Плотин. Эннеады / Плотин // Антология мировой философии: в 4 ч.
«Единое есть все и ничто, ибо начало всего не есть все, но все – его, ибо все как бы возвращается к нему, вернее, как бы еще не есть, но будет. … [само] единое есть не сущее, а родитель его, и это как бы первое рождение, ибо, будучи совершенным (так как ничего не ищет, ничего не имеет и ни в чем не нуждается), оно как бы перелилось через край и, наполненное самим собою, создало другое ... .
Что же такое единое? Потенция всех вещей. Если бы ее не было, то и все не существовало бы, не существовал бы и ум, первая и всеобъемлющая жизнь. А то, что находится выше жизни, есть причина жизни. ... Поэтому везде происходит сведение к единому, и в каждой отдельной вещи есть нечто единое, к чему ты ее можешь свести».
? Как соотносятся идея Блага Платона и Единое Плотина?
Контроль знаний |
1. Вопросы для самоконтроля(первый уровень самоконтроля):
1. Какие периоды можно выделить в античной философии?
2. Что означает «космоцентризм» античного философского мышления?
3. Какая проблема считалась основной в философии досократиков?
4. Кто из досократиков считается первым философом? Автором слова «философия»? Родоначальником объективной диалектики? Создателем материалистического направления в философии?
5. Какой период в античной философии называется «классическим» и какими именами он представлен?
6. Что означает призыв Сократа: «Познай самого себя»?
7. Почему философская система Платона называется объективно-идеалистической?
8. Как Аристотель определял философию?
9. Какой вклад внес Аристотель в становление классической науки и философии?
10. Как решалась проблема отношений человека и космоса в эллинистически-римскую эпоху?
11. С именами каких философов классического периода связаны этические поиски скептиков, стоиков и эпикурейцев?
12. В каком философском учении позднего эллинизма обосновывается тезис о сверхразумном Едином, постижимом лишь мистически?
2. Тесты(второй уровень самоконтроля):
2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:
Термин | Определение |
1. Космоцентризм | 1*. Центральная категория философии неоплатонизма, высшая бесконечная абсолютная реальность, сверх-бытие, причина всякой вещи |
2. Натурфилософия | 2*. Одна из четырех «причин» в учении Аристотеля, вещественный субстрат, потенция формы |
3. Физис | 3*. Учение о сверхчувственных принципах и началах бытия, синоним философии в целом |
4. Логос | 4*. Древнегреческое учение, согласно которому мир состоит из атомов (бытие) и пустоты (небытие), в которой движутся атомы |
5. Архе | 5*. Понятие античного скептицизма, принцип воздержания от суждения |
6. Атомизм | 6*. Мысль, понятие, слово, закон |
7. Диалектика | 7*. Одна из четырех «причин» («принципов») в учении Аристотеля, внутренняя структура вещи, актуализация материи |
8. Идеализм | 8*. Следующий за классическим греко-римский этап в развитии античной философии и культуры, охватывающий период от завоеваний Александра Македонского (356 – 3230 до. н.э.) |
9. Идея (эйдос) | 9*. Понятие философии скептицизма, обозначающее состояние безмятежности и невозмутимости духа |
10. Мир идей | 10*. Термин древнегреческих стоиков, обозначающий состояние нечувствительности к страданию, бесстрастие |
11. Мир вещей | 11*. Атрибут материи, способ ее существования; любое изменение |
12. Анамнесис (припоминание) | 12*. Основополагающий принцип философского мышления, характеристика проблематики определенного периода философии, для которого центральной проблемой был вопрос о Космосе: его устройстве (космология) и происхождении (космогония) |
13. Форма | 13*. 1) Искусство вести спор, беседу; 2) философское учение, содержащее принцип рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении и развитии; единство противоположностей |
14. Материя | 14*. Философия природы, умозрительное учение о природе в ее целостности |
15. Движение | 15*. Мир материальных объектов, противостоящий миру идей |
16. Причина | 16*. Категория, обозначающая устойчивую основу вещи, ее внутреннее содержание |
17. Сущность | 17*. Необходимое условие существования вещи, явление, действие которого влечет за собой другое явление |
18. Метафизика | 18*. Природа |
19. Эллинизм | 19*. Направление в философии, исходящее из первичности духа, мышления, сознания |
20. Эпохе | 20*. Онтологический принцип, «начало в собственном смысле», первоначало бытия |
21. Атараксия | 21*. Вечная трансцендентная, умопостигаемая неизменная сущность вещи, существующая отдельно от конкретных вещей |
22. Апатия | 22*. Мир вечных и неизменных идеальных сущностей, высшей из которых является идея Блага |
23. Единое | 23*. Понятие философии Платона, обозначающее процесс познания человеком мира посредством воспоминания бессмертной душой того, что она видела, пребывая в мире идей |
Вопросы для дискуссии |
1. В чем отличие древнегреческого образа философской мысли от древневосточного?
2. Актуально ли сегодня наследие античной культуры?
► Подумайте о смысле изречений:
ü «Умеренность умножает радости жизни и делает удовольствие еще большим» (Демокрит).
ü «Познай самого себя» (Сократ).
ü «Платон мне друг, но истина дороже» (Аристотель).
Дополнительная литература к теме:
1. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» (Модуль II, тема 2.1.) / под ред. зав. каф. Г. И. Малыхиной [Электронный ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа : http://abitur.bsuir.by/online/showpage.jsp?PageID=84013&resID=116608&lang.
2. Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо. – М., 1999.
3. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. – М., 1975 – 1984.
4. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М., 1999.
5. Брамбо, Р. Философия Древней Греции / Р. Брамбо. – М., 2002.
6. Гайденко, П. П. История греческой философии в ее связи с наукой / П. П. Гайденко. – СПб., 2000.
7. Диоген, Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1979.
8. Дюмон, Ж.-П. Античная философия / Ж.-П. Дюмон. – М., 2006.
9. Лосев, А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.
10. Платон. Сочинения : в 4 т. / Платон. – М., 1990 – 1994.
11. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. / Издание подготовил А. В. Лебедев. – М., 1989.
12. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира (история философии): учеб. для вузов / А. Н. Чанышев. – М., 2003.