Материя условно разделяется на не живую природу, живую, общество
Уровни не живой природы. · Субмикроэлеметнарный (квант, геюоны, суперструны) · микроэлементарный (андрюны из квантов, электроны) · ядерный (ядро атома) · Атомный (атомы) · молекулярный · уровень единичных вещей. · уровень макротел. · уровень планет. · уровень галактик. · П.Уровень Вселенной, мира в целом. Уровни социума (общества). · отдельный индивид. · Семья. · Группа. · Конситивы разных уровней. · Социальные группы (классы, страны) · Этносы. · Нации. · Расы. · Отдельные общества. · Государства, · Союзы государств. · Человечество в целом. | Уровни живой природы. 1. До клеточный (ДНК, РНК белки). 1. Клеточный (клетка). 1. Уровень многоклеточных организмов. 1. Уровень видов. 1. Уровень популяции. 1. Биоценозы. 1. Уровень биосферы в целом. |
Характерные черты (свойства) материи.
· Наличие движения;
· Самоорганизация (создание самой себя без участия внешних сил).
· Размещённость в пространстве и времени;
· Способность к отражению;
· Неучтожимость.
Время, движение, пространство - способы существования материи
Сознание и познание.
· Природа создания, его связь с языком.
Одним из свойств материи является способность к отражению, как на живом так и не на живом уровне.
Сознание есть высшая форма отражения материи. Формы сознания присутствуют у высших животных. Не нужно путать сознание с мышлением (мышление - понятийное –оперирование сложными понятиями) свойственно только человеку.
Все объекты, предметы в природе взаимосвязаны, при взаимодействии друг с другом они оставляют как бы свой «след» вызывая в них соответствующие изменения.
С момента возникновения жизни появляется принципиально новая форма отражения -биологическая - раздражимость. Является до психологической формой отражения на уровне живого.
Не более высоком уровне эволюции живых организмов появляется - чувствительность (является уже психологической формой отражения) - организмы способны отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Далее восприятие - объект в целом затем представления - обобщенные образы предметов, которые могут сохраняться в памяти.
В мозгу человека появляется более сложные процессы такие как - понятие, суждение, умозаключение (процессы абстрактно-понятийного мышления).
Сознание неразрывно связано с трудовой деятельностью и языком, который является универсальным средством коммуникация и взаимодействия людей.
Труд, сознание, язык тесно связаны с собой. При этом язык выступает важнейшей формой в которой протекает мыслительная деятельность человека. Человек осознает своё «Я» формирует самосознание.
Попытки идеалистами (Г. Гегель и др.) дать объяснение происхождению сознания не выдерживает критики, (впитывание мирового духа (сознание) - у Гегеля идеи и т.п.)
· Сознание и бессознательное. 3. Фрейд и психоанализ.
Зигмунд Фрейд (1856 - 1939 г. г.) австрийский врач-психиатр, философ. Сделал следующие открытия:
· Наряду с сознательной деятельностью человека, которая контролируется мозгом существует бессознательное - особая психическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной мере контролирует сознание. Особая форма жизни бессознательного - сны - реализация скрытых стремлений человека.
· Способ психологической защиты - реакция вытеснения из сознания в бессознание отрицательных эмоций, всего того, что нарушает равновесие психики.
Все это рано или поздно даёт о себе знать в виде «случайных» поступков, оговорок, описок, «странностей».
Далее З. Фрейд разрабатывает:
Психоанализ - направление в современной философии объясняющей роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.
Чтобы лучше понять связь бессознательного с сознанием разберём особенности психики по Фреду.
· Бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа мысли, желания, эмоции человека;
· Сознание небольшой кабинет, куда периодически «вызываются» посетители - мысли, желания;
· Между прихожей и кабинетом стоит сторож, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли;
· Иногда сторож уходит, засыпает, тогда часть «ненужных» посетителей прорывается в кабинет - в сознание;
· Но затем они снова вернувшиеся сторожем (проснувшимся) изгоняются в прихожую
Психика по Фрейду представляется как совокупность трех слоев - ОНО, Я, Сверх - Я.
