Л Е К Ц И Я № 36. Философия и культура Древнего Востока

В IV тысячелетии до н. э. на берегах Нила, Тигра, Евфрата, Ин­да возникли первые великие цивилизации. Причины возникновения:

1) переход от меди к железу;

2) товарно-денежные отношения;

3) ослабление родоплеменных связей;

4) первое государство — ускорение хода истории;

5) духовная жизнь.

Над человеком начинают властвовать не природные, а со­циальные силы — человек подчиняется государству, закону. В большинстве своем — рабство, зато у немногих — свобода твор­чества. От ранних форм религиозного сознания (тотемизма — фе­тишизма — анимизма — магии — мифа) наметился переход к ре­лигиозно-философскому осмыслению бытия.

Особенности восточной философии:

1) синтез мифологического, религиозно-символического и рационального (в учениях Будды и Конфуция, в Ведах, в свя­щенной книге персов «Авесте»);

2) целостность видения человека. Соотношение элементов меняется, но сохраняется единство различных подходов. Ми­фология, религия, философия, наука — и форма, и продукт культурного самоопределения человека, но нет иерархии по степени истинности, а есть переплетение самостоятельных, подчас несоизмеримых идейных структур. Усложнение архаич­ных мировоззрений не вытеснялось метаморфозами бытия;

3) доминирование некоторых форм рационально-духовного освоения мира при сохранении предшествующих. В опреде­ленных социокультурных ситуациях «отжившие» способы ду­ховно-практического освоения мира актуализируются, вновь доминируют. Происхождение и сущность человека мифологичны. Мир

уподоблен человеку, характерны ассоциативность, анимизм и ан­тропоморфизм, т. е. оживление, одухотворение и уподобление

природных явлений человеку, а человека — миру; они — творе­ния богов.

Но в первых письменных источниках Древнего Китая («Кни­га перемен», III—IV вв. до н. э., учение Конфуция) осмысливается специфичность человека. Конфуций: «Быть человеком равно лю­бить людей». Взаимность и любовь к другим отличают человека от иных существ. Последователь Конфуция Мэн-цзы говорил о важности человекознания: «Лишь тот, кто познает свою приро­ду, может познать Небо».

Противник конфуцианства Мо-цзы: «Человек отличается от животного умением трудиться».

Лао-Цзы (даосизм): «Главное в жизни человека — недеяние, непротивление тому, что предначертано путем дао».

Восточная философская мысль менее категорична, чем запад­ная, неопределеннее; в логике (Индия) нет закона исключенного третьего, допустимы утверждения: «человек и добр, и зол» или «он ни добр, ни не добр».

Эти особенности мировоззрения и религиозно-философские идеи — архитипические черты Востока и влияют на процессы в мире. Восточная философия вобрала в себя все существовавшие в культуре формы освоения человеком мира. Философия Востока характеризуется как религиозная, мистичная, интуитивная, наце­ленная на эстетико-этическую просвещенность, а философия За­пада — как рациональная, научная, натуралистичная, ориентиро­ванная на прогресс и активную преобразующую деятельность.

Но обе в единстве призваны сформулировать планетарное фи­лософское мышление будущего.

Л Е К Ц И Я № 3 7 . Античная философия

Философия как феномен культуры создана гением древних греков в городах-государствах, где были достигнуты политиче­ские свободы.

Периоды.

1. Натуралистический, VI—V вв. до н. э.
Представители: ионийцы, милетцы, пифагорейцы, элеаты,

плюралисты, физики-эклектики.

2. Гуманистический — софисты, Сократ.

3. Классический. Большой синтез Платона и Аристотеля.

4. Эллинистических школ: киники, эпикурейцы, стоики,
скептики.

5. Религиозный. Неоплатонисты: от языческих до представле­ния о едином благе.

6. Период христианской мысли. Филон Александрийский, дог­мы зарождающейся религии.

Характерные черты.

1. Синкретичность — нерасчлененность важнейших проблем.

2. Космоцентричность — охват всего космоса и мира человека.

3. Пантеистичность: космос — чувственное и умопостигаемое абсолютное божество. Достижения на уровне понятий.

Идеи Платона; эйдос (форма) Аристотеля; лектон (смысл сло­ва) стоиков. Логика общих имен (не законов), этика добродетелей (не долга и ценностей), функциональность — отвечала на вопро­сы бытия, помогая жить.

Милетская школа VII—V вв. до н. э. — Фалес, Анаксимен, Ана-ксимандр.

Демифологизация античного мировоззрения. Переход от родо­вых реалий к явлениям и событиям. Из чего все? Первичная суб­станция: то, что для объяснения не нуждается в чем-то другом: вода (Фалес), воздух (Анаксимен).

Апейрон— вечное и беспредельное начало (Анаксимандр).

Пифагореизм, VI—V вв. до н. э. Пифагор: все есть число, в чис­лах — основа сущего, числовые соотношения — источник гармо­нии космоса, приближение к законам науки.

