Основные формы мировоззрения

ТЕМА 1.1. «ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ».

Мировоззрение. Специфика философского мировоззрения.

Итак, мы начинаем изучать философию, огромный пласт культуры человечества, охватывающий почти тридцать веков.

Многие мыслители ставили перед собой вопрос «Зачем нам нужна философия?». В частности в XIXв. русский историк и философ К.Д.Кавелин в одной из статей вопрошал: «…Нельзя ли нам вовсе обойтись без философии..?», «Что нам в этой философии..?», «Точные науки – другое дело: чему они учили тысячу лет тому назад, то остаётся истиной и теперь… А философия?». Ответ К.Д.Кавелин даёт если не исчерпывающий, то примечательный: «Философия всегда и везде сопровождала умственную жизнь и была её показателем…»

Начиная с античных времён, философия является одним из видов духовной деятельности людей, специально посвятивших ей свою жизнь и творчество – философов. Но профессиональная философия стала возможной лишь потому, что почти каждый человек в своей душе «немножко философ». Дело в том, что вольно или невольно, каждый человек сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? По каким законам он развивается? Существует ли мир вечно или он был когда-то сотворён? Что в нём закономерно, а что случайно?

Ещё в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен или бессмертен человек? В чём его предназначение в этом мире? Есть ли истина и, чем она отличается от заблуждения и лжи? На что я могу надеяться? Полностью ли я волен в своих поступках и решениях?

Каждого человека волнуют, несомненно, и морально нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг? Откуда берётся зло в человеческих поступках и в мировой истории? Возможна ли «эпоха вселенской любви и согласия»?

Это и есть вопросы философии! Именно философии, в не науки вообще. Потому что: - во-первых, это как бы «запредельные» вопросы, ответы на которые нельзя найти экспериментальным путём;

- во-вторых, философские вопросы имеют особую ценностную, смысложизненную окраску, все они ориентированы на человеческое присутствие, человеческий интерес.

Однако ещё задолго до возникновения философии люди находили ответ на эти важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильнее было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - это целостная система взглядов человека на мир и своё место в нём.

Ключевое слово здесь «целостность»: в мировоззрении спаяны воедино идеи и идеалы, чувства и ценности, понятия и мнения. Целостно относиться к миру – значит осознавать сложные связи между явлениями, уметь ориентироваться в них, а самое главное – ставить реальные цели и выбирать верные ориентиры, которые делают жизнь насыщенной, придают ей смысл и полноту.

В мировоззрение как целостность конкретно входят знания, эмоции, ценности и поступки. Они представляют собой четыре компонента мировоззрения: познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный.

Структура мировоззрения: - мироощущение(чувственно-эмоциональная сторона мировоззрения) – формируется на уровне настроений, чувств, эмоций.
- мировосприятие (целостный образ мира) – формируется на уровне образов мира и наглядных представлений.
- миропонимание (познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения) - мысленное или рациональное истолкование мира.

Мировоззрение определяет жизненные позиции, поведение и действия людей и общества в целом в различные исторические эпохи.

В каждую историческую эпоху господствовала своя форма мировоззрения. Например, в Древнем мире таковым была мифология, в Средние века доминировало религиозное мировоззрение, а в Новое время стало быстро набирать силу и укреплять свои позиции научное мировоззрение.

Основные формы мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение - в его основе лежит фантазия, вымысел. Немецкий философ Г.Гегель замечал, что первые мифы были проявлением бессилия разума перед окружающим миром. Мифотворчество возникло в глубокой древности и несло в себе наивное повествование о происхождении и судьбах мира, о борьбе стихий и противоположных начал в нём. Мифы были эмоционально-образным мировоззрением людей того времени.
Религиозное мировоззрение - своим основным признаком имеет веру в сверхъестественную силу и ритуальное поклонение ей. Оно возникло в глубокой древности как выражение социальной и интеллектуальной слабости и уязвимости человека, его подавленности природными и общественными силами. В основе религии лежит догма о сотворении мира и человека Богом. Поэтому её называют иногда догматическим мировоззрением, которое существует в различных вариантах (ислам, буддизм, христианство и другие религии мира).
Художественное мировоззрение - специфический способ духовного освоения человеком мира, которое присутствует в различных видах искусства (литература, живопись, танец и др.) и в фольклоре. В его основе лежит художественный образ как единство эмоционального и рационального, индивидуального и типического начал.
Обыденное («житейское») мировоззрение - формируется и существует на почве простейших знаний и представлений человека об окружающем мире. В нём воплощаются личный опыт людей, непосредственные условия его жизнедеятельности. Данное мировоззрение имеет тесную связь с формами народной мудрости (приметы, сказания, афоризмы и др.), в которых аккумулируется познавательный опыт человечества.
Научное мировоззрение - в основе которого, лежат достоверные знания человека о внешнем мире и о самом себе. Научное знание – это выражение и олицетворение познавательной мощи и социальной силы человека. Для него не существует чудес, а есть лишь пока ещё непознанные явления и процессы.
Философское мировоззрение - специфическая форма мировоззрения и сфера духовной деятельности людей. Оно возникло и сформировалось на пересечении пяти выше названных форм мировоззрения и родилось из потребности систематизировать и обобщить весь опыт познания мира человеком, сформировать целостную теоретическую картину мира и бытия человека в нём.

На основе мировоззрения человека складывается картина мира – целостная система представлений человека об общих свойствах и закономерностях действительности. Различают научную, религиозную и философскую картину мира.

Научная картина мира: - построена в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий, принципов и теорий; - различают общенаучную картину мира, которая включает представление о всей действительности, и естественнонаучную картину мира, которая в зависимости от предмета познания – может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п.; - в общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина той области знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки; - каждая картина мира строится на основе определённых фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная (и прежде всего физическая) картина мира строилась сначала (с XVIIв.) на базе классической механики и теории относительности, а сегодня на основе синергетики;
Религиозная картина мира: - основной её элемент – образ единственного Бога (монотеистические религии) или множества богов (политеистические религии); - все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, а носит производный характер, т.к.вторична, есть результат, проекция другой – настоящей, истинной реальности – Бога или богов. Тем самым религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Они-то и определяют жизнь людей во всей полноте её бытия; - т.о., специфической чертой религиозной картины мира является разделение реальности на естественную и сверхъестественную сферы, причём первая находится в зависимости от последней. Достижение сферы сверхъестественного бытия, понимаемого как единственного подлинного, становится целью человеческого существования; - в зависимости от содержания вероучений можно говорить о картинах мира конкретных религий: буддийской, иудейской, мусульманской, христианской и др.;
Философская картина мира: - строится вокруг отношений: человек и мир. Это отношение можно понимать материалистически или идеалистически, диалектически или метафизически, объективистски или субъективистски и т.п.; - это отношение рассматривается в философии во всём многообразии его аспектов – онтологическом, гносеологическом, методологическом, ценностном (аксиологическом), деятельностном и др. Именно поэтому философские картины мира так множественны и не похожи одна на другую; - в истории мировой культуры философские картины мира стояли ближе то к религиозной, то к научной картине мира, но всегда отличались от них. Философская картина мира включает в себя не только учение о сущности и всеобщих законах развития действительности, но и нравственные, эстетические и иные идеи и убеждения людей.
Отличительные черты философского мировоззрения: - оно основано на знании (а не на вере, либо вымысле);
- оно рефлексивно (имеет место обращённость мысли на саму себя);
- оно логично (имеет внутреннее единство и систему);
- оно опирается на чёткие понятия и категории.

Наши рекомендации