II. «Мгновение осознания» как точка «остановки» Истории
Непосредственный «акт реконструкции» тезиса Кожева о тождестве Времени и Понятия в рамках пространства отношения концепций Гегеля и Хайдеггера и будет состоять в отождествлении двух этих категорий в новом, в выше обозначенном смысле. Однако что это дает нам в аспекте проблемы «Конца истории»?
Если опустить рассмотрение содержательных моментов, связанных с тем, что как «наставание бывшего», так и «отрицание отрицания» используются обоими авторами для характеристики того, что можно было бы, усредняя различия, назвать «Мгновением Осознания» – у Кожева, как было показано, этому соответствует момент «окончательного отделения» Ничто-Желания от Бытия-Природы[71], что и оказывается отмечено явлением Книги (= Науки), моментом совпадения Времени и Понятия[72], – то разгадкой «Конца» Истории у Кожева, разрешением двусмысленности её «конечного» образа и будет «опыт Преображения». Ведь именно этот опыт парадоксально может быть охарактеризован как «Неповторимое Возвращение»; из интуиции именно этого опыта возможно понять Историю не в качестве ряда исторических событий, но как единое Событие, которое «начинается не раньше, чем в каком-то смысле и заканчивается»[73]. А потому интуиция его органически совмещает в себе Языческий (Цикл) и Христианский (Линия) образы Истории. И надо заметить, что Кожев и пытается эксплицировать образ именно такого События; он прекрасно осознаёт, что ФД Гегеля описывает историю не в хронологической последовательности: «Подразделы А… и В… находятся в отношениях логического, а не временного следования (одновременность). В истории эволюционирует целостный (конкретный) человек, заключающий в себе все начала, описанные в первых пяти главах «Феноменологии». Темпоральность присутствует в каждом разделе. Но в первых трёх… нет речи об истории, они “синхронны”»[74] (курсив Ю.А.). Именно таким образом мыслимая История «начинается» не раньше, чем «заканчивается».
Таким образом,«Конец» истории Кожева предстаёт в качестве точки «Преображения», момента реализованности Смерти как «предельной возможности». Иными словами, как такое сущностное (принципиальное, радикальное) Окончание процесса, которое выражается в (видимом, иллюзорном) Возвращении к его Началу. Именно этот опыт описывается Гегелем через акт «Отрицания Отрицания», и Хайдеггером через темпоральную интуицию «Наставания Бывшествующего», но становится причиной двусмысленности у Кожева. Именно свершающееся мгновение осознания и есть раскрытие сущности опыта преображения, когда он завершен, сущности истории как События.
[1] В конечном счёте, именно учения Гегеля, Хайдеггера и Маркса являются определяющими специфику концепции Кожева как таковой. И поскольку Маркс во многом воспроизводит решения предложенные Гегелем в своей историософии, то и в решении проблемы понимания истории как целого мы останавливаемся на двух первых фигурах.
[2] Далее по тексту «ФД».
[3] Кожев А. Введение в чтение Гегеля. Лекции по «Феноменологии духа», читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе. Подборка и публикация Реймона Кено. Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. – СПб., 2003. С.433.
[4] Там же. С. 45, 175.
[5] Там же. С. 488.
[6] Кожев А. Введение в чтение Гегеля. … С. 489.
[7] Там же. С. 487-489.
[8] Далее по тексту «БВ».
[9] Кожев А. Введение в чтение Гегеля. … С. 655.
[10] Хайдеггер М. Онто-тео-логическое строение метафизики. – URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000294/ – (дата обращения: 23.01.2008).
[11] Хайдеггер М. Бытие и Время. Пер. В.В. Бибихина. – СПб., 2002. С. 256.
[12] Там же. С. 257.
[13] Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 265.
[14] Там же. С. 257.
[15] Там же. С. 265.
[16] Там же. С. 265.
[17] Терминологически, т.е. формально, было бы точней сказать о «саморазвивающемся понятии», однако в контексте данной аналогии такая формальная корректность несколько уводит в сторону.
[18] Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 433.
[19] Там же. С. 435.
[20] Там же. С. 435.
[21] Там же. С. 435.
[22] Там же. С. 435.
[23] Там же. С. 433.
[24] Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 436.
[25] Там же. С. 436.
[26] Там же. С. 323.
[27] Там же. С. 326.
[28] Паткуль А. Б. Круговая структура философских наук о бытии. (На примере абсолютного идеализма Гегеля и фундаментальной онтологии Хайдеггера) // Сборник «Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. Материалы 12-й международной конференции молодых ученых 27 – 30 декабря 2001 года», СПб, 2001, С.110-114.
[29] Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 326.
[30] Пушкин В.Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке. – СПб., 2000. С. 116.
[31] Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 325.
[32] Там же. С. 326.
[33] Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 326.
[34] Далее мы не различаем философскую позицию Кьеркегора и Хайдеггера по данному вопросу.
[35] ср. Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 295.
[36] Гайденко П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М., 1997. С. 139.
[37] Там же. С 142.
[38] Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа. Пер. Г.Шпета. – СПб., 2002. С 99.
[39] Там же.
[40] Там же. С. 101.
[41] Там же. С 102.
[42] Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Пер. Гензена П. – Киев, 1994. С. 305-306.
[43] см. Там же.
[44] см. Там же.
[45] Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Пер. Гензена П. – Киев, 1994. С. 305.
[46] см. Там же.
[47] Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 428.
[48] Там же. С. 432.
[49] Там же. С. 430.
[50] Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3т. / Отв. Ред. Е.П. Ситковский. – М., 1975 - 1977. Т. 2, С. 46.
[51] Там же. С 59.
[52] Хайдеггер М. Ницше: в 2т. – СПб., 2006. Т.1. С. 270.
[53] Пушкин В.Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке. – СПб., 2000. С. 426.
[54] Левит К. От Гегеля к Ницше. Революционный перелом в мышлении XIX века. – СПБ., 2002. С. 363.
[55] Там же. 364.
[56] «… текст (Гегеля – Ю.А.) о Времени… был переведен и откомментирован г-ном М. Койре в статье, появившейся в результате чтения Курса, посвященного юношеским произведениям Гегеля. Статья важна, она стала источником и основой моей интерпретации «Феноменологии духа». Я ограничусь тем, что воспроизведу здесь в нескольких словах основные результаты работы, проделанной г-ном М. Койре» [Кожев 2003 - Кожев А. Введение в чтение Гегеля. … С. 457-458].
[57] Кожев А. Введение в чтение Гегеля. … С. 458.
[58] Там же. С. 460.
[59] Там же.
[60] Там же. С. 716.
[61] Там же. С. 462.
[62] Там же. С. 462-463.
[63] ср. Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 385.
[64] Визгин В.П. Философия как речь (историко-философская концепция А.Кожева) // Вопросы философии. 1989. № 12. С. 109-110.
[65] Хайдеггер М. Бытие и Время. … С. 431.
[66] ср. Там же. С. 433-434.
[67] ср. Кожев А. Введение в чтение Гегеля. … С. 603.
[68] ср. Там же. С. 679.
[69] Там же. С. 11.
[70] Там же. С. 469.
[71] Кожев А. Введение в чтение Гегеля. … С. 483.
[72] Там же. С. 76, 474.
[73] Там же. С. 776.
[74] Там же. С. 45.