимающихся интеллектуальной деятельностью.

Усложнение социальной жизни все более ограничивало возможности эмпирических форм мышления. Поэтому уже на заре цивилизации появляется необходимость в философских и научных знаниях о мире, основой которых являются не мифологические образы и разнообразные верования, а понятия, логика, рациональное мышление. Возникает теоретическое отношение к миру. Появляются новые формы мышления, с более высоким уровнем обобщения, абстрагирования, неизвестными ранее способами освоения действительности. Познание начинает ориентироваться не на поиск того, кто породил мир, что характерно для мифологии, а на теоретическое выявление причин сущего. Философское мышление преобразует предметы, события окружающего мира в мысли-понятия. Предмет философии.- универсальные законы и принципы бытия

Посредством систем понятий воспроизводятся законы, причины развития мира в целом как объективно существующего, т.е. не зависящего от произвола и заключающего в себе гармонию, совершенство, упорядоченность. Конечно, вначале философские взгляды еще тесно связаны с предшествующими мировоззренческими формами, но мифологические образы и сюжеты здесь играют скорее роль "вспомогательных средств", метафор, аллегорий, уточняющих философские понятия, генетически связывающие их с предшествующим духовным опытом. Важно другое - понятийное, теоретическое мышление, в отличие от образного, мифологического, начинает развиваться по своим, специфическим принципам и законам.

Философские учения при всем многообразии имеют сходные понятия, проблемы, тенденции развития, образуют особое духовное пространство с присущими ему критериями, отношениями, состояниями мысли. Наиболее последовательно и систематически эти всеобщие черты и характеристики проявились в европейской философии, начало которой было положено в эпоху античности.

Слово "философия" греческого происхождения и буквально означает "любовь к мудрости", "любомудрие" (греч. phileo — люблю, sophia — мудрость). В древнегреческой культуре это понятие имело различные значения. Так, историки V в. до н.э. Геродот и Фукидид обозначали им стремление к знанию, образованию, умственным занятиям. Согласно традиции впервые это слово произнес мыслитель и математик Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.), который в ответ на вопрос тирана Леонта о том, кто он, ответил: "Я философ", определив тем самым свой социальный статус и образ жизни /Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С.334/. Окончательное формирование и закрепление термина "философия" связано с именами Сократа, Платона, Аристотеля.

Первоначально философия объединяла все наличное знание — математику, астрономию, физику, медицину, активно использовала различные сведения из области мифологии, религии, искусства. Аристотель, во всеобъемлющей для того времени классификации различных отраслей знания, отдавал ценностный примат философии как единственной, по сути дела, развитой форме теоретического знания, отождествлял ее с "высшим благом и высшим добром" /См. Аристотель. Метафизика. М., 1934. С.211/.

По мере возникновения социально-экономических условий дальнейшего развития научного знания выделяются конкретные науки, изучающие отдельные стороны окружающей природной и социальной действительности. Одновременно происходит уточнение собственно предмета философии, определение ее функций в обществе.

Что же составляет предмет философии? Следует отметить, что его содержание постоянно уточняется, дополняется — каждая эпоха привносит свое понимание, свое видение. Этот не прекращающийся процесс "самоосознания" проявляет укорененность философии в живой, исторический процесс развития мысли, который постоянно обогащает ее содержание новыми, неизвестными ранее проблемами, потребностями, возможностями. Все это порождает неограниченное многообразие определенной философии. И тем не менее, объект философских размышлений и интересов представлен всегда исчерпывающе ясно и определенно — это мир и человек, представленные как целостное, нерасторжимое образование, проявляющееся через систему субъектно-объектных отношений. Философские учения стремятся на основе наиболее общих понятий и категорий определить существенные стороны мира, закономерности его развития и функционирования, а также предельные нормы и ориентиры социокультурной деятельности человека. Философию интересует не просто мир в его природной данности, не человек в частных формах своей деятельности, а взаимопроникающее единство мира в целом и универсального человека, которое результируется в способах целостного видения мира и наиболее общих культурных характеристиках человеческого бытия.

Предельная постижимость мира, присущая философии, неразрывно сопряжена с индивидуальным, личностным миром: философские объективно-всеобщие понятия неотделимы от субъективно-личностного мироотношения. Поэтому подлинная философия носит напряженный характер, ибо она укоренена в потребностях и запросах человеческого существования. Философия не абстрактная теория, оторванная от жизни, напротив, она связана с глубокими чувствами и переживаниями людей; своему возникновению она обязана не только холодному разуму, но и чувствующему сердцу. Отсюда жизненная значимость и социальная востребованность философских построений.

Исходным пунктом философского анализа выступает совокупный опыт духовного развития человека, в который входят результаты научного познания, зафиксированные в теориях и концепциях различных наук, вся сфера общественного сознания, выраженная в произведениях искусства, в нормах и требованиях нравственности, постулатах религиозных верований, в истории собственного развития. Философия — особый способ мышления, который теоретически осмысливает уже существующие формы сознания, практики, культуры в целом. Такой способ мышления Гегель назвал рефлексией /См. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. М., 1974. С.84-88/.

