Л Е К Ц И Я № 36. Философия и культура Древнего Востока
В IV тысячелетии до н. э. на берегах Нила, Тигра, Евфрата, Инда возникли первые великие цивилизации. Причины возникновения:
1) переход от меди к железу;
2) товарно-денежные отношения;
3) ослабление родоплеменных связей;
4) первое государство — ускорение хода истории;
5) духовная жизнь.
Над человеком начинают властвовать не природные, а социальные силы — человек подчиняется государству, закону. В большинстве своем — рабство, зато у немногих — свобода творчества. От ранних форм религиозного сознания (тотемизма — фетишизма — анимизма — магии — мифа) наметился переход к религиозно-философскому осмыслению бытия.
Особенности восточной философии:
1) синтез мифологического, религиозно-символического и рационального (в учениях Будды и Конфуция, в Ведах, в священной книге персов «Авесте»);
2) целостность видения человека. Соотношение элементов меняется, но сохраняется единство различных подходов. Мифология, религия, философия, наука — и форма, и продукт культурного самоопределения человека, но нет иерархии по степени истинности, а есть переплетение самостоятельных, подчас несоизмеримых идейных структур. Усложнение архаичных мировоззрений не вытеснялось метаморфозами бытия;
3) доминирование некоторых форм рационально-духовного освоения мира при сохранении предшествующих. В определенных социокультурных ситуациях «отжившие» способы духовно-практического освоения мира актуализируются, вновь доминируют. Происхождение и сущность человека мифологичны. Мир
уподоблен человеку, характерны ассоциативность, анимизм и антропоморфизм, т. е. оживление, одухотворение и уподобление
природных явлений человеку, а человека — миру; они — творения богов.
Но в первых письменных источниках Древнего Китая («Книга перемен», III—IV вв. до н. э., учение Конфуция) осмысливается специфичность человека. Конфуций: «Быть человеком равно любить людей». Взаимность и любовь к другим отличают человека от иных существ. Последователь Конфуция Мэн-цзы говорил о важности человекознания: «Лишь тот, кто познает свою природу, может познать Небо».
Противник конфуцианства Мо-цзы: «Человек отличается от животного умением трудиться».
Лао-Цзы (даосизм): «Главное в жизни человека — недеяние, непротивление тому, что предначертано путем дао».
Восточная философская мысль менее категорична, чем западная, неопределеннее; в логике (Индия) нет закона исключенного третьего, допустимы утверждения: «человек и добр, и зол» или «он ни добр, ни не добр».
Эти особенности мировоззрения и религиозно-философские идеи — архитипические черты Востока и влияют на процессы в мире. Восточная философия вобрала в себя все существовавшие в культуре формы освоения человеком мира. Философия Востока характеризуется как религиозная, мистичная, интуитивная, нацеленная на эстетико-этическую просвещенность, а философия Запада — как рациональная, научная, натуралистичная, ориентированная на прогресс и активную преобразующую деятельность.
Но обе в единстве призваны сформулировать планетарное философское мышление будущего.
Л Е К Ц И Я № 3 7 . Античная философия
Философия как феномен культуры создана гением древних греков в городах-государствах, где были достигнуты политические свободы.
Периоды.
1. Натуралистический, VI—V вв. до н. э.
Представители: ионийцы, милетцы, пифагорейцы, элеаты,
плюралисты, физики-эклектики.
2. Гуманистический — софисты, Сократ.
3. Классический. Большой синтез Платона и Аристотеля.
4. Эллинистических школ: киники, эпикурейцы, стоики,
скептики.
5. Религиозный. Неоплатонисты: от языческих до представления о едином благе.
6. Период христианской мысли. Филон Александрийский, догмы зарождающейся религии.
Характерные черты.
1. Синкретичность — нерасчлененность важнейших проблем.
2. Космоцентричность — охват всего космоса и мира человека.
3. Пантеистичность: космос — чувственное и умопостигаемое абсолютное божество. Достижения на уровне понятий.
Идеи Платона; эйдос (форма) Аристотеля; лектон (смысл слова) стоиков. Логика общих имен (не законов), этика добродетелей (не долга и ценностей), функциональность — отвечала на вопросы бытия, помогая жить.
Милетская школа VII—V вв. до н. э. — Фалес, Анаксимен, Ана-ксимандр.
Демифологизация античного мировоззрения. Переход от родовых реалий к явлениям и событиям. Из чего все? Первичная субстанция: то, что для объяснения не нуждается в чем-то другом: вода (Фалес), воздух (Анаксимен).
Апейрон— вечное и беспредельное начало (Анаксимандр).
