Предмет и функции философии
Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости.
Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.
Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.
Цель философии — увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Философия как система делится:
на теорию познания;
метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования);
логику (математику, логистику);
этику;
философию права;
эстетику и философию искусства;
натурфилософию; философию истории и культуры;
социальную и экономическую философию;
религиозную философию;
психологию.
Философия включает в себя:
— учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика);
— о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории);
— учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология);
— теорию познания;
— проблемы теории познания и творчества;
— этику;
— эстетику;
— теорию культуры;
— свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.
Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.
Функции философии:
— мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);
— методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);
— прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);
— критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);
— аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);
— социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).
5 вопрос.Является ли философия наукой?
О соотношении философии и частных наук было и, видимо, будет много споров, одни определяют философию как науку, другие как особый тип мировоззрения, и т.д. На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Первое с чего мы начнем, - это с выяснения сущности данного социального феномена, определения самого понятия термина «Философия и наука».
Наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на выработку объективных знаний о действительности (о природе, обществе).
Наука - это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности.
Философия (в пер. с греч, яз) - «любовь к мудрости». Несмотря на свой немалый возраст (а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор нет однозначной интерпретации данного понятия.
«Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека к миру". Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы и методы познания, которые активно применяются в конкретных науках.
Сходства. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. У философии иной предмет - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается. Философия и Наука - две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире.
А каковы отличия философии и науки?
- Великий немецкий философ А.Шопенгауэр, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».
- Гегель полагал, что в отличие от других наук "философия хочет познать неизменное вечное, "сущее" само по себе", её цель - истина"
- П.В.Алексеев и А.В.Панин в своем учебном пособии писали "Предметом философии является всеобщее в системе "мир- человек".
Философия - это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру". Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ - она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Философия всегда представлена тем или иным философом. Наука же в конечном счёте - плод коллективного труда;
Вывод: Философия - для одного она познается сквозь призму научного учения и является наукой, для другого философия нечто глобальное, для третьего - то, на чем основывается его жизнь и таким образом философия для него это его мироощущение, мировосприятия, но никак не наука, для четвертого философия это лишь набор букв или слово, которое он где-то слышал.
Впрос
Досократовская философия – ране греческая философия
VII – VI в до н.э
1. Миле́тская школа
2. Эфесская
3. Атомистическая
4. Пифагорейская
1. Милетская школа
Основатель. 1. Фалес (624-547 до н.э)
Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.
за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность; для Фалеса началом была — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух.
Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.
2.Эфесская школа
Гл. представитель – Героклит (544-483 до н.э) г. Эфесс
Интерес сосредоточен на сущности природы и всего мира. (большое влияние оказала Милетская школа)
Первооснова мира – огонь, вещество обладающее извечной жизнью.
Весь мир – это результат превращения огня. Огонь обменивается на все, как золото на товар. Погасание огня это порождение воздуха, а его охлаждение это пораждение земли.
Носитель психического – душа, одно из переходных состояний огня.
Все находится в развитии, мысли об изменчивости и текучести природы.
1 состояние сменяется другим (противоположенным), происходит взаимопревращение.
«Логос» - закономерность явлений природы, не создается не богом ни человеком.
Учение о чувствах и о разуме большое внимание оказали мышлению – которое явл великим достоинством.
3. Атомистическая школа
Эмпедокл(490-430 до н.э)
Первоночало: Воздух, вода, земля, Огонь.
Взаимодействие этих элементов пораждают что то еще.
Это взаимодействие происходит под действием ЛЮБВИ(дружбы) и вражды.
Анаксагор (ок 500-428 до н.э).
Возникновение и исчезновение вещей для него, это результат соединения и разделения делимых до бесконечности частиц в-ва – семян. Сколько вещей столько семян.
Демокрит (470-380 г до н.э)
Основатель ОТОМЕСТИЧЕСКоЙ теории
В мире нет ничего кроме атомов и пустоты. Все тела состоят из атамов.
Атомы разделяются пустотой.
Бытие небытие.
Считал что чувственное познание – неполное «темное.»Отрицал случайности.Разум дает человеку познать истину.
В этике – сторонник эвдемонизма – этической теории, человек должен стремиться к постижению личного счастья, при чем считает что этому способствует принцип умеренности во всем.
Познание
По средствам чувств По средствам знания
Субъект – мудрец, человек.
Не отрицает познания истины.
Ни что не происходит безпричинно.
Почти у всех греческих авторов можно найти тенденции обращения к природе, космосу. У истоков собственно греческой философии стоит стремление рационально ответить на вопросы, что является основным принципом мира (или космоса) и какие принципы или силы определяют его развитие.
Вопрос о первоначале является основным в онтологии древнегреческих философов.
Пифагорейская
Главное в учении Пифагора — субстанциональность числа, которое управляет как материальной, так и духовной сферой. Душа, по мнению пифагорейцев, — гармония, — также числовое отношение.
