Феноменология и герменевтика. Их методологическое значение для гуманитарных наук

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (Ф)

3. Феномен = то, как вещь является нам, а не вещь сама по себе (ноумен).

4. Принцип: «Назад, к самим предметам!». Ф = «наука об истинных началах»

5. Несколько вариантов: Гуссерль, М.Хайдеггер, М.Мерло-Понти, применение феноменолог.метода к этике – М.Шелер, социологии – А.Шюц и др.

Эдмунд Гуссерль (1859-1938)

7. 1900-1901 – «Лог.исследования»

8. 1910 –статья «Философия как строгая наука» (www.philosophy.ru) = манифест нов. фс школы.

9. Ф-я должна стать строгой наукой, наукой о науке, «нов. рационализмом».

10. Науки направлены на овладение истиной. Но все научные законы – лишь «идеализирующие фикции», «вероятности», познаются путем индукции – поэтому это лишь вероятностное знание, а не подлинно-истинное. Т.е., естественнонаучное знание не совпадает с подлинным истинным знанием, истинное не совпадает с познанным. Истина имеет регулятивный эффект для позн-я (предел, линия горизонта).

11. Г. делит мир на «реальное» и «идеальное» – между ними резкая граница. Истины –относятся к сфере идеального, это мир «чистых сущностей», к-рый не имеет существования, не зависит от субъекта (законы логики, мат-ки).

12. Уч-е о сознании и метод:

13. Созн-е = беконечный поток, поэтому, чтобы исследовать его, надо «плыть вместе». Элементами потока сознания явл. ФЕНОМЕНЫ. Надо непредубежденно описывать самоочевидность бытия, преодолеть опосредованное отношение к бытию.

14. «Все, что существует и имеет значение для человека, для меня, протекает в собственной жизни сознания»

15. Интенциональность. Значение любого выражения зависит от отношения к предмету. (Пример: лицо Мозжухина). Наше сознание всегда направлено на предмет, это всегда «сознание о…», сознание иного (отсюда - слитность сознания с бытием).

16. 1) акт полагания предмета (ноэзис)

17. 2) полагаемый предмет, содерж-е, предметный смысл (ноэма)

18. Феноменологическая редукция (эпохе - воздержание):

19. 1.Вынесение за скобки - переориентация внимания на акты сознания, а не на вещи (происходит отказ от естественной, натуралистической установки, привычной обычному человеку: существует мир, я его наблюдаю, фиксирую и т.п.). Совершается вычленение сознания из потока феноменов, переключение на смысл (то, что в сознании), а не на значение (вещь сама по себе). Беспредпосылочность (надо абстрагироваться от того, как мы представляем себе мир, реальность).

20. 2.Движение к чистому сознанию. Выявление типических структур сознания и связей между ними (архитектоники сознания). (Замысел: всю науку обосновать на этих типических структурах). Не зависят от времени, от принадлежности тому или др. индивид.созн-ю. Предмет Ф = теоретическая модель, к-рую нельзя отождествлять с созн-м конкретного индивида.

21. Поздний Г. – отказ от полной беспредпосылочности. Обращение к культуре, образованию, науке.«Духовная нужда нашего времени поистине нестерпима».

22. Каждый субъект выстраивает свой жизненный мир, в том числе и образы Других в этом мире. Несмотря на разность миров – есть общая типика, любой жизненный мир обладает определенными структурными характеристиками – именно это дает возможность формирования научн. абстракций, общезначимых положений.

23. ГЕРМЕНЕВТИКА (Г)

24. Г (от греч. Hermeneuen = толковать, истолковывать).

25. - искусство толкования, интерпретации текстов (текст – любое фс, худож. произведение)

26. - теория понимания, постиж-я смысла

27. - методы постижения чужой индивидуальности

28. Этапы:

29. 1. Др.Греция. Софисты – толкование произведений Гомера. Сократ (герменевтич. диалог).

30. 2. Средневековье. Поиски смыслов в Библии (литературного, аллегорического, морального, эсхатологического и др.)

31. Августин Блаженный «Христианская наука, или Основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия» – толкование божественного слова. Предложил принципы Г:

32. - дает определение понимания (как перехода от знака к значению)

33. - контекстуальный подход (но пока контекст – чисто текстовой)

34. - принцип конгениальности (соразмерности творч.потенциалов исследователя текста и его создателя)

35. 3. Реформация. Мартин Флациус. Обосновывает контекстный подход + о необходимости учета целитекста.

36. 4. И.М.Хладениус: герменевтику применил не только к Св.писанию, но и к истории.

37. 5. Фридрих Шлейермахер (1768-1834)первым систематически разработал герм.метод. Жизнь = целое, поэтому кажд. отдельная мысль понимается из целого и наоборот, - целое нельзя понять, не поняв части. Контекст – вся эпоха, окружение автора.

38. - текст = застывшая речь, поэтому метод его исследования – диалог между автором и исследователем

39. - Возможно 2 типа понимания:

40. 1. Спонтанное постижение текста, вчувствование в него.

41. 2. Сравнительное понимание, понимание за счет мышления, сопоставления, анализа.

42. (т.е. кроме объективн., грамматической интерпретации надо иметь в виду и суъективную, психологическую – как у Г.Шпета (слово окутано психологическим моментами, как земля – атмосферой).

43. - «лучшее понимание»: задача герменевтики – понять текст и автора лучше, чем это смог сам автор. (соврем.исследователь должен лучше знать мир автора и его текст – то, что было для автора бессознательным, становится сознательным.)

Наши рекомендации