Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии»
Упражнения и задачи
1. В зависимости от чего подразделяют индийские философские учения на ортодоксальные и неортодоксальные?
2. Объясните соотношение категорий буддийской философии: состояние нирваны и активности (направленной на свою жизнь).
3. В чем сущность учения Будды и в чем разница между махаяной и хинаяной?
4. Какие космогонические идеи явились основой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев?
5. Что обозначает в повседневной жизни китайцев формула Конфуция «Управлять — значит поступать правильно»?
6. Что принимали за первоначало («архе») следующие философы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Демокрит, Гераклит?
7. Против чего были направлены апории Зенона?
8. Кто такие софисты и в чем значение их учения?
9. На что были направлены философские рассуждения Сократа?
0. В чем суть объективно-идеалистической теории Платона?
11. В чем видел Аристотель сущность вещей?
12. В чем состоит концептуальное различие классического и эллинистического этапов философии?
13. Какие философские проблемы объединяют школы ранне- эллинистического периода и в чем различие их философских взглядов?
14. Прокомментируйте слова философов.
- Гераклит
• «Многознание уму не научит».
• «Лучшие люди одно предпочитают всему, вечную славу — бренным вещам, а большинство объедается, как скоты».
• «Все течет, все изменяется».
- Демокрит
• «Тому, кто будет властвовать над другими, надлежит сначала властвовать над собой».
• «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».
• «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».
- Фалес
• «Эфиопы пишут своих богов черными и курносыми, фракийцы — голубоглазыми и русыми. Если бы быки, львы и кони имели руки и могли ими рисовать и ваять, как люди, тогда их боги были бы похожи на быков, львов и лошадей».
- Пифагор
• «Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости».
• «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей — врагами».
15. В чем, по вашему мнению, состоит смена акцентов в рассмотрении философской проблематики средневековья и Возрождения в понятиях теоцентризм и антропоцентризм?
16. Каковы основные проблемы и своеобразие средневековой философии?
17. Каким образом прослеживаются идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков?
18. В чем специфика средневековой онтологии и гносеологии?
19. В чем проявился гуманизм философии Возрождения?
20. Вселенная глазами мыслителей Возрождения: Н. Кузанский. Н. Коперник, Дж. Бруно.
21. В чем суть философских достижений эпохи Ренессанса, оказавших влияние на философию Нового времени?
22. В чем суть механико-материалистической картины мира Нового времени?
23. В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта?
24. В чем суть антитезы эмпиризма и рационализма?
25. Каковы общественно-политические идеалы Просвещения?
26. В чем суть идей гражданского общества и общественного договора?
27. Сравните понятия «просвещение» и «просвещенчество».
28. Из нижеприведенных отметьте характерные черты Ренессанса:
- практический и теоретический индивидуализм;
- движение цивилизации против дикости (средневековья);
- время безбожия и язычества;
- культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью;
- светский дух религии с тенденцией к язычеству;
- движение культуры против бескультурья и варварства;
- освобождение от власти авторитетов;
- особенное внимание к истории;
- чрезвычайный вкус к искусствам;
- обновление духовной жизни.
29. Обдумайте и сравните высказывания двух философов: Цицерона - «Жить, значит мыслить») и Р. Декарта - «Мыслю, следовательно, существую».
30. Может ли наука быть «сама себе» философией? Чем классическая философия отличается от неклассической?
31. Как понимают различия между вещью в себе и явлением И. Кант и А. Шопенгауэр?
32. Что такое триада Г. Гегеля? Нарисуйте ее схему. Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности развития?
33. Кому принадлежит суждение (И. Канту, Г. Гегелю, И. Фихте, К. Марксу)? «Все действительное разумно, все разумное действительно». Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология? Что этим высказыванием хотел выразить его автор?
34. К какому периоду творчества К. Маркса можно отнести следующие суждения: раннему или позднему? Поясните различие этих высказываний: по их структуре, по их смыслу, по их применимости в разных контекстах.
- «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».
- «...Возникшее общество производит, как свою постоянную действительность, человека со всем этим богатством его существа, производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека».
Тема 3 «Философское учение о бытии (онтология)»
Упражнения и задачи
1. Выпишите из «Философского словаря» и «Философской энциклопедии» определение понятий «бытие», «субстанция», «материя». Что их объединяет и в чем их различие, какая между ними взаимосвязь?
2. Как соотносятся по своему содержанию понятия «бытие» и «материя»?
3. Вспомните, как шло формирование философского понятия материи.
4. Что означает тезис «единство мира состоит в его материальности»? Подтверждает ли развитие науки данный тезис?
5. Приведите примеры, подтверждающие высказывание известного средневекового врача Парацельса: «Все есть яд, и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза».
6. К соблюдению какого принципа в поведении призывает древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку»?