Общество, культура, цивилизация»
Социальная философия: общество, культура, цивилизация
Общие рекомендации:
Преподавателю необходимо дать основные понятия социальной философии; представить смысл проблем, занимавших мыслителей; познакомить с современной философской концепцией общественного развития; проследить постоянное изменение взглядов философов на развитие общества; научить ориентироваться в истории социально-политических учений; развить способности самостоятельного анализа социальных проблем. Необходимо также уделить внимание таким вопросам как зарождение социально-исторического сознания, идея общественно-исторической закономерности, объективное и субъективное в социально-историческом процессе, стихийное и сознательное в истории и т.д. Преподаватель должен ознакомить учащихся с такими понятиями как культура и цивилизация; пояснить их смысловую поливариантность; выяснить роль культуры как формы самореализации человека. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур. Интерес представляет обращение к проблеме множественности культур; и обоснования различий Востока и Запада как цивилизационных типов. Отдельная проблема – бинарность русской культуры.
Учебные цели –изучить теорию и методологию познания общества, философские теории общества, диалектику общественно – исторического развития.
Цели модуля –дать основные понятия социальной философии, представить смысл проблем, занимавших мыслителей, познакомиться с современными философскими концепциями общественного развития, проследить постоянное изменение взглядов философов на развитие общества, развить способность самостоятельного анализа социальных проблем.
Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных научных теориях общественного развития.
Вопросы учебного занятия
1. Социальная философия: ее предмет, специфика и задачи
2. Основные подходы к исследованию общества в философии
3. Общество как система. Структура общества.
4. Общество как процесс.
5. Формационные и цивилизационные концепции общественного развития
Литература
Основная
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2016
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2016
3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2011.
Дополнительная
1. Барулин В. С. Социальная философия. — М., 2012.
2. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М.,2016.
3. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. — М.,2012.
4. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. — М., 1998.
5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. — 2009.
6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2013.
7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2016
8. Краткая история философии / Под ред. В. Г. Голобокова. — М., 2011.
Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности»
Общие рекомендации:
Будущее человечества; геополитика: человечество перед лицом глобальных проблем. Глобальные проблемы современности: взаимодействие цивилизаций (К.Ясперс, А.Тоинби) и сценарии будущего. Преподавателю необходимо представить смысл проблем, занимающих футурологов и глобалистов; проследить постоянное изменение взглядов философов на будущее развитие общества; научить ориентироваться в современных сценариях мирового развития; развивать способности к самостоятельному анализу современных социальных проблем; знать факты и понимать причины глобальных проблем.
Учебные цели –изучить философскую проблематику глобализации общества в системах «человек – социум», «человек – природа», уяснить векторы процесса глобализации, а также возможные пути решения глобальных проблем современности (и стратегий будущего развития)
Цели модуля – уяснить основные понятия глобальных проблем современности с позиции философского компонента; ознакомиться со смыслом проблем, занимающих футурологов и глобалистов, научить ориентироваться в современных сценариях мирового развития.
Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных научных теориях общественного развития и возможных вариантах решения глобальных проблем современности.
Вопросы учебного занятия
1. Проблемы глобализации общества в системе «человек – социум».
2.Проблемы глобализации общества в системе «человек – природа». Географический детерминизм. Экологический кризис.
3. Римский клуб и исследование глобальных проблем.
4. Пути решения глобальных проблем.
5. Философия и современный мир.
Литература
Основная
1. Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2014
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2016.
3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 2012
Дополнительная
1. Бестужев – Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 2012
2. Глазычев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М., 2013
3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2011
4. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. — М., 1998.
5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. — 2009.
6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2003.
7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2002.
8. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 2012