Философская рефлексия — не зеркальное отражение различных сторон культурно-исторической реальности. Она стремится теоретически вскрыть и разрешить существенные противоречия этой реальности через преодоление устаревших, изживших себя взглядов, традиций, норм и установление новых, соответствующих духу и требованиям определенной эпохи. В силу этого, философия заключает в себе большой критический потенциал, активно использует такие средства теоретического поиска, как критика, сомнение, самокритика.

Поскольку философия всегда личностна, то ее критический настрой зачастую трагически проявлялся в судьбах мыслителей. Критика устаревших идей и традиций обращалась критикой мира, породившего их, вызывала сомнения в истинности и справедливости общественного устройства, существенно затрагивала власть предержащих, которая не стеснялась в выборе argumentum baculinum- "палочных" доводов. Протагор был вынужден бежать из Афин, спасаясь от обвинения в бесчестии; Пифагор погиб от рук наемного убийцы; Сократ казнен по приговору суда по необоснованным обвинениям; Платон был продан в рабство по наущению тирана Сиракуз и спасся лишь благодаря счастливой случайности. За верность своим взглядам погибли Томас Мор и Джордано Бруно, около 30 лет провел в одиночной камере Томмазо Кампанелла, подвергался гонениям Галилео Галилей, "запрещались" труды Николая Коперника. Был объявлен "сумасшедшим" один из самобытных и оригинальных мыслителей России — П.Я.Чаадаев, более четверти века провел в сибирской ссылке Н.Г.Чернышевский. Трагична участь многих отечественных мыслителей XX века: Н.А.Бердяева, насильственно депортированного в 1922 году; П.Флоренского, погибшего в лагерях в 30-е годы; А.Ф.Лосева, осужденного за философские взгляды на длительный срок заключения. Этот список можно продолжить и далее.

Критически-рефлективный метод мышления, являющийся основой философствования, требует не только соответствующей теоретической подготовки, но и практики, точно так же, как и занятие любой другой деятельностью. Пренебрежение этими требованиями часто является причиной жалоб на "непонятость", "трудность" философии, пренебрежительного, скептического отношения к ней. Способности к философскому мышлению вырабатываются в процессе индивидуального и общественного развития личности. Умению мыслить философски необходимо учиться, как экономическому, математическому, историческому и другим формам мышления.

Многомерность философии, всеобщность ее категорий и понятий раскрывается через анализ ее взаимоотношений с такими важными областями духовного развития, как искусством, религией и наукой.

Философия и искусство воздействуют на окружающий мир через деятельность человека, оказывая на нее влияние через чувства и разум, глубоко затрагивая различные личностные стороны индивида. "Музыка удвояет войско",- говаривал великий русский полководец А.В.Суворов, подчеркивая продуктивную силу искусства. Ярким примером воздействия идей и убеждений на образ жизни, поведение личности является образ протопопа Аввакума — одного из духовных вождей "староверия", принявшего после 15-летнего заключения в "земляной тюрьме" мученическую смерть на костре. Глубоко осознанная "нетерпимость к нечестивцам" определяла его отношение к господствующей церкви, окружающей действительности.

В художественных и философских произведениях всесторонне проявляется личность творца, созидателя. Моцарт, Шекспир, Толстой, Платон, Декарт, Спиноза — эти имена слиты и отождествляются с определенными образами, мыслями, теориями, вызывающими впечатление чего-то высокого, великого, проникновенного, волнующего нас недосягаемыми идеями истинного, доброго, прекрасного.

Родственность искусства в философии проявляется и факте того, что философские труды иногда приобретают форму художественного произведения, как, например, у Парменида, Платона, Ницше, А.Камю, а великие писатели и поэты, среди них А.С.Пушкин, У.Шекспир, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, были выдающимися мыслителями.

Отражая мир с помощью понятийного мышления, философия постоянно использует одухотворенность художественного образа. В интеллектуальном синтезе теоретической мысли и художественно-образно-поэтической интуиции философия открывает новые содержательные горизонты, смысловые пространства человеческого бытия, полагает цели и ценности человеческого бытия в мире.

И, тем не менее, если основной формой самовыражения в области искусства является художественный образ, связанный с чувствами, то удел философского размышления - понятие, разум, логика, Логос.

Философия и религия тесно связаны как общей историей, так и целями, которые они стремятся достичь. Нравственность, предназначение человека и смысл его существования, причины мира — далеко не полный перечень совместных вопросов, глубоко затрагивающих миропонимание и жизненную позицию людей. В лоне религиозных вероучений возникли и получили свое первоначальное развитие многие основополагающие философские проблемы. В истории развития мысли с древнейших времен прослеживаются различные формы взаимоотношений между религией и философией, верой и знанием. Порой они приобретали характер непримиримого конфликта с трагическими последствиями для их участников.

