Философия древней индии: общий обзор
Основополагающее значение имелиВеды (в переводе «знание») – совокупность религиозно-философских текстов. Их состав: Самхиты («собрания»), Брахманы («толкования»), Араньяки («лесные книги») и Упанишады («наставления»). Древнейшие – Самхиты, остальные – комментарии и дополнения. Поэтому Ведами в узком смысле называют Самхиты, в широком смысле все четыре части есть Веды. Самхиты – это четыре сборника гимнов: «Ригведа» – «Веда гимнов» (самая древняя и авторитетная), «Самаведа» – «Веда песнопений», «Яджурведа» – «Веда жертвоприношений» и «Атхарваведа» – «Веда заклинаний».
Упанишады (дословно – «сидеть рядом», у ног учителя, более широко – «сокровенное учение») – самый поздний пласт Вед, произведения, разъясняющие их тайный смысл. В Упанишадах нет строгой системы философии, но в них были впервые сформулированы идеи и понятия, ключевые для индийской традиции:
· брахман – безличный духовный Абсолют, начало и конец всех вещей;
·майя – иллюзия подлинности видимой реальности (подлинная – брахман);
· атман– душа мира и субъективное психическое начало, душа человека, идея тождества атмана и брахмана («все есть брахман, и брахман есть атман»);
· карма – закон воздаяния за любые поступки человека в земной жизни;
· сансара – перерождение души человека в зависимости его от поступков;
· мокша – освобождение человека от круга перерождений как высшая цель жизни, достигается при условии познания тождества атмана и брахмана;
· дхарма – всеобщий моральный долг, закон мироздания и жизни человека.
Религиозно-философские учения древней Индии назывались даршаны.
Направление | Сущность Направления | Даршана | Основатель |
Астика | «Ортодоксальные даршаны» – совокупность учений, которые признавали духовный авторитет Вед | Веданта | Бадараяна |
Миманса | Джаймини | ||
Даршаны, которые признавали авторитет Вед, но опирались и на независимые от них основания | Санкхья | Капила | |
Йога | Патанджали | ||
Ньяя | Готама | ||
Вайшешика | Улука | ||
Настика | «Неортодоксальные даршаны»– совокупность учений, которые не признавали духовный авторитет Вед, либо выступали с критикой брахманизма как господствующей религии, опирающейся на Веды | Локаята | Брихаспати |
Буддизм | Сиддхартха Гаутама | ||
Джайнизм | Вардхамана | ||
Адживика | Маккхали Госала |
Веданта была наиболее близка Ведам и выражала позицию объективного идеализма,главными былипонятиябрахмана, атмана имайи. Санкхья являлась учениемдуализма: признавалось наличие двух исходных противоположных реальностей – пракрити(материальной первоосновы, лишенной сознания) и пуруши (сознания, духа). При соприкосновении этих начал возникает мир объектов.
В вайшешике была обоснована атомистическая теория. Материальный мир возник из земли, воды, воздуха и огня. Каждая из стихий состоит из «ану» – вечных, мельчайших, неделимых, сверхчувственных частиц, их существование доказывается разумом. Ану – предел делимости материального объекта.
Локаята выражала позицию материализма:не существует брахмана и атмана, закона кармы. Реален только материальный мир, образовавшийся из спонтанного сочетания воды, земли, огня и воздуха. Жизнь и сознание – это функция этих элементов. Познание осуществляется органами чувств. В отличие от других школ, отвергался аскетизм в пользу идеи чувственных удовольствий.
Буддизм. Существуют четыре «благородные истины»: страдание, причина страдания – желание, освобождение от страдания и путь, ведущий к освобождению. Сансара превращает желание и страдание в лишенное завершения. Освобождение – это достижение нирваны (остывание, угасание). Интеллектуально – это обнаружение бессущностности вещей, нравственно-эмоционально – безгрешность, в плане воли – абсолютная свобода духа от мира. Слияние всех психических способностей дает состояние покоя и блаженства. Поэтому важно определить правильное отношение к окружающему: ахинса – общая мягкость, не нанесение вреда, терпимость и принцип «срединного пути» (избегать крайностей удовольствий и их подавления). Освобождение достигается в медитации.
2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: ОБЩИЙ ОБЗОР.
В культуре этой страны были аспекты, сильно повлиявшие на философию:
· космогоническая мифология – мироздание возникло из изначального хаоса, когда не существовало ни Неба, ни Земли;
· культ Неба – безличное, всевидящее Небо управляет ходом всего в мире;
· традиционализм – идеализация прошлого, преданность традиции;
· манизм – культ предков, которые должны были заботиться о потомках;
· анимизм – имеются духи всего, у человека две души: одна после смерти возносится на Небо, другая остается на Земле, чтобы помогать / вредить живым;
· гадания – предсказания будущего в личной и общественной жизни.