Гипас — второй после Пифагора лидер Пифагорейского союза. Наиболее заметной фигурой среди средних пифагорейцев был Филолай, бежавший после разгрома союза в середине V в. до н.э. из Италии в Беотию, где основал в Фивах свою школу. В конце жизни он смог вернуться на родину. Считают, что при Филолае пифагореизм пережил период наивысшего философского расцвета.
7 вопросФилософское учение софистов.
Софизм – философское направление, основывающееся на признании двусмысленности понятий, умышленно ложном построении умозаключений, формально кажущихся правильными, выхватывании отдельных сторон явления.
Софистов называли мудрецами, а сами себя они называли учителями. Их целью было – дать знания (причем, как правило, это делалось за деньги) во всех возможных областях и выработать в учениках способность к различного рода деятельности. Они сыграли огромную роль в становлении техники философской дискуссии.
Софистами были
Протагор, Горгий, Продик, Гиппий.
К софистам греческие мыслители относились отрицательно. И считали что они сбивают с толку молодежь, не чтят Богов. Так, «мудрейший из мудрецов» афинянин Сократ (470-399 гг. до н. э.), сам испытавший влияние софистов, иронизировал над тем, что софисты берутся обучать науке и мудрости, а сами отрицают возможность всякого знания, всякой мудрости.
В противоположность этому Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости. Сократ не оставил после себя письменных источников, поэтому большая часть его высказываний дошла до нас через его учеников - историка Ксенофонта и философа Платона. С Сократа начинается антропологический поворот в философии. Рядом с темой человека в его учении стояли проблемы жизни и смерти, этики, свободы и ответственности, личности и общества.
Философия Сократа.
Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика».
Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т.д.
Сократ не писал трудов, а писали его ученики Платон и др.
Диалектика – метод приобретения знания, путем вопросов и ответов.
С радостью размышлял о смерти, т .к в загробном мире он будет бессметен и сможет задавать там вечные вопросы.
МЕТОД СОКРАТА
1) Ирония – метод вопросов, цель привести собеседника в противоречие с самим собой, исп для того чтобы человек нашел сам себя.
2) Майэфтика – Полевальное искусство которое помогает собеседниу вновь родиться, познавать всеобщее как основу истиной морали.
3) Индукция – отыскание общего в частном, путем анализа и сравнения.
4) Определение – Подведение един понятий под общее. Что такое добродетель? Ее основой явл сдержанность, мужество, справедливость. Приобретает эти качества в процессе самопознания.
Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом .
- воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ».
8 вопрос Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским.
Левкипп - "Ничего не происходит зря, для всего имеется необходимое основание". Принцип жесткого детерминизма.
Главное в атомизме. Получили свое название из-за того, что центральным понятием их философии является атом. Абсолютного бытия не существует. Есть только относительное бытие, характеризующееся возникновением и уничтожением. В основе бытия - множество самостоятельных атомов, сочетание которых образует вещи.
Демокрит – основатель атамистической школы.
В мире нет ничего кроме атомов и пустоты. Атомов бесконечное множество. Атомы вечны, не возникают и не уничтожаются. Обладают плотностью и твёрдостью. Отличаются по объёму и фигуре. Все тела состоят из атомов. Запах, вкус существуют только в сознании человека. Атомы отделены друг от друга пустотой.
Атом – это бытие, а пустота – небытие.
Не было бы пустоты, не было бы и движения. Движение считается вечным, естественным состоянием космоса. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте. Все вещи отличаются по кол-ву атомов, по форме, по положению и порядку.
Признавал роль органов чувств в познании мира.
Чувственное познание считал недостаточным в познании мира. Выдвигал проблем субъекта и объекта познания.
Субъект – мудрец, человек. Истина скрыта в глубине моря. Не отрицает познания истины. Ничто не происходит беспричинно и всё имеет основание.
Наиболее значимой работой Демокрита следует полагать «Великий мирострой», космологическую работу, охватывавшую практически все доступные в то время области знания.
Эмпедокл –написал философские поэмы,рассматривал в качествепервоначал 4 элемента: воздух, вода, земля, огонь. И называл их корнями всех вещей. Смешивание этих корней в определённой пропорции образуют определённую вещь.
Анаксагор – иначе объясняет природу. Возникновение и исчезновение вещей для него результат соединения и разделения делимых до бесконечности частиц вещ-ва называл семенами.
9 вопрос Объективный идеализм философии Платона
Система объективного идеализма Платона.
Идеальное начало - идея (эйрос) порождает все многообразие вещей. Вещи являются лишь отражением идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются. Только идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.
Идеи образуют иерархию.
Выше всего стоит идея красоты и добра.
Объективный идеализм - идеи существуют вне и независимо от человека.
Идеи существуют в специальном пространстве. Если у Демокpита атомы, то у Платона - мир идей. С точки зрения Платона мир идей обладает таким же статусом.
Идеи вечны, неразрушимы. В основе вещей лежат числовые отношения. Круг на песке - идея круга. По рисунку мы можем исследовать математические закономерности идеи.
