Т.о., каждый из них создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем данные системы имеют общие черты
ТЕМА 2.5. «НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ».
Предпосылки становления немецкой классической философии, её характерные особенности. Основные положения философских концепций представителей немецкой классической философии, их общие черты.
Немецкая философия конца XVIII – первой трети XIX в. представляет собой влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она подводит итог её развитию на данном отрезке западноевропейской истории
Немецкая философия этого периода заслуженно именуется классической. Под «классической» понимается высочайший уровень её представителей и значимость решаемых этой философией проблем.
Немецкая классическая философия знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней нашли своё продолжение прогрессивные идеи философии Нового времени – вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Но главное её завоевание – разработка диалектического метода, обоснование мирового закона вечного развития.
В этой философии нашли своё отражение как основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя, так и конкретно-исторические особенности, присущие Германии того периода.
Предпосылки становления и формирования немецкой классической философии: | - со времени Реформации и до конца XVIIIв. Германия не представляла собой единого экономического целого, капиталистический рынок находился в процессе становления. Не представляла она и единого политического целого: страна была разделена почти на 300 самостоятельных государств, большинство из которых были карликовыми; |
- благосостояние немецкой буржуазии в значительной мере зависело от заказов двора и феодалов, и хотя её интересы не полностью совпадали с интересами дворянства, она покорно шла в фарватере политики дворянского государства; | |
- немецкая буржуазия значительно отставала в социально-экономическом и политическом развитии от буржуазии передовых стран; | |
- классики немецкой философии были идеологами своей буржуазии, отсюда двойственный, компромиссный, подчас противоречивый характер немецкой философии того времени. Немецкие философы-идеалисты были заслуженными профессорами германских университетов, признанными наставниками юношества, их труды издавались и распространялись без всяких препятствий. Но хотя они не выступали против существующих в германских государствах политических учреждений, их учения по сути дела были враждебны, несовместимы с феодальными порядками, отжившими свой век. |
Характерной особенностью немецкой классической философии является преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения и одновременно философское новаторство.
Преемственность по отношению к идеям Просвещения: | - рационально-теоретическое осмысление явлений духа и действительности; |
- систематическое и целостное объяснение мира, которое основывается на естественной упорядоченности и гармонии мира; | |
- критическое отношение ко всем социальным установлениям; | |
- гуманистические ценности. |
Философское новаторство: | - идея познавательной активности субъекта; |
- обоснование моральной и правовой автономии личности; | |
- идеи единства мира, тождества субъекта и объекта; | |
- принцип единства противоположностей; | |
- систематизация принципов и категорий диалектики; | |
- идея исторической закономерности; | |
- принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия; | |
- трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека. |
Основные черты немецкой классической философии: | - возрождение диалектических традиций (через обращение к античности); |
- переход от объективного и трансцедентального (выходящего за пределы эмпирического познания) идеализма (И.Кант) к объективному идеализму на основе диалектической методологии; | |
- обращение к истории как философской проблеме и применение диалектического метода (Г.Гегель) к исследованию истории; | |
- критика традиционной «рассудочной» метафизики и стремление представить философию как систему научного знания (И.Фихте, Г.Гегель). |
Представителями немецкой классической философии являются И.Кант, И.Фихте, Г.Гегель, Ф.Шеллинг, Л.Фейербах. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем.
Основные положения концепций представителей немецкой классической философии: | Иммануил Кант (1724-1804) – представитель объективного идеализма. Основные положения: -дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основании законов Ньютона; -выдвинул теорию о наличии границ познавательных способностей человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений; - выдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия; - сформулировал моральный закон («категорический императив»); - выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны. |
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) – представитель субъективного идеализма: - внёс большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание («Я-концепция»). | |
Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) – представитель объективного идеализма. Основные положения: - глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма; - выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе. | |
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – представитель объективного идеализма. Основные положения: - отождествил бытие и мышление; - выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма, распространённую в ряде стран Запада; - разработал диалектику – учение о всеобщем развитии, его основных законах и принципах. | |
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) – представитель материализма. Основные положения: - подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира; - выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесение на личность Бога нереализованных человеческих идеалов. |
Т.о., каждый из них создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем данные системы имеют общие черты.
Общие черты немецкой классической философии: | - своеобразное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Философия - критическая совесть культуры, «душа» культуры; |
- исследовалась не только человеческая история, но и человеческая сущность; | |
- отношение к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей; | |
- разработана целостная концепция диалектики; | |
- подчёркнута роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняты попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. |
Т.о., немецкая классическая философия является единым, относительно самостоятельным этапом развития философии, т.к. все её системы вытекают одна из другой, т.е. с сохранением определённой преемственности.