Оно - мир бессознательного, где содержаться мысли и желания человека.
Я - сознание человека посредник между всеми компонентами психики.
Сверх - Я - давящая, запрещающая реальность (внешняя) - цензура, законы, запреты, мораль, культурные традиции.
«Я» человека часто подавляется одной из трёх сторон:
· бессознательного «ОНО»
· внешнего мира;
· запретов - «Сверх» - «Я»
Главные факторы, которые руководят психикой человека - это удовольствия. Психика подобно компасу ведет пути к удовольствию.
Психика вытесняет в бессознательное неприемлемые запрещённые желания и идеи (асоциальные, сексуальные).
Зигмунд Фрейд делает выводы:
· По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются все больше и больше и загоняют в бессознательную сферу;
· Это приводит к массовым психозам, всенародной депрессии.
· А также к необходимости концентрирования более сложных, изощрённых ритуалов (дискотеки, различные мессы и т.п.)
Чтобы разрешить конфликт между бессознательным и сознательным необходимо провести психоанализ. Вывести у человека, что его угнетает, разъяснить ему это и человек выздоравливает, или испытывает облегчение
· Специфика и основные формы чувственного (сенситивного) познания.
Познание ~ процесс целенаправленного активного отражения действительности в сознании человека или деятельность людей по добыванию знания.
Раздел философии Гносеология. Разделяется на Гностиков - (материалисты) - мир познаваем и агностиков (идеалисты) - мир достоверно не познаваем.
Познание как процесс состоит из:
1. Чувственного познания (сенситивного) основанного на чувственных ощущениях, отражающих действительность и логике.
2. Рационального познания основанного на разуме, его самостоятельной деятельности.
3. Чувственное или сенситивное познание состоит из способности к ощущениям, восприятиям и представлениям.
4. Ощущение - это чувственный образ отдельного свойства предмета (его цвет, форма, вкус и т.д.)
5. Восприятие формирует целостный образ предмета на основе комбинации ощущений, воспринимается как комбинация, синтез ощущений его формы, цвета, вкуса
6. Представление более сложная форма чувственного познания - это сохранившиеся в сознании образ отдельного предмета, воспринимавшиеся человеком раньше, результат прошлых воздействий предмета на органы чувств. Может воспроизводится в отсутствии предмета.
Таким образом, чувственное (сенситивное познание) даёт знания отдельных предметах и их свойствах.
Обобщить эти знания, проникнуть в сущность вещей, познать причину явлений законы бытия с помощью органов чувств невозможно. Это достигается с помощью рационального познания.
· Специфика и формы рационального (разумного) познания. Рассудок и разум.
Рациональное познание или абстрактное мышление опосредовано знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражается в основных логических формах:
· Понятиях;
· Суждениях;
· Умозаключениях, отражающих, общее существенное в предметах.
На основе обобщения знаний об отдельных предметах и их свойствах, мышление формирует понятие о свойствах, присущих определённому их множеству, оно способно формировать абстракции высокого порядка, содержащие знания о наиболее общих свойствах и отношениях действительности.
Таковы, например философские категории бытие, объективная реальность, движение, общество и т.п.
Являясь отвлечением, отхода от действительности мышление способно выделять общие свойства существенные связи вещей и процессов, создавать целостную картину мира. Мышление неразрывно связано с языком.
Рассудочные знания (здравый рассудок) в основном основаны на житейском опыте, принятых нормах в обществе. Если человек извлекает понятия, мысли доступные всем, говорят он в здравом рассудке. Однако научно обоснованная мысль учёного может вызвать у необразованных людей сомнение в его здравом рассудке.
· Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания.
Чувственное (сенситивное) и рациональное (разумное при помощи разума) познание составляет стороны, моменты единого процесса познания.
Отражая объект с внешней поверхностной стороны, чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которое свойственно не только представлениям, то тоже восприятиям и ощущения,
Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию.
Рациональное познание не только включает в себя момент чувственного, без которого оно было бы лишено объективного содержания и связи с объективным миром, но, кроме того оно ориентирует и обуславливает чувственное познание. И хотя чувственное первичное по отношению к мышлению, однако, в сформулированном познании чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным составляя познавательный единый процесс.