Миp идей - вещи, их отношение, но убедить в этом никого нельзя.
Реальным знанием является познание идей. Человек - это прежде всего условное начало. Душа (появляющаяся при рождении) есть отражение идеи души.
Бытие – вечное, неизменное, чувственное познание, постигаемое только разумом. Множество бытий Платон называет идеями. Он разделяет действительность на 2 мира. Мир идей и мир чувственных вещей. Первично- мир идей. Вторично – мир чувственное восприятие мира.
Материя – первичный материал. Материя может принимать любую форму, она неопределима.
теория познания опирается на своё учение о душе. Как телесное существо, человек смертен, а душа бессмертна. Душа освобождается от телесного мира и путешествует в поднебесной сфере. В теории познания Платон является рационалистом.
Чувства не могут быть источником знания. Не является знанием то, что основано на показаниях органов чувств.
Если человек желает познать истину, ему необходимо отречься от всего чувственного, телесного.
АНАМНЕЗИС - по Платону, познание, поскольку всякое познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. На вершине божественная идея Бога, блага, добра. Добро – источник истины и красоты.
Государство – концентрация красоты и справедливости. Достигается выполением людьми строго определенных функций, соответсв их душам.
Душа – включает три части: разумную, волевую, аффективную.
распереление функций в государстве:
- Управление – философам (преобладание разумной части души)
- Защита – воины (Волевая часть)
- Мат производство – ремесленники и торговцы (аффективная часть)
10 вопросАристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.
Философию Аристотель разделил на три вида:
· теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);
· практическую – о деятельности человека, устройстве государства;
· поэтическую.
Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика. Аристотель рассматривал логику как учение об истинности и ложности суждений.
Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, Опровергал идею добра и красоты. Для него формы содержатся в Божественном разуме создают идеал совершенства.
Первосущность – божественный разум.
Выделяет 5 стихий:
-огонь
- вода
-земля
-воздух
-божественный эфир (небо и небесные тела)
мир делился на «мир чистых (бестелесных идей), и «мир вещей» в целом. Ошибка Платона, по Аристотелю, в том что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики – протяженность, покой, движение и др.
Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:
существуют только единичные и конкретно определенные вещи;
данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является.
что такое бытие?
Дать ответ на этот вопрос Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории .
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики.
Данными категориями являются:
· сущность (субстанция);
· количество;
· качество;
· отношение;
· место;
· время;
· положение; и т.д.
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.
Что есть материя?
По Аристотелю, материя – это потенция, ограниченная формой (например, медный шар – это медь, ограниченная шарообразностью, и т.д.)
Все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой, высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
По мнению Аристотеля:
Ни материи, ни формы в чистом виде не существует.
Материя основа бытия, а форма то, что позволяет материи превратиться в вещь.
Сознание, по Аристотелю, носителем является душа. Философ выделяет три уровня души:
- растительная душа;(функции питания и роста)
- животная душа;( функции питания и роста + ощущения и желания)
- разумная душа.( всё вышеперечисленное + функции рассуждения и мышления)
Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Классификация Аристотеля форм государства.
Аристотель выделяет шесть типов государства:
- монархия;
- тирания;
- аристократия;
- крайняя олигархия;
- охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
- полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития– совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).
11 вопоосВозникает интерес к практическим вопросам. В области философии на первый план выдвигается этика. Первой из эллинистических школ была школа Эпикура. Эпикур и его последователи - единственные в античности, кто продолжили развитие атомизма Демокрита. Эпикур считал, что наряду с формой, положением и порядком атомов, атомам присуща тяжесть. Она объясняет прямолинейное падение атомов в пустоте. Атомы способны отклоняться при своём падении, поэтому прямолинейное становится криволинейным. Боги, с его т.з. существуют в межмировых пространствах, но не вмешиваются ни в жизнь природы, ни в жизнь людей. Задача его учения о природе и этике – устранение страха людей перед явлениями природы и Богом.
Под счастьем Эпикур понимал удовольствия. Критерий счастья в чувственном удовольствии: Блага – всё, что порождает удовольствия, зло – страх. Удовольствия:
· Естесственные и для жизни необходимые
· Естесственные, но для жизни не необходимые
· Не необходимые для жизни и неестественные
Истинное удовольствие - это отсутствие телесного страдания и наказания (агония) и невозмутимость души (атараксия).
Самым крупным приверженцем эпикуреизма был Тит Лукреций Кар, прославившийся своей философской поэмой "О природе вещей".
Еще одна философская школа, основателем которой был Зенон. Учеников школы называли стоиками, а учение школы - стоицизмом.
Для стоиков, как и для эпикурейцев, цель жизни состоит в достижении счастья. Видным представителем римского стоицизма является Сенека. Одна из постоянных тем раздумий Сенеки - тема смерти. Вся жизнь должна быть подготовкой к смерти. Главное для Сенеки это свобода человеческого духа. Для стоиков необходимость (судьба, рок) непреложны, и свободу они понимают как признание этой необходимости. "Каждый человек несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным".