Государство есть результат общественного договора

Дж. Локк утверждал, что наши знания есть результат внешнего опыта (ощущения) и внутреннего (рефлексия).

Локк выдел 2 категории качества вещи:

· Первичные (протяженность, плотность, движение)

· Вторичные (цвет, вкус, звук, запах).

Рационализм (рацио-разум)

Представители: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.

По мнению Декартаопыт, полученный в результате работы органов чувств может привести к ошибочным выводам. Рационалисты утверждали, что в самом разуме с рождения присутствуют ясные и четкие идеи, с помощью которых человек мыслит. Такой метод познания от общего к частному называется дедукцией.Рационалисты считали, что с помощью дедукции индивид познает окружающий мир, получает информацию.

«Я мыслю, следовательно я существую» - Р.Декарт. Его произведение «Рассуждение о методе».

Б.Спиноза признает монизм (одна субстанция)в качестве первоосновы.

Монизм:

· Идеалистический - единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм.

· Материалистический - единственной реальностью является материальное; духовное сводится к материальному.

Для него субстанцией является духовно-материальная субстанция.

Г. Лейбниц – плюралист (признает в качестве первоосновы множество субстанций). Лейбниц разработал учение о Монадах – Монадология. Он утверждал, что субстанций столько же, сколько и тел. Монада – единица – единичная субстанция.

Сенсуализм Дж. Бэркли и скептицизм Д. Юма.

Сенсуализм Джорджа Бэркли (сенсуз – ощущение).

Бэркли – субъективный идеалист. Признаются первичными ощущения. Существовать – значит быть воспринимаемым. Это суть субъективного идеализма.

Он утверждал, что за понятиями естественных наук и философии должны стоять наглядные представления и восприятия объектов и процессов окружающего мира. Но существуют понятия, такие как материя, субстанция, за которыми ничего не стоит. Это фикции ума.

Он доказывал, что любой предмет, процесс реальности для человека есть совокупность ощущений. Все вещи есть результат наших ощущений.

Скептицизм Дэвида Юма.

Д.Юм – это субъективный идеалист. Утверждал, что не только материя и субстанция это фикции ума. К таким понятиям следует отнести: причину, следствие, необходимость, случайность. Эти понятия обозначают связь впечатлений опыта. Это значит, мы связываем опытные данные в причинно-следственные связи.

Таким образом, наш ум формирует причинно-следственные связи, которые в реальности не существуют. Отсюда, предметы и процессы реального мира есть совокупность восприятий (впечатлений) ума. Все вещи и реальный мир есть совокупность чувственных впечатлений нашего разума.

Он отрицает рациональную основу познания – Юм скептик и агностик.

Философия эпохи Просвещения: Ф.М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро.

Эпоха Просвещения – XVIII в.

Идеология Просвещения возникла в условиях зарождения нового строя – буржуазного. Отсюда, эта идеология выражала интересы 3-го сословия – буржуазии. Представители выступали против феодальных порядков, критиковали церковь, верили в торжество разума человека и считали, что преобразование общества на принципах разума приведет общество к прогрессу.

Особенности Просвещения:

· Антифеодализм

· Антиклерикализм – критика церкви

· Рационализм

· Пантеизм

· Сенсуализм

Просветители выступали за распространение знания, за просвещение народа и верили в просвещенного монарха. В рамках идеологии Просвещения была создана теория Просвещенного абсолютизма.

Родоначальником просветительства является Дж. Локк в Англии. Он разработал теорию естественного права: право на жизнь и на свободу.Государство должно быть гарантом этих прав.

1) Ф.М. Вольтер (1694-1778). Основные работы: «О метафизике», «Философский словарь», «Кандит». Изречение по поводу церкви –«Раздавите гадину!».

Вольтер – деист. Деизм – направление философии, считающее, что Бог создал природу, а после природа развивается естественными законами, а Бог не вмешивается в ее законы.

«Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать».

По его мнению, люди должны вмешиваться в общество, чтобы изменить его к лучшему. Вольтер – идеалист. Он признает факт существования Бога, но жизнь людей это дело самих людей. Природа – некая духовная материальная субстанция.

Жан-Жак Руссо (1712-1778). Основные работы: «Новая Элоиза», «Эмиль», «Общественный договор».

Он пытался объяснить причины социального неравенства. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора (Гоббс). Суверенитет народа неотчуждаем и неделим.

По Руссо причиной неравенства является частная собственность. Он выступал за социальное равенство. Выступал за реформы в обществе. Они являются основой прогресса.

Дени Дидро (1713-1784) – материалист.

Все в мире материально. Применяет движение к материи.

Движение:

· Внешнее – пространственное перемещение

· Внутреннее – движение молекул

Дидро – эмпирик и сенсуалист. Он является одним из авторов «Энциклопедии».

Немецкая классическая философия. И.Кант.

Имануил Кант (1724-1804)

Представитель субъективного идеализма. Он назвал свою философию – трансцендентальный идеализм.

Наши рекомендации