Из понимания процесса познания как диалектического единства чувственного и рационального следует, что сенсуализм и рационализм являются односторонними гносеологическими течениями.
Сенсуалисты абсолютизируют роль чувственного познания считая, что все знания происходят из чувственного познания считая, что все знания происходят из чувственного восприятия. Рационалисты - абсолютизируют рациональное познание, считая, что только разум способен познать существующее.
Если эмпирики Материалисты (Бэкон, Гоббс, Гольбах и др.) исходили из признания реального мира, образами которого являются ощущения, эмпирики- идеалисты (Беркли, Юм, Мах) ограничиваем опыт комбинаций ощущений, признавая ощущения единственной реальностью.
В учениях рационалистов идеалистов (Гегель) под разумом понимается не разум человека, а абсолютный разум, мировой дух.
Рассматривая познание как процесс, важно отметить, что в этот процесс включается также - внимание, память, воображение, интуиция. Кроме того, познавательная деятельность взаимодействует с эмоциональной и мотивационной, волевой сферой сознания, а также со всеми предпосылочными знаниями.
· Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Критерии истины.
Цель познания - достижение Истины. Но познание сложный противоречивый процесс, не свободный от заблуждений и ошибок.
Что такое истина и что такое заблуждение?
Истина - адекватное и идентичное отражение объекта субъектом;
Заблуждение - неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания.
В процессе познания участвуют:
Познающий субъект - человек, существо, наделённое разумом, определёнными знаниями.
Объект познания - окружающий мир (бытие во всем его многообразии), именно та часть окружающего мира на которую направлен познавательный интерес субъекта.
Поэтому в истине момент содержаться и объективное и субъективное.
Объективность знания (объективная истина) - это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания, (например: Земля - планета Солнечной системы).
Вместе с тем по форме, по способу существования истина субъективна (объём знаний субъекта, правильность оценки и др.). Таким образом, объективное и субъективное содержится в истине и представляется их единством.
Так как знания непрерывно изменяются, развиваются абсолютных истин нет. Любая истина относительна (но это не совсем так - дата рождения человека - истина абсолютная, какого либо события.)
Относительная истина, это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания (так развивалась, например знание о материи - атом не делим, оказался сложной структурой).
Абсолютная истина - это знание тождественное своему объекту и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего познания, (гравитационная постоянная, годы знаменательных событий, даты рождения и другие),
Критерий истины - Декарт, Спиноза, Лейбниц видели критерий истины в ясности и отчетливости разума (но это относительное понятие), в выведении знаний из очевидных всеобщих положений.
Гегель вывел критерий истины за пределы познания в сферу практической деятельности.
В диалекте под практикой понимается - целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем.
Общественная практика является решающим и всеобщим критерием истины.
Сознание и познание.
· Понятие общества. Специфика социального познания.
Общество - это совокупная деятельность людей, направленной на производство, поддержание и воспроизводство жизни.
Еще Аристотель называл Человека общественным существом. Вне общества человек существовать не может.
Общество представляет собой открытую динамическую систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой.
Общество непрерывно изменяет своё состояние, развивается во времени, причём это развитие носит вероятностный характер.
Если какое-либо конкретное общество теряет свою целостность (тотальность), то оно обречено на разрушение и исчезновение.
Философское понятие общества включает в себя два главных признака
Общество есть обособившаяся часть природы.
Будучи связанной, с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание.
Наиболее разработанный моделью общества и общей теорией его развития является Исторический материализм, или материалистическое понимание истории.
· Социальная сфера общества, её структура, подсистемы общества.
Социальная сфера - система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности) основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.
Основные элементы социальной структуры общества.
· Классы - группы собственников и не собственников;
· Страты - слои (западная философии) - социальная мобильность;
· Сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);
· Люди, города, и деревни;
· Представители физического и умственного труда;
· Социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодёжь);
· Национальные общества.
· Экономическая - базовая (производство, распределения, обмен, потребление материальных благ). Производительные силы (люди) средства производства (станки, машины) производственные отношения между людьми в процессе производства.
