Философия XVII века – философия рационализма
сформировалось новое представление о науке. Наукой стали заниматься ради практической пользы; . Природа стала пониматься как практическое бытие и поэтому главной наукой стало естествознание; механика (наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов). механическая и метафизическая картина мира; роль Бога сведена к минимуму - создание материи и ее первотолчка. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей. Познание рассматривается как зеркальное действительности в сознании человека. Разуму отводится роль стороннего наблюдателя
Философия XVII века – философия рационализма развития основных идей философии Возрождения, в тоже время сформировала новые принципы философствования;
-все люди равны,тк наделены разумом
-всегда можно прийти к компромиссу
-идеи-люди появляются на свет со знаниями,(образ Бога,основы математики и логики)
Рене Декарт-метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме. "Сомнение есть прием для нахождения безусловно достоверного знания"."Я мыслю - следовательно, существую" - это тезис о том, что мы, познавая действительность, можем усомниться в чем угодно, кроме того, что человек мыслит.истина-должна давать обеспечение всем необходимым;мудрость-достаток,здоровье добродетель; «правило метода», «начало философии»;проблема мира-дуализм(протяженность и мыслительная сущность объединяются в Боге);натурфилософия-о природе-бесконечность,пустоты не существует;суть рационализма-разум!чувства нельзя принимать в качестве начала познания,тк обманывают;метафизика(первоначала);философия-дерево(корни-метофизика,ствол-физика,крона-ост науки);дедукция-идеальный метод познания.истинное знание из ума;дуализм-ум не зависит от тела,ум познает,тк существует самопознание
Спиноза-последователь Декарта-метафизика;человек-часть целого,нужно определить его место в мире;что есть счастье и как его достичь; «Этика»; Субстанция у Спинозы, — то, что «существует само по себе и представляется само через себя».Субстанция (она же «природа», она же «бог») существует только одна. Бог Спинозы не является личностным существом в традиционном религиозном понимании: «в природе Бога не имеют место ни ум, ни воля». Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени. Субстанция, по определению, неделима: делимость — лишь видимость конечных вещей. Любая «конечная» вещь (конкретный человек, цветок, камень) является частью этой субстанции, её модусом. Атрибут — то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство. Нам известно только два атрибута — «протяжение» и «мышление», хотя их может быть бесконечное количество. Атрибуты совершенно независимы, то есть не могут влиять друг на друга. Протяжение является определяющим признаком тела, к нему через «бесконечный модус движения и покоя» сводятся все «физические» характеристики вещей. Термином «мышление» Спиноза обозначает бесконечную вещь, являющуюся причиной На уровне человека протяжение и мышление составляют тело и душу;высшее благо для души-познание Бога,ткбез Него ничто не может существоватьпознание Бога+обустройствожизни-вечное счастье; Аффектом называется как состояние человеческой души, имеющей смутные или неясные идеи, так и связанное с этим состояние человеческого тела. Основных аффектов, переживаемых человеком, три: удовольствие, неудовольствие и желание. Аффекты, возникнув от тех или иных причин, могут слагаться друг с другом многочисленными способами, образуя всё новые и новые разновидности аффектов, страстей.
