Истина как центральная категория теории познания. Абсолютная и относительная истина. Концепции истины в современной философии
Достижение истинного знания является главной целью и ценностью познавательной деятельности человека. Однако сложности с пониманием природы истины возникают сразу, как только произносится само слово «истина». Дело в том, что оно туг же сопрягается в сознании с целым спектром близких по смыслу терминов: правда, правота, законосообразность, подлинность, достоверность, правильность, очевидность, точность, откровение и т.д.
В философии на сегодняшний день можно указать следующие концепции истин:
· Классическая теория истин. Истина – это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.
· Когерентная концепция рассматривает истину как соответствие одних знаний другим.
· Прагматическая концепция. Эта концепция говорит, что истиной считается то что полезно для человека..
· Конвенциальная концепция. Истина – это то, что считает большинство.
· Экзистенциалистская концепция. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человек сам волен выбирать каким способом и чем можно познать этот мир.
· Неотомистическая концепция. Говорит о том, что истина – это божье откровение.
· Бытийственный (онтологический) аспект. Истина рассматривается здесь как свойство самого бытия и даже как само бытие.
Философские трактовки истины:
· Материалистическая трактовка. Истина – это соответствие наших знаний объективной действительности, которое устанавливается общественно- исторической практикой.
· Метафизическая трактовка. Истина – некое законченное состояние, она вечна, дана раз и навсегда, не нуждается в дополнительном изучении, уточнении.
· Диалектическая трактовка. Истина – это постепенный процесс всё большего и большего совпадения предмета с понятием.
Виды истины:
· Абсолютная истина - полное, точное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть. Развитие науки характеризуется стремлением к абсолютной истине как к идеалу, однако окончательное достижение этого идеала невозможно: действительность невозможно исчерпать до конца, а с каждым новым открытием возникают и новые вопросы.
· Относительная истина - это справедливое, но неполное знание о чём-либо Каждое открытие является шагом к абсолютной истине: в любой относительной истине есть какая-то часть истины абсолютной.
· Объективная истина - это знание, которое не зависит от человеческого сознания, это истина об объекте сама по себе .Пример объективной истины: Земля вращается вокруг Солнца.
· Субъективная истина - знание о чём-либо, которое зависит от особенностей субъекта познания. Пример субъективной истины: Земля – центр мира. Так считали средневековые богословы.
Демокрит 460-370 до н.э. В высказывании Демокрита «мир состоит из атомов» содержится момент абсолютной истины. В целом истина Демокрита не абсолютна, поскольку не исчерпывает реальности. Современные представления о микромире и элементарных частицах более точны, но и они не исчерпывают реальности в целом. Каждая часть содержит как часть относительной истины, так и часть абсолютной.
Критерии истины:
· Практика (опыт, эксперимент, практическое осуществление)– наиболее достоверный критерий. Только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение признаётся истинным
· Психологический критерий – истинно то, что не вызывает никаких сомнений.
· Эстетический критерий – истинное знание эстетически гармонично и красиво.
Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.
По предмету и методу познания можно выделить науки о:
· природе — естествознание;
· обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки);
· познании и мышлении — логика, гносеология, диалектика.
Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика.
Основные особенности научного познания (критерии научности):
· систематичность
· теоретическую полноту
· логическую правильность
· подтверждение опытом
· использование научных методов.
Вненаучное знание.Кроме научного, существуют и другие формы знания и познания, которые не укладываются в вышеперечисленные критерии научности. Ко вненаучным формам относятся — обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое и мифологическое познание. Кроме того, к вненаучным формам познания относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание, так называемые «оккультные науки» и т.п. А это значит, что теория познания не может ограничиваться анализом только научного знания, а должна исследовать и все другие его многообразные формы, выходящие за пределы науки и критериев научного знания.