Особенности и этапы античной философии. Философские школы Древней Греции
Античная философия включает в себя древнегреческую и древнеримскую философию начиная с VI века до н.э. по VI в. н.э.
Основными особенностями античной философии является:
· Космологизм -стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом
· Объективизм -постижение в процессе познания реальных предметов, их свойств и отношений
· Синкретизм -сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу.
В развитии философии Древней Греции традиционно выделяют три этапа:
- натурфилософский;
- классика;
- эпоха эллинизма.
В первый, натурфилософский, период развития античные философы занимаются поисками первоначала.
Милетская (Ионийская) школа. Представители: Фалес (2 половина VI в до н.э.) – основатель, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский.
Все представители натурфилософского этапа относятся к стихийным материалистам.
«Ничто не возникает из ничего» - утверждение натурфилософов.
Фалес считал первоначалом воду. Для него вода была основой всего. «Из воды все рождается и в воду уходит».
Анаксимандр считал, что это апейрон – беспредельное первовещество, нематериальное, активное.
Анаксимен утверждал, что это воздух (эфир). У Анаксимена все сущее возникает из воздуха путем сгущения и разряжения.
Душа считалась частью бытия.
Гераклит Эфесский. За трудности его сочинений современники Гераклита называли его темным (мрачным). Первоначалом сущего он считал огонь, управляющий Мировым Логосом, огонь временами разгорающийся, а временами угасающий.
Гераклит был первым диалектиком, т.к. он заложил основы диалектики как учения о развитии, об изменении. Логос для него – это необходимость (закон) для всего бытия.
Изречения: «Все течет, все изменяется», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».
Пифагорейская школа. Пифагор основал школу (VI-IV до н.э.)
Пифагорейцы рассматривали мир как упорядоченное целое, подчиняющееся законам чисел и гармонии. Первоначалом было число.
«Все есть число» - Пифагор
Главная заслуга – они определили основные математические категории: четность, нечетность, предельность и беспредельность и т.д.
Пифагором был основан Пифагорейский союз:
· Математическое направление – занималось математикой
· Мистическое направление – пыталось через число переложить (представить) материальное и нематериальное.
Элейская школа. Элиаты: Парменид, Зенон, Мелисс, Ксенофан – основатель (конец VI – первая половина V в до н.э.)
В центре внимания – теория бытия. Перменид впервые ввел в философию понятие бытия и пытался определить бытие. С его точки зрения, бытие – это то, что есть. То, что возможно представить и о чем можно помыслить.
Позиция элейской школы – мыслимое бытие.
Апории – некие сюжеты, отражающие взгляды элеатов о бытии.
В апориях Зенона разработана теория движения:
· "Ахиллес и черепаха" - пока Ахиллес будет пробегать участок, отделяющий его от черепахи, та, в свою очередь, тоже проползет некоторое расстояние от него. Далее пока Ахиллес будет преодолевать это новое расстояние, черепаха сможет отползти еще на небольшое расстояние дальше. И так будет происходить до бесконечности. Таким образом, невозможно пройти бесконечное число отрезков за конечный (ограниченный) промежуток времени.
· "Стрела" - летящая стрела неподвижна, ибо в каждый отдельно взятый момент времени она занимает в пространстве место, равное себе же. Таким образом, утверждает Зенон, любая летящая стрела находится в состоянии покоя.
Школа Атомистики (V в до н.э.). Представители: Левкипп, Демокрит – ученик Левкиппа.
Они утверждали, что все состоит из атомов. Атомы – это мельчайшие неделимые частицы, различающиеся по форме, положению, порядку и находящиеся в постоянном движении. Душа тоже состоит из атомов
Проблема человека у Софистов и Сократа.
Софисты (V в. До н.э.)
Протагор – основатель школы, Горгий, Продик, Гиппий.
Софист – с греческого – мудрец, мастер.
Это была платная школа. Софисты утверждали, что они дают полезное знание, необходимое человеку в реальной жизни. Полезное знание – это знание, которое помогает человеку достигнуть высокого статуса, должности.
В этой школе преподавали математику, философию, риторику (красноречие), эристику (искусство спора), логику.
Считали, что каждый человек должен уметь правильно говорить, доказывать свою точку зрения, уметь опровергать собеседника, вести спор.
По мнению софистов, не существует объективной истины, она субъективна (у каждого своя).
«Человек есть мера всех вещей» - Протагор
Софисты были первыми агностиками – истина относительна. Софистов интересовал не результат спора, а сам процесс доказательства. И для этого они разработали логические приемы – софизмы.
Софисты развивали логику и довели ее до совершенства.
Сократ (V-VI в до н.э.)
Главная проблема – проблема человека как морального существа. Он занимался природой нравственности, определением добра, справедливости, любви. Он считал, что эти качества составляют суть души человека.
Главная цель – довести эти качества до совершенства, стать моральным существом.