Готфрид Вильгельм Лейбниц-математическая логика; против декартовского дуализма, не принимал также тезис Декарта о врожденных идеях, а также спинозистское положение о единой субстанции, считая, что подобная позиция означает омертвление действительности; Субстанций существует бесчисленное множество, так как любая вещь выступает субстанцией. вещи или субстанции, -носители силы, и эти силы являются "единицами" бытия, или монадами; монада - это не материальная единица бытия, а духовная субстанция; монады обладают простотой и не изменяются в своей определенности, они не зависят друг от друга и замкнуты в себе;тело и монада не связаны,но между ними существует союз как у часов;монады души-животные,монады духи-люди;познание-критика Локка о том что истинное знание из ощущений.совершенное знание-разум, «малые перцепции»-врожденные идеи, ощущения важный стимул,но не источник;идеи-интеграллы;истинность идей-законы;рационализм+импиризм,уважение к фактам,доверие к ощущениям
7.Метафизический материализм нового времени(дж.Локк,Ф.Бэкон, фр. Инцеклопедисты)
Дж.Локк-«Письмо о веротерпимости», «Опыт о человеческом разумении»-критика врожденных идей;душа чистый лист(тк не существует согласия между людьми);Опыт:внешний(ощущения)внутренний(рефлексия на ощущения);идеи в душе, качества в телах(Первичные(постоянные)вторичные); универсализмя9общие понятия)абстрактные идеи-сложная идея,которая образовалась при отбросе индивидуальных признаков и оставлении общего; познание:сенситивное,демонстративное,интуитивное; истина-в знакахприрода общества и государства:государство по договору людей в естественном состоянии;люди равны и свободны,делать все необходимое для себя и других,3 ветви власти
Бэкон-«Величайшее порождение времени»»Похвала познанию»»О прогрессе учености»-реформа существующего знания-анализ истории знания показывает,что наука занимает особое место среди дел людей, плоды науки приносят пользу всем,идеал науки-представление о знасении науки в жизни людей;знания и науки выполняют миссию лишь иногда и случайно, детство науки-наука часто бесплодна,реформа направлена на преодоление детства;причины детства:недостаток внимания к способностям человека, стихийное познание, нет орудий познания,познание должно начинаться с изучения природы;процесс познания-чувства->разум; чувсва-обманывают, опыт устраняет обман чувств, разум-отрывается от чувств и разума, привносит многое от себя в познании;экспиримент-индуктивное естествознание которое должно дать пользу людям;новое понятии опыта, основоположник эмпиризма
Французские энциклопедисты-связь прогресса общества с прогрессом познания,разум-основа перестройки общества и усовершенствования человека;критика религиозных догм без рационального обоснования;
Вольтер-защита свободы мысли,личности,католицизм лишает человека лучших качеств, Бог существует-творческая сила против атеизма-узда народных масс;
Руссо-против угнетения человечества,неравенства;
Ламетри, Дидре, Гельвеций, Гольбах-материалисты;сводят все кперемещению атомов,человек-часовой механизм,все равны, человек- продукт внешних социальных условий,изменение условий прведет к царству свободы и разума
8.Немецкая классическая философия. Иммануил Кант. - основатель теории познания с точки зрения бытия и его сущности - впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматр. как главный фактор, определяющий способ познания, анализирует структуру субъекта. В отличии от Бэкона и Декарта, где субъективное является препятствием (идолы пещеры у Бэкона), Кант решает установить различие между субъектив и объектив эл-тами знания, исходя из самого субъекта. В субъекте 2 слоя: эмпирический (индивидуально-психологич особ-ти чел-ка) и трансцедентальный (всеобщ опред., сост. принадлежность ч-ка как такового). Трансцедентальный дает объективные знания – надындивидуальное начало.Считал гносеологию (науку о познании) главной проблемой философии. Надо изучать не сами вещи, а познавательную деятельность.- Критический анализ познават. способ-тей, чтобы выяснить их природу и возможности. Мир явлений и мир «вещей в себе». В мире явлений все зависит друг от друга, вещь в себе как субстанция, то есть нуждается только в самой себе. Разум руководит поступками человека. Исходя их мира явлений и мира вещей в себе: мир природы, где чувства, все есть причина чего-то, у всего есть причина – действуют законы природы и мир свободы, где разумное существо есть цель сама по себе, след-но она не может быть причиной – законы разума.
9.Немецкая классическая философия. Георг Гегель-все то,что разумно-действительно,все то, что действительно – разумно;рационалист;объективный идеализм-система Гегеля;все зависит не от человека;задача-проследить развертывание духа;абсолютный дух,абсолютная идея,история-то что прошло,остается дух; задача философии-рассмотреть развитие духа;тождество бытия и мышления;логика открывает законы бытия и мышления; задача философии-вернуться назад и посмотреть что явления духа закономерны,рефлексия(взгляд со стороны)диалектика(метод Гегеля)философия(наука о развитии);субъективный дух(психология,онтропология),объективный дух(мораль,право,законы)тезис-антитезис-классическая логика; философия-пора превратиться из любви к знанию в само знание;знание-ценность;цель науки-истина,философия-путь к истине;основа философскогосознания-обыденное-каждый может сам подняться до высот философии;онтология-бытие и ничто;логика-развивающаяся от абстрактного к конкретномк-у система категорий;развитие происходит по спирали,есть только бесконечный процесс развития
10.Марксистская философия-основа-античная философия,немецкая классическая философия; «немецкая идеология 1845»(новое понимание человека,истории,общества)исторический метид, материализм; история есть там, где человек; человек-сознательное животное; человек отличается от животного тем,что он производит,те образом жизни. Жизнь животного(потребность-отдых-потребность) человека(потребность-потребность-потребность);форма производства человека-семья;исторические эпохи различаются способом производства; производство не только физическая деятельность, но и социальная; ПС - производственные силы, ПО - производственные отношения, ПС - человек со своими знаниями+орудия+условия,непрерывно развиваетс, ПО – отношения,конкуренция,складываются и не меняются;ПО должны развиваться параллельно ПС;ПО недолжно тормозить ПС; иначи революция; структура ПО: разделение труда,обмен деятельностью и продукцией, потребление продуктов; человек активен; «энциклопедическо-философские рукописи»-проблема отчуждения человека,труд принудителен,труд отнимает у человека жизнь,труд подневолен;уничтожение частной собственности-гармония с природой;
11.Иррационализм (иррациональный (лат.) – неразумный – направление, скептически относящееся к возможностям разума в познании). вера в разум, в его могущество - источник всех социальных зол. На место разума они ставили волю, слепую, бессознательную силу
Шопенгауэр-"Мир как воля и представление"; Весь мир представляет собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляется как совокупность воль отдельных лиц. государство - соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется в сфере искусства и морали. пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого страдания и эгоизма; важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека. "Трактат о любви", Шопенгауэр считал, что любовь - это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам. Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека.