· Социальная
· Политическая - совокупность учреждений и организаций, которое вызывает интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом основной вопрос политической жизни - вопрос о власти. Государство - система органов осуществляющих государственную власть (главный элемент политической системы общества) политические партии, профсоюзы, общественные организации.
· Духовная - общественное сознание, возникающее из общественной практики людей, их производственной семейно-бытовой и иной деятельности. Совокупность чувств, настроений, идей, теорий, взглядов отражающих все разнообразие бытия.
Формы общественного сознания.
· Политическое;
· Правовое;
· Моральное;
· Научное;
· Религиозное;
· Философское
· Личность и общество. Свобода личности и её ответственность. Условия и механизмы формирования личности.
Человек рождается индивидуумом. Это особое существо природы совмещающая в себе биологическое начало и социальное (общественное - высокая обучаемость успеваемость опыта и ЛР-)
Личность - это качества человека развитые и приобретённые в социальной среде, совокупность навыков, знаний, ценностей, целей. У личности социальное начало контролирующее биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе - это ключевые условия для превращения индивидуума в личность.
Большое значение имеет практика, труд. Только в трудовой деятельности, которая отвечает интересам и склонностям человека, он раскрывает все грани своей личности.
Общество - активно воздействует на личность, через определенные институты - семья, школа, среднее или высшее учебное заведение, трудовой коллектив. А так же путём привития морали, ценностных атрибутов, чувство ответственности за свои поступки.
Личность обладает определёнными качествами:
Положительные качества | Отрицательные качества | |
1. Гуманизм 1. Честь 1. Совесть 1. Скромность; 1. Великодушие; 1. Справедливость; 1. Верность; | 1. Воля; 1. Решительность; 1. Мудрость; 1. Умение; 1. Установки; 1. Убеждения; 1. Патриотизм. | 1. Чванливость 1. Цинизм; 1. Грубость; 1. Тунеядство 1. Трусость;; 1. Нигилизм. |
Воспитание личности - идёт через вышеперечисленные институты. Цель воспитания - подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт).
Развить общественно ценные качества личности.
Стереть или притупить осуждаемые в обществе качества.
Научить человека взаимодействию с другими людьми.
Научить человека труду. Свобода, права и ответственность личности. Свобода это осознанная необходимость для личности. Свобода есть, прежде всего, свобода выбора.
Свобода волеизъявления личности ограничивается принятыми нормами и запретами.
В полосе реальных возможностей человек свободен, делать свой выбор. Права и свободы человека составляют единый комплекс (Декларация прав человека.)
В свою очередь каждая личность, гражданин имеет свои обязанности перед обществом, государством и ответственность за свои поступки и деяния.
Ещё Демокрит понимал, что государство, в котором граждане наиболее повинуются законам, счастливо во время мира и незыблемо во время войны.
· Природа и общество, их взаимодействие. Экологические проблемы современности и пути их решения.
Планета Земля - носитель всех необходимых для возникновения жизни, которые за тив
в процессе эволюции.
Главные составные части природы.
Атмосфера - газовая оболочка вокруг Земли. 75% атмосферы до 10 км. высоты 25% объёма -30-50 км далее открытый космос, (защищает Землю от открытого космоса, излучений, содержит азот, кислород и др.)
Гидросфера - водяная оболочка земли Вода, виде морей, океанов - солёная, пресные озёра, реки, ледники покрывает землю на 70% площади - значение - зарождение жизни, пищевые вещества, вода.
Биосфера - среда существования живых организмов (входит вся атмосфера и гидросфера, нижние слои атмосферы - до 10-12 км., подземные слои до 10 км. вглубь, включая до 1 км. под дном океана - микроорганизмы).
Неосфера - среда человеческого разума или биотехносфера.
Экологическая проблема - зародилась из-за антропогенного влияния на природу - несоответствие безграничных потребностей человека с ограниченными возможностями человека.
1. Истощение недр;
2. Загрязнение Земли и атмосферы;
3. Уничтожение растительного и животного мира;
4. Применение атомной энергии - загрязнение и т.п.;
Пути выхода.