Фундаментальную роль играло Пятикнижие. В его состав входили: «Ши цзин» – «Книга песен», «Шу цзин» – «Книга истории», «И цзин» – «Книга перемен» (гадания), «Ли цзин» – «Книга обрядов», летопись «Чунь цю». Первые две книги были отредактированы Конфуцием, «Чунь Цю» написана им самим.
В этих книгах появляются сомнения в мифологии. В «Шу цзин» говорится о пяти началах мира – воде, огне, дереве, металле и земле – и о пяти явлениях природы – дожде, сиянии Солнца, жаре, холоде и ветре. Зачатки естественного объяснения мира, идея всеобщих связей бытия не означали отказа от мифологических представлений: утверждалось, что эти пять первоначал были созданы Небом.
Особенности древнекитайской философии:
· холизм – человек и природа, физическое и психическое рассматриваются в единстве, гармонии, нет отношения «субъект – объект»;
· интуитивность – единство бытия постижимо только в интуиции, но не может быть проанализировано с помощью строгой системы понятий;
· символизм – особенности китайской иероглифической письменности не позволили выработать формально-логическую систему мышления, имеет место многозначность смыслов иероглифов-образов;
· практичность – философия была тесно связана с социальной и политической практикой, устанавливалась связь природных, социальных и нравственных явлений, что является выражением холизма – принципа целостности.
Древнейшие представления о мире изложены в «И цзин» – «Книге перемен». Ци– это энергия, жизненная сила, бескачественная субстанция, из которой состояла Вселенная в исходной фазе – тай цзи(«великий предел»). Это – исходно-целостное, не дифференцированное, хаотическое состояние ци. Из тай цзи последовательно рождаются два противоположных явления – инь и ян, которые находятся в постоянном взаимодействии и противоборстве, вследствие чего создается и изменяется все существующее. Из ян возникло «Небо» (тянь) как божественная, сакральная, судьбоносная реальность, из инь – «Земля».
В древнем Китае существовало шесть главных философских школ:
· дао дэ цзя (даосизм);
· жу цзя (конфуцианство);
· мо цзя (моизм, основатель Мо Ди или Мо-цзы);
· мин цзя («школа имен» или, как называли в Европе, школа логиков, софистов, диалектиков, «спорщиков», представители – Хуэй Ши и Гуньсун Лун);
· иньян цзя («школа натурфилософов», представитель – Цзоу Янь);
· фа цзя («школа законников» или легизм, основатель – Шан Ян).
До начала XX века в Китае не было понятия «философия». Его заменяло слово чжэсюэ – совокупность классических текстов китайских мыслителей.
СРАВНЕНИЕ | ДАОСИЗМ | КОНФУЦИАНСТВО |
Основатель | Лао-цзы | Кун-Фу-цзы или Конфуций |
Главный труд | «Дао-дэ-цзин» – «Книга о дао и дэ» | «Лунь юй» – «Суждения и беседы» |
Понятие «дао» | Генетическое начало мира; синоним единого мирового целого; пустота – Небытие; вечный и всеобщий мировой закон; источник движения | Лишено космологической окраски и поэтому понимается как моральный закон, нравственный долг, «путь» человека, благой ход общественных событий и жизни человека |
Понятие «дэ» | «Благая мощь», «добродетель», проявление даов единичных вещах | «Благодать-добродетель», и прежде всего, в человеке |
Главные моральные принципы | У вэй– принцип «осознанного недеяния» человека, отказа от деятельности, не совместимой с естественным ходом процессов в природе, не соответствующей да тун – гармонии природы, неотъемлемой частью которой является и человек. Эгоизм и отступление от дао порождают заблуждения в умах людей, а следование дао приводит к «сокровенному единению» со всем сущим | Жэнь – «гуманность», «добродетель», «человеколюбие». Чжи – мудрость. Ли – «благопристойность», «закон», «ритуал», следование традиции. Сяо– «сыновняя почтительность», почитание «старших» (по возрасту и статусу).«Золотое правило» морали: «не навязывай другим того, чего не желаешь себе, и упрочивай других в том, в чем желаешь упрочиться сам» |
Идеал мудреца | Шэньжэнь – «совершенномудрый», следующий путем «осознанного недеяния» | Цзюнь цзы – «благородный муж», моральный человек (сяо жэнь – «низкий человек») |
Управление государством | Правитель должен позволить всему идти своим чередом на основе «осознанного недеяния». Лучший правитель – тот, кто не правит, но народ знает, что он существует | Государство является большой семьей, правитель – это «сын Неба» и одновременно – «отец народа». Управление должно опираться только на принцип «жэнь» |
ТЕМА 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