Ф. Ницше Философия Ницше не организована в систему. "Волю к системе" Ницше считал недобросовестной. сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю "разрешать" возникающие парадоксы мысли; жизнь есть не что иное, как стремление расширять свою власть; самоутверждения жизни, ее избытка и полноты; всякая религия и философия должна прославлять жизнь во всех ее проявлениях, а все, что отрицает жизнь, ее самоутверждение достойно смерти. здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти. Всякая иная мораль — упадочная, есть симптом болезни; великим отрицанием жизни Ницше считал христианство; приход таких "свободных умов", которые поставят себе сознательные цели "улучшения" человечества, умы которых уже не будут "задурманены" никакой моралью, никакими ограничениями; для чего нам нужна истина?" Для целей жизни, истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но "свободные умы", избранные должны знать правду, чтобы мочь управлять этим движением.
Анри Бергсон - представитель философии жизни - был наиболее известным и влиятельным из всех французских философов первой половины XX века. контраст между "результатом" познания - теориями и понятиями - и живой действительностью; "жизнь" ускользает от нас только потому, что мы пытаемся схватить ее интеллектуальными средствами, что похоже на попытку зачерпнуть воду решетом; Сущность жизни может быть постигнута только с помощью интуиции, поскольку жизнь мы переживаем, и, значит, способны воспринять непосредственно; Интуицию Бергсон противопоставляет интеллекту, трактуя его как орудие оперирования с "мертвыми вещами" - материальными, пространственными объектами. "Интеллект, характеризуется естественным непониманием жизни"."Сущностью" мира для Бергсона есть "время", но это "качественное", "живое" время радикально отличается от механическо-физического времени. "Два источника морали и религии"- два типа общества, два типа морали: ЗАКРЫТАЯ и ОТКРЫТАЯ; "Замкнутое общество" - возникло на основе принуждения с целью сохранить целостность и устойчивость существующей социальной структуры. "открытое общество" должно объединять все человечество и строиться на любви, взаимной симпатии, возникающей из "духовного порыва", раскрывающего перед избранными личностями мир свободы и любви, бесконечно превосходящий механизм "замкнутого общества".
12. Основные направления современной западной философии-западная Европа и Америка конца Х1Х – начала ХХ1 века
-критика метафизики(не отражает жизнь,философия должна быть понятной)
-неклассическая(интерпритация старых идей)
-связана с проблемами общества, социальна
-субъективный тип изложения
-интерес к проблеме бытия
-серьезные претензии к разуму
-интерес к человеку в мире (в «жизненном мире» и мире культуры),
-проблема анализа языка, языковой реальности, текстов культуры,
-художественные сравнения, метафоры, иносказания
Позитивизм,эмпириокритицизм,неопозитивизм,постпозитивизм,прогматизм,экзистенциализм
Фрейдизм и неофрейдизм(З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э Фромм, К.Хорни, Г.Салливан) структура психики-3 слоя: оно (глубинный слой бессознательных влечений – бессознательное), я или ego (посредник между бессознательным и внешней реальностью (собственно сознательное) и сверхъЯ или superego (олицетворяет установки общества, культуры в целом – слой сверхсознательного, надындивидуального начала человеческой психики). Бессознательное по Фрейду определяется, прежде всего, двумя господствующими влечениями – сексуальным и влечением к смерти (эрос и танатос); нестандартные интерпретации человеческой психики, соотношения культуры и естественных основ в жизнедеятельности человека и общества; социальные и психические явления сводятся к элементарным физическим и биологически процессам; Неофрейдизм, критикуя ортодоксальные взгляды своего учителя, стремится преодолеть идеи пансексуальности, отказывается от учения о либидо, сублимации, вводит понятие коллективного бессознательного (К.Г.Юнг);
Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм- позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Дж. Милль)- идеи «положительного знания»-основанное на фактах(эмпирическое) и очищения философии от метафизических иллюзий. Позитивизм стремился обратить философию на пользу науке, адаптировать методологические принципы к бурно растущему естественнонаучному знанию;попытка связать философию с другими науками; , О.Конт предложил признать положение о том, что наука должна опираться не на философию, а на самою себя, свершившимся фактом; Позитивная наука должна отказаться от постижения первоначал бытия и познания, основных положений онтологии и гносеологии (Д. Миль, Г. Спенсер).