Планомерный выход человека в космос освоение других планет.
· Общество и глобальные проблемы XX века.
Современная техногенная эпоха добавила принципиально новую, никогда не существующую ранее тему - сохранение жизни на Земле и возникновение человечества.
Эти проблемы вызваны Глобальными проблемами современности, которая появилась в результате объективных причин развития общества,
Функция философии - сформировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на процесс выработки практических решений. Только с Философских позиций представляется возможным увидеть общую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленности, в которой находятся.
Глобальными проблемами называются те проблемы, которые затрагивают интересы и человечества в целом, и каждого отдельного человека в различных точках планеты, то есть те, которые носят общечеловеческий характер- Глобальные проблемы охватывают весь земной шар.
Особенности глобальных проблем:
1. По своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей но и судьбы всего человечества в целом; Для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и объединения усилий по крайней мере большинства населения планеты; Эти проблемы являются объективным фактором мирового развития, Нерешённость глобальных проблем может привести в будущем к серьёзным возможно непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания,
2. Первая - интернациональные: устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира, установление нового экономического порядка,
3. Вторая - возникают в результате взаимодействия общества и природы. Обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами, освоение Мирового Океана и космического пространства,
4. Третья - связана с системой человек - общество. Это демографическая проблема, вопросы здравоохранения, образования и др.
Преодоление глобальных проблем дело очень серьёзное и нерешенное.
Однако многие исследователи связывают преодоление Глобальных кризисов (не проблем, а их резкого обострения) с формированием и укреплением в массовом сознании новой этики, с развитием культуры и её гуманизации.
Новый гуманизм должен включать в себя как минимум три начала:
1. Чувство глобальности;
2. Нетерпимости к насилию;
3. Любовь к справедливости.
· Культура как предмет философского рассмотрения
Культура - совокупность религий, традиций, материальных и духовной жизни. Культура это мир человека, только ему свойственный способ деятельности, в процессе которого он одухотворяет созданные им предметы, очеловечивает природу, среду его обитания. Культура зарождается, живёт и умирает.
Освальд Шпенглер выделяет восемь основных культур:
· Индийская$
· Китайская;
· Вавилонская;
· Египетская;
· Античная (Древне-греческая);
· Арабская;
· Русская;
· Западноевропейская.
Культура возникнув, начинает нести определённые функции:
· Познавательная деятельность человека;
· нормативная функция;
· информативная функция
· человеческая («даёт» личность),
· производство ценностей;
· отбор и селекцию общественного опыта;
· закрепление его в знаковых системах;
· культура есть память общества.
Необходимыми координатами бытия культуры, условием её нормального функционирования и развития является:
· единство продуктивной и репродуктивной, творческой и рутинной, новаторской и
традиционной деятельности.
· Современная цивилизация, её особенности и противоречие.
Арнольд Тойнби (1889 - 1975 гг. ) определяет цивилизацию как устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходными образом жизни, географическими и историческими рамками.
Цивилизации делятся на Европейскую и не Европейскую, Техногенную. Яркий след оставили следующие цивилизации:
· Шумерская (Африка),
· Вавилонская;
· Эллинская (Греческая);
· Китайская;
· Индусская;
· Христианская.
Каждая цивилизация проходит стадии:
· Зарождение;
· Рост;
· Надлом;
· Дезинтеграция, завершающая смертью и полным исчезновением.
Причина гибели цивилизаций:
Неразрешенные внутренние противоречия сущность любой цивилизации составляет нормативная база (нормы противоречивы). Объединяющими началом выступает Верховная Власть (утрата доверия к власти, противоречия в нормах, разрешениях и запретах - вот внутренние противоречия, которые приводят к гибели.
Цивилизация (таким образом) есть способ воспроизводства общественной жизни, закреплённой в системе норм, регулирующих деятельность и отношения отдельных индивидов и социальных групп во всех подсистемах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Цивилизации различаются:
· Степенью их технико-экономической развитости.
· Скоростью экономических и социальных процессов.
· Особенностями господствующих религиозных и мировоззренческих установок.
· способами кодирования, хранения и передачи информации.