Философия, рассматривая единство мира и человека, постоянно сопряжена с некоторой непознанностью, непонятностью, тайной, одним словом, с тем, что не поддается рациональному осмыслению, не "вписывается" в рамки существующих теорий, понятий и категорий. В этих случаях теоретическая деятельность носит особенно напряженный характер, связана с состоянием углубленной сосредоточенности и достигается в некоторых философских школах и направлениях с помощью особой деятельностной установки — медитации (лат. meditatio — размышляю, обдумываю). Подобный стиль мышления проявляется в буддийской йоге, античном "философском экстазе", православном "умном делании", "экзерцициях" иезуитов, "озарении экзистенции", современном психоанализе. Загадочное, необъяснимое, таинственное, с чем постоянно сталкивается философское исследование, лежит в основе мистических воззрений, мистики (греч. mystika — таинственный) как определенного переживания, понимания, осмысления предельных оснований мира через непосредственное "единение" с Абсолютом. Существовало и существует немало философско-теологических доктрин и концепций, обосновывающих эту практику. Все перечисленное порождает феномен философской веры, т.е. некоторого психологического состояния индивида, принимающего что-то, рационально не обоснованное должным образом, за реально существующее. Философская вера выступает не столько как знание, а скорее как уверенность, побуждение к деятельности и по своей форме напоминает религиозное верование. Своеобразной разновидностью философской веры выступает догматизм, абсолютизирующий ту или иную философскую систему или какую-либо ее сторону, превращающие их в "единственно верные", "абсолютно-истинные", "окончательные" и т.д. Подобный подход искажает реальный историко-философский процесс, порождает некое "вероучение", делает невозможным теоретическое отражение действительности.

Между религией и философией существуют глубокие связи, определяемые особенностями чувственной и логической форм мышления. Сложность, неоднозначность процесса познания постоянно воспроизводит, и это, очевидно, будет всегда сопровождать человеческую историю, веру в сверхъестественные силы, т.е. религиозность как неотъемлемую черту любой культуры. Это не исключает того, что конкретный человек может испытывать к вере прямо противоположные чувства, но это совершенно другой вопрос.

Противоречивое сосуществование религии и философии на протяжении тысячелетий не может скрыть того, что их разделяет по существу: первая возвышается на вере, сложном социально-психологическом чувстве, — основанием второй является разум, понятие, теоретическое знание.

Философия, также, как и наука, имеет теорию познания, методы и приемы исследования, систему понятий, категорий, доказательств. В этом отношении она является видом научного знания, наукой, в одинаковой степени относящейся как к естествознанию, так и к обществоведению.

Различие философского и научного познания определяется концептуальными установками по отношению к действительности: они "смотрят" на мир с помощью разных систем координат. Для философских учений характерно рассмотрение мира в тесном единстве с человеком, его потребностями, интересами, идеалами, возможностями. Наука же опирается на естественнонаучные абстракции откуда в целях выявления объективного, необходимого содержания, элиминируется все личное, субъективное, "человеческое". "Естественнонаучная картина мира" в этом смысле всегда объективна, философское же понятие "мира в целом" включает в свое содержание объективную данность через исторически развивающиеся способности человеческого освоения мира, как его "жизненное пространство", проецирующее его деятельно-познавательные, смысло-созидательные возможности и установки.

Философия в противоположность специальным наукам не только не обособляется от человека, но вопрос о сущности "истинно человеческого" является одним из основополагающих центров философской мысли. Познавательная задача, присущая науке, для философии не является самоцелью, а служит средством для реализации фундаментального проекта – познания и преобразования мира сущего в то, чем он должен быть в соответствии с потребностями и запросами универсального человека, основанных на всеобщих принципах Истины, Добра и Красоты.

В силу этого философия несводима к научному знанию - многие ее проблемы недоступны естественнонаучным, опытно-эмпирическим методам исследования. К ним, например, можно отнести проблемы нравственности, смысла жизни, духовной сферы и другие. Мир философии — это особый мир, где действуют свои критерии, своя шкала "точности", свой "масштаб" измерений. Понятия и категории философских теорий не выводятся только лишь дедуктивным методом и также не являются результатом опытных обобщений. Коррелятом теоретического содержания философии выступает совокупность субъектно-объектных отношений системы "мир — человек", вычлененных по принципу всеобщности, философская правдаотличается от научной истины тем, что она биполярна и содержит в единстве объективные знания о мире, а также "человеческие", субъективные предпочтения, оценки, ценности, в ней истинность знания сопрягается с ценностно-смысловыми значениями. Критерием философского знания не может служить научно-экспериментальная практика, связанная с фактами опыта. В лучшем случае здесь речь может идти только лишь об иллюстрации философских положений, метафорическом способе изложения проблем в целях популяризации и не более того. Критерием философии выступает всемирно-историческая практика в ее всеобщих результатах и значениях, т.е. мир в целом, его соответствие всеобщим нормам человеческого бытия.

Таким образом, философия не является ни искусством, ни религией, ни наукой, ее нельзя свести ни к одной из форм общественного сознания; она формирует свой специфический взгляд на мир, опираясь на совокупный интеллектуальный опыт человечества.

Наши рекомендации