Эмпириокритицизм-( Мах, Авенариус) объявляет себя философией естествознания ХХ века;ВЕСЬ МИР-ОЩУЩЕНИЯ;принцип экономии мышления, нужно свести философию к ощущениям;
неопозитивизма (Б.Рассел, Дж. Мур)- анализ логических и математических конструкций;все проблемы сводятся к проблеме языка;мир познаваем,все,что непознаваемо нужно отбросить;язык=мышление;существует только мир фактов,которые описывают естественные науки;сложные предложения состоят из элементарных;верификация-попытка установить истинность или ложность всех высказываний языка;
постпозитивизм-(Поппер,Кун)фальсификация-принцип в соответствии с которым любая теория должна быть способна к опровержению.наука развивается скачками(нормальная наука-все новое объясняется с позиции господствующих теорий,экстроординарная наука-при кризисе науки появляются другие,научная эволюция;
Прагматизм-(Ч.Пирс, У.Джеймс, Дж. Дьюи) философия как практическую науку, которая призвана рассматривать утилитарные проблемы человеческого бытия. истинными являются лишь те положения, которые наиболее приспособлены к практической деятельности человека и человечества; истина носит условный, договорный (конвенциальный) характер и определяется как полезность, живучесть идеи.отвергает абстракции, спорные положения и неизменные принципы; удовлетворение потребностей и интересов реального человека; стираются грани между практикой и теорией, верой и знанием; в итоге все сводится к приспособительному поведению; утилитаризма: допустимо все то, что приносит пользу человеку; поведение детерминировано верой (готовностью действовать определенным образом), привычкой (устойчивой верой) и убеждениями (способом действия). Универсальным средством изменения мира и социума является изменение привычек.
Герменевтика- (Г.Гадамер, П.Рикер, Ю.Хабермас) проблемы понимания; учение о человеческом бытии вообще, и как основной метод гуманитарных наук; научное познание не является не единственным, ни универсальным; изучение значения толкования, интерпретации в социально-гуманитарном знании
Экзистенциализм- истинного бытия – существования человека рациональная философия зашла в тупик и необходимо обратить внимание на человека, на модусы его бытия в мире; основная задача философии это не научная проблематика, а различные аспекты человеческого существования
13.идейные истоки русской философии-возникает вместе с русским государством;возникла давно, приходится рассматривать в произведениях, не относящихся к философии/только при Петре 1, взята с запада,легко изучать все то же самое/возникает в 19 веке;
Периоды:становление Рф 10-17 века, обособление Рф от религии, оформление в качестве самостоятельной науки 17-сер19 – Радищев, Ломоносов, Татищев; начало создания оригинальных ф учений сер19-н20; советский период 1917-1991; возрождение Р национальной ф 1991-…
Черты: Без системность, антропологизм, этический компонент, выражение в устном творчестве, связь с искусством, статус Р философа неопределен(маргинал) – Шестов, Герцен, жизненна;
10-17 век-Метрополит Иларион-«Слово о законе и благодати», противопоставление с ветхим и новым заветом, Вз-политическая направленность,Нз-благодать, Православная Русь – блгагодать,самостоятельна, русская идея-р народ избран Богом, взгляд на человека – нужно обратить к Богу;Филофей –концепция Москва – третий Рим; изюавление от монгольского ига, исторические факты, религия из культуры;
17-19век- рвзвитие Росии-Западники(Чаадаев, Герцен,Громовский), славянофилы(Хомяков, Оксаков, Кириевский);Западники:именно Россия-синтез з и в культуры;Кавелин-«Взгляды на юридический быт древней России»-против чаадаевского пессимизм, «внутренняя история Р не груда бессмысленных фактов», Соловьев – идея органического, поступательно-прогрессивного развития;;словянофилы-почвенники(Достоевский, Данилевский, Леонов)логическое знание невозможно, разум подчиняется вере, Р народ самобытен; идея миссианства р народа(Хомяков)-народ – набор идеальных качеств, православие+общинность, безмятежность, внутренняя целостность духа, историческая миссия Р-стать центром развития благодаря православию;
14.русская религиозная философия19-20 век-что такое философия?-не логика,не наука о познании, а богопознание, самопознание, проблема истины-соответствие наших высказываний к реальности, религиозна(любовь, благодать), воплощение истины-знанияя, любовь,красота;