Пифагореизм, VI—V вв. до н. э. Пифагор: все есть число, в числах — основа сущего, числовые соотношения — источник гармонии космоса, приближение к законам науки.
Элейская (элеаты), VI—V вв. до н. э. — Парменид, Зенон, Мелисс Самосский. Единое бытие — непрерывное неизменное, присутствующее во всем, исключая множественность вещей и их движение. Главная роль в познании — мышление, не чувство; Гераклит из Эфеса. Первоначало сущего, душа и разум-логос — мировой огонь. Все течет. Борьба противоположностей. В космосе — скрытая гармония. Просвещенная монархия.
Атомизм, V в. до н. э. Демокрит, Левкипп. Все — из сочетаний атомов, неделимых однородных частиц. Все — согласно необходимости. Случайностей нет.
Философия V—IV вв. до н. э. Сократ, Платон, Ксенофонт.
Диалектика— метод поиска истины через наводящие вопросы; здесь философия представляется как самопознание, путь к постижению истинного блага; добродетель — знание, мудрость. Софисты (мудрецы)— Протагор, Георгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. От поисков абсолютной истины — к прагматическим рецептам поведения человека в обществе.
Платонизм, 428—348 гг. до н. э.Философия объективного идеализма.
Идеи (высшая из них — благо)— вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего изменчивого бытия; вещи — подобие и отражение идей.
Познание (анамнесис)— воспоминание души об идеях, которые она созерцала до соединения с телом.
Любовь к идее (эрос)— побуждение к духовному восхождению. Структура мира: Божественный разум (демиург — мастер), мировые душа и тело.
Идеальное государство— иерархия трех сословий: правители-мудрецы; воины и чиновники; крестьяне и ремесленники (как три части души: разумная, аффективная и вожделеющая).
Аристотель (основатель Ликея — перипатетической школы) 384—322 гг. до н. э.
Платон — учитель, А. Македонский — ученик. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор в лексиконе философии и в стиле научного мышления.
Метафизика содержит основные принципы бытия: мир— совокупность субстанций, сочетание материи и формы, эйдоса; вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие (начало движения) и цель. Энтелехия —возможность и осуществление, форма и материя, действующая причина
и цель. Внутренне движущие силы вещей — идеи (формы, эйдо-сы). Источник движения и изменчивого бытия — вечный и неподвижный ум (нус) — перводвигатель.
Ступени природы:неорганический мир — растение — животное — человек. Ум выделяет человека. Этика: главное — умеренность (метриопатия), разумное поведение. Человек — существо общественное. Идеальные формы государства — монархия, аристократия, умеренная демократия (политика). Наихудшие — тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства — подражание (мимесис); цель трагедии — очищение духа (катарсис).
Ранний эллинизм
Кинизм(сократическая школа). Представители: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Идеал— безграничная духовная свобода индивида. Демонстративно пренебрежительное отношение к социальным институтам, обычаям и установлениям культуры. Эти идеи повлияли на стоицизм.
Стоицизм, III в. до н. э.—III в. н. э.Представители: Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп, Плутарх, Цицерон, Сенека. Возрождение учения Гераклита об огне-логосе: мир — живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей симпатию всех вещей; все сущее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи.
1. Космос — огненный организм.
2. Человек существует по космическим законам.
3. Понимание мира неизбежно ведет к атараксии, бесстрастности.
4. Пантеизм: человек и все люди едины с космосом, и бог, и государство, и все люди равны.
Эпикуреизм, V—IV вв. до н. э.Представители: Эпикур, Лукреций Кар. Природа (физика) и человек состоят из атомов (по Демокриту). Безразличные боги блаженствуют в пространствах между мирами, не вмешиваясь в жизнь космоса и людей. Цель жизни — отсутствие страданий, здоровье тела (апония) и безмятежность духа, атараксия. Познание природы освобождает от страха смерти и суеверий.
Скептицизм, V—IV вв. до н. э.Представители: Пиррон, Секст.
1. Мир текуч, без смысла и определенности.
2. Философия — молчание: всякое «да» — одновременно
и «нет».
3. Следуйте миру явлений, сохраняйте внутренний покой.
Скептицизм показал, что нельзя справиться с трудностями жизни без ее логико-идейного осмысления. Молчание — и конец философскому поиску, и указание на необходимость новых усилий.
Неоплатонизм(школы: римская, пергамская, афинская), III— VI вв.Представители: Плотин, Прокл, Порфирий, Юлиан. Иерархия бытия представляется как: единое благо — ум — душа — материя. Мировой ум — прообраз всех вещей, мировая душа, производящая все живое, которое образует космос. Материя — восприемница возможных форм и смысла. Задача человека — продумать, прочувствовать свое место в иерархии.