Соотношение философии с наукой, религией, искусством. Философия и нравственность

Философия и наука. Является ли философия наукой? Первое. Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. Философия–в ней также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами. Второе. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука( «философия»–любовь к мудрости, истине). Третье. Любая наука имеет научный аппарат(методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат.

Принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих категорий–это основное достоинство. С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии. Философия–наука особенная–проблемы философии неразрешимы. Если проблема разрешилась–то это уже проблема другой науки. Каждое поколение заново решает философские проблемы.

Философия и искусство. Сторонники чувственно-эстетически ориентированной фило­софии порой склонны отождествлять философию с искусством. Для этого нет достаточных оснований. Действительно, так назы­ваемое художественное творчество, создание художественных образов (поэтических, музыкальных и других) для философии во­обще не характерно. Философия соткана не из художественных образов, а из философем. Проблема состоит в том, чтобы фило­софия не уступала искусству в сопричастности к тайнам, пробле­мам, "болевым точкам" бытия человека в мире. Искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от фи лософии занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого. Как видим, философию и искусство объединяет определенный пафос, обостренный интерес к бытию человека, который, впрочем, не отменяет их своеобразия и са­мостоятельности.

Философия и религия. Для религии характерна вера в трансцендентность и авторитет. Религии не нужны доказательства. Философия же, напротив, нуждается в доказательствах.

6-7. Философия Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы.

Древнеиндийские философские школы обычно подразделяют на две группы в зависимости от их отношения к «Ведам». Школы веданта, йога, вайшешика, признающие авторитет «Вед», называют ортодоксальными.

Каждая школа предлагает свой путь избавления от страданий. Ортодоксальные школы опираются на традиции «Вед»:

веданта предлагает тщательно изучать их тексты, поскольку в «Ведах» уже «даны ответы на все вопросы», а в случае непонимания она советует обратиться к гуру (учителю), умеющему толковать темные места;

йога добавляет к этому систему физических и духовных упражнений, целью которых является освобождение от мира, отрешение от боли и страданий;

вайшешика считает: для того чтобы избежать страданий, следует принять действительность такой, какая она есть. Эта школа наиболее интеллектуальна – в ней разработаны общие категории познания и бытия, правила логики, учение об атомах.

Неортодоксальные школы предлагают более нетрадиционные способы освобождения от страдания:

локаята отрицает законы кармы, сансары, существование жизни после смерти. Со страданием может справиться только удовольствие. Смерть бесповоротна, а жизнь коротка, и надо успеть ею насладиться;

джайнизм, напротив, говорит, что тело – темница бессмертной души. Если душа стремится к благу, то тело – к греху. Путь избавления от тирании тела – аскетизм и ахимса;

буддизм – наиболее развитое в философском отношении учение Древней Индии – видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны (нирвана (в переводе с санскрита «угасание») – блаженное небытие, идеальное состояние, вечный покой; избавление от сансары и вечных страданий).

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, названный Буддой (т.е. достигшим просветления).

8. Философия Древнего Китая. Даосизм и конфуцианство.

Основатель конфуцианства Кун Фу-цзы (в европейской традиции – Конфуций) считается одним из величайших мудрецов древности и, несомненно, самым известным и влиятельным китайским философом.

Ученики Кун Фу-цзы, записав мысли, изречения и воспоминания философа, составили книгу «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), ставшую основным философским сочинением Китая; в школах эту книгу заучивали наизусть, а цитаты из нее воспринимались как неопровержимые аргументы при любом споре. В этой работе изложены следующие основные идеи: человек не рождается злым, но в течение жизни он ожесточается. Портит его дурное воспитание. Следовательно, для того чтобы зло не проникло в душу, необходимо правильное воспитание; древность воспринимается философом как идеальная эпоха благородных людей, а настоящее кажется ему упадком. Поэтому правильным будет воспитание в духе древних традиций; традиции воплощены в ритуалах, нормах вежливости. Если человек будет строго соблюдать все предписания, то в его поведении не окажется места для конфликтов и зла. Поэтому важнейший принцип поведения – ли; обращенность к прошлому связана с тем, что человек должен учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Следовательно, благовоспитанность связана с почитанием предков; §

живым воплощением традиций являются родители и старшие люди. Послушание и уважительное отношение к их точке зрения опираются на принцип сыновней почтительности; согласно Кун Фу-цзы, важно «не делать другим, чего не желаешь себе».

В поведении необходимы взаимность и любовь к другим – жень; исполнение всех требований, изложенных выше, ведет человека по пути совершенствования. Цель этого пути – превращение человека в средоточие всех добродетелей – благородного мужа. Кун Фу-цзы, как мы видим, не интересуется ни природой, ни сложными категориями бытия или познания. Главное для него – совершенствование человека, его стремление к нравственному идеалу. Основателем даосизма («школы пути») считается Лао-цзы, старший современник Кун Фу-цзы. Ему традиционно приписывают авторство книги «Дао дэ цзин» («Книга о пути и силе»).

Центральное понятие даосизма – дао,которое понимается как естественный ход вещей, судьба всего в мире. Однако эта судьба понимается специфически – не как жесткая предопределенность, а как вечное движение и изменение. Для даосизма судьба – переход всего в свою противоположность, чередование темных и светлых полос, инь и ян. Графический символ инь–ян – круг, разделенный на две равные части, взаимопроникающие друг в друга.

Взятые отдельно друг от друга эти начала ущербны и неполны, но, сливаясь вместе, они образуют гармоничное единство. Без тьмы нет света, без света нет тьмы; человек – это и мужчина, и женщина. Взаимодействие двух начал рождает движение, развитие.

Рассмотрим основные положения даосизма: все в мире развивается согласно Дао – естественному пути всех вещей. Благодаря чередованию инь и ян все находится в постоянном изменении; вмешательство человека в естественный ход вещей обречено на неудачу. Нельзя манипулировать высшими законами природы (принцип у-вей);

цель человека – гармоничное слияние с природой, согласие с окружающим миром, приносящее удовлетворение и покой; развитие общества и цивилизации ведет человека к замене естественного искусственным, к дисгармонии с миром. Следствие разрыва связей с природой – хаос, бунты и войны. Необходимо вернуться к истокам, стать ближе к земле и природе. §

Т а к и м о б р а з о м, китайская философия всецело подчинена духовно-нравственной проблематике, интересуясь в первую очередь поведением человека и его внутренним миром. Идеи человечности (конфуцианство) и естественности (дао- сизм), подробно разработанные в китайской философии, ста- ли весомым и важным вкладом в мировую философскую мысль. Например, конфуцианство востребовано в философии воспитания, а идеи даосизма популярны в экологической философии последних десятилетий.

Наши рекомендации