Русская религиозная философия – (Шестов, Федоров, Соловьев, Бердяев, Достоевский, Толстой, Франк),Соловьев-«кризис западной философии» «чтение о богочеловечестве»-ф должна решать проблемы богословия, задачиразвития человечества, синтез науки, философии и религии, суть истины-цельное знание(интуиция+нравственность+логика), цель истории-создание богочеловечества, преодоление искушений плоти, искушений властью; центр – Русь,
русский космизм-человек-часть вселенной,антропоцентризм, создание богочеловечества, регуляция природы, космическая эволюция сознания к единой планетарной культуре(Рерих,Благовецкая), автотропность(питание неорганическими веществами), эволюция биосферы, влияние энергии солнца на жизнь человека, теория космических эр, космическое бессмертие(Цеолковский), человек – активное начало добра, активность человека носит творческий характер, так рождается культура, все границы иллюзорны
Народничество-упрощение ф знания, ф негелизм, индивидуализм, субъективизм, некапиталический путь развития Р, вера в возможность крестианской социальной революции, идея особой роли интеллегенции, цель исторического процесса – уничтожение частной собственности, увлечение позитивизмом
-ткачивизм-цель оправдывает средства, без общества ты ничто,стремление к простоте
-лавризм-наука первична, философия вторична, человек должен критически мыслить
-анархисты- истребление власти, религия – политическое сумасшествие, цель – царство свободы, истребление власти
15.Идеализм- в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи
- Объективный идеализм - независимость идеи, бога, духа, и вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон,Кант, Аквинский, Гегель).
- Субъективный идеализм - зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж.Беркли).
Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона.
Платон- резкое противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого, только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей призрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе самостоятельную основу, независимую от мира идей, именно материю, представляющую нечто среднее между бытием и небытием.
Дж. Беркли-единственною основою всего признается бытие духовное, представляемое божеством с одной стороны и множеством тварных умов — с другой; действием первого на последних возникают в них ряды и группы представлений или идей, из коих некоторые, более яркие, определенные и сложные, - суть то, что называется телами или вещественными предметами; таким образом, весь физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов приписывается самостоятельная реальность. Эти два вида идеализма (Платона и Беркли) обозначаются иногда как догматический идеализм, так как он основан на известных положениях о сущности вещей, а не на критике наших познавательных способностей.
английская школа-сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Эта точка зрения отличается от Берклеевской тем, что не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в XX в. (Миллем), уже в XIX в. (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием.
Немецкая школа
Кант-Идеализм трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений определяется, в своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания, именно формами чувственности (пространством и временем), категориями рассудка и идеями разума; таким образом, все предметы доступны нам лишь своею идеальною сущностью, определяемою функциями нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений лежит за пределами познания (мир вещи в себе, Ding an sich). Этот собственно Кантовский идеализм называется критическим; дальнейшее его развитие породило три новых вида трансцендентального идеализма:
субъективный идеализм Фихте
объективный идеализм Шеллинга
абсолютный идеализм Гегеля
Основное различие между этими четырьмя видами трансцендентального идеализма может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. У Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальный субъект, или я к постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи. Общее суждение о философском идеализме, сказавшем свое последнее слово в гегельянстве, может ограничиться указанием, что противоречие между идеальным и реальным, между внутренним и внешним, мышлением и бытием и т. д. упразднено здесь односторонне, в сфере чистого мышления, то есть все примирено только в отвлеченной мысли, а не на деле. Эта непреложная граница философского идеализма есть, впрочем, граница самой философии, которая в гегелевской системе напрасно хотела стать на место всего. Для действительного оправдания И. должно обратиться к деятельному, практическому осуществлению абсолютной идеи, то есть истины, в человеческой и мировой жизни.