Элейская (элеаты), VI—V вв. до н. э. — Парменид, Зенон, Ме­лисс Самосский. Единое бытие — непрерывное неизменное, при­сутствующее во всем, исключая множественность вещей и их движение. Главная роль в познании — мышление, не чувство; Ге­раклит из Эфеса. Первоначало сущего, душа и разум-логос — ми­ровой огонь. Все течет. Борьба противоположностей. В космосе — скрытая гармония. Просвещенная монархия.

Атомизм, V в. до н. э. Демокрит, Левкипп. Все — из сочетаний атомов, неделимых однородных частиц. Все — согласно необхо­димости. Случайностей нет.

Философия V—IV вв. до н. э. Сократ, Платон, Ксенофонт.

Диалектика— метод поиска истины через наводящие вопро­сы; здесь философия представляется как самопознание, путь к по­стижению истинного блага; добродетель — знание, мудрость. Со­фисты (мудрецы)— Протагор, Георгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. От поисков абсолютной истины — к прагма­тическим рецептам поведения человека в обществе.

Платонизм, 428—348 гг. до н. э.Философия объективного иде­ализма.

Идеи (высшая из них — благо)— вечные и неизменные умопо­стигаемые прообразы вещей, всего изменчивого бытия; вещи — подобие и отражение идей.

Познание (анамнесис)— воспоминание души об идеях, кото­рые она созерцала до соединения с телом.

Любовь к идее (эрос)— побуждение к духовному восхождению. Структура мира: Божественный разум (демиург — мастер), миро­вые душа и тело.

Идеальное государство— иерархия трех сословий: правители-мудрецы; воины и чиновники; крестьяне и ремесленники (как три части души: разумная, аффективная и вожделеющая).

Аристотель (основатель Ликея — перипатетической школы) 384—322 гг. до н. э.

Платон — учитель, А. Македонский — ученик. Основополож­ник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор в лексиконе философии и в стиле научного мышления.

Метафизика содержит основные принципы бытия: мир— сово­купность субстанций, сочетание материи и формы, эйдоса; вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие (начало движения) и цель. Энтелехия —возможность и осуществление, форма и материя, действующая причина

и цель. Внутренне движущие силы вещей — идеи (формы, эйдо-сы). Источник движения и изменчивого бытия — вечный и непо­движный ум (нус) — перводвигатель.

Ступени природы:неорганический мир — растение — живот­ное — человек. Ум выделяет человека. Этика: главное — умерен­ность (метриопатия), разумное поведение. Человек — существо общественное. Идеальные формы государства — монархия, аристо­кратия, умеренная демократия (политика). Наихудшие — тира­ния, олигархия, охлократия. Суть искусства — подражание (ми­месис); цель трагедии — очищение духа (катарсис).

Ранний эллинизм

Кинизм(сократическая школа). Представители: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Идеал— безграничная духовная сво­бода индивида. Демонстративно пренебрежительное отношение к социальным институтам, обычаям и установлениям культуры. Эти идеи повлияли на стоицизм.

Стоицизм, III в. до н. э.—III в. н. э.Представители: Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп, Плутарх, Цицерон, Сенека. Возрожде­ние учения Гераклита об огне-логосе: мир — живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей сим­патию всех вещей; все сущее телесно и различается степенью гру­бости или тонкости материи.

1. Космос — огненный организм.

2. Человек существует по космическим законам.

3. Понимание мира неизбежно ведет к атараксии, бесстраст­ности.

4. Пантеизм: человек и все люди едины с космосом, и бог, и государство, и все люди равны.

Эпикуреизм, V—IV вв. до н. э.Представители: Эпикур, Лукреций Кар. Природа (физика) и человек состоят из атомов (по Демокри­ту). Безразличные боги блаженствуют в пространствах между ми­рами, не вмешиваясь в жизнь космоса и людей. Цель жизни — от­сутствие страданий, здоровье тела (апония) и безмятежность духа, атараксия. Познание природы освобождает от страха смер­ти и суеверий.

Скептицизм, V—IV вв. до н. э.Представители: Пиррон, Секст.

1. Мир текуч, без смысла и определенности.

2. Философия — молчание: всякое «да» — одновременно
и «нет».

3. Следуйте миру явлений, сохраняйте внутренний покой.

Скептицизм показал, что нельзя справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание — и конец философскому поиску, и указание на необходимость новых усилий.

Неоплатонизм(школы: римская, пергамская, афинская), III— VI вв.Представители: Плотин, Прокл, Порфирий, Юлиан. Иерар­хия бытия представляется как: единое благо — ум — душа — ма­терия. Мировой ум — прообраз всех вещей, мировая душа, производящая все живое, которое образует космос. Материя — восприемница возможных форм и смысла. Задача человека — продумать, прочувствовать свое место в иерархии.

Наши рекомендации