САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА. 5.1. Виды самостоятельной внеаудиторной работы:
5.1. Виды самостоятельной внеаудиторной работы:
- написание реферата – 20 ак.ч.;
- изучение материалов основной литературы – 10 ак.ч.;
- повторение лекционного материала – 4 ак.ч.;
- изучение материалов дополнительной литературы – 20 ак.ч.
Рекомендации по подготовке реферата
Реферативная работа выполняется студентом самостоятельно в течение семестра и представляется для защиты до экзамена. Реферативная работа должна быть завершена полностью, надлежащим образом оформлена и переплетена. Работа выполняется на листах стандартного размера (А4), текст печатается только на одной стороне каждого листа. Объем работы 20 листов, набранных шрифтом 14 размера Times New Roman, поля на листе слева – 2 см, справа, внизу, вверху – 1 см (машинописный стандарт), с полуторным межстрочным интервалом. По согласованию с преподавателем допускается рукописное оформление текста или электронная версия, предусматривающая процедуру свободного доступа и дистанционного обсуждения.
Первый этап работы заключается в формулировке темы, ее согласования с преподавателем, в предварительном ознакомлении с темой, составлении списка доступной литературы, разработки структуры реферата. По мере накопления собственной базы данных и соответствующей информации, можно переходить к непосредственному составлению текста. Структура работы должна включать в себя следующие компоненты: титульный лист, оглавление, введение, основную часть (тематически разделенную на главы и параграфы), заключение, список литературы и использованных источников. Во введении обязательно должны присутствовать следующие пункты: актуальность работы; цели и задачи работы, краткий обзор использованных источников и научной литературы. В заключении реферата автор формулирует свои выводы и предположения, выносимые на защиту, авторскую позицию, выработанную в ходе работы над данной темой. Список научной литературы должен содержать не менее четырех источников, прочтенных и осмысленных автором выполняемой семестровой работы. Студент готовит презентацию своего доклада на защиту реферата в формате Power Point, объемом 5-7 листов. Преподаватель в ходе защиты реферата выявляет степень реального изучения заявленных в работе литературы и источников, степень разработанности темы автором, отражение презентацией структуру и основные смысловые пункты работы. Наиболее характерные недочеты, которые выявляются при проверке реферата: использование устаревшей информации, ненаучной литературы, ненаучный стиль речи. Скопированная информация из какого-либо справочника или учебника, с сайтов – «копилок рефератов» в Интернете или с лазерных дисков, а также отсутствие ссылок на литературу и источники, на адреса сайтов в Интернете в реферате будут считаться существенным недостатком.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Текущий контроль
В процессе изучения курса студенты должны написать реферат, который оценивается в баллах и является составной частью итоговой оценки. За невыполнение задания ставится 0 баллов. Посещение одной лекции или семинара дает 1 балл. Отдельные баллы начисляются за активную работу на занятиях и посещаемость лекций. Шкала расчёта баллов приведена в Таблице 1:
Составные части зачёта | Сумма баллов | |
Посещаемость лекций | 1 балл * 16 занятий = 16 | |
Работа на семинарах/эссе | 4 балла * 8 занятий = 32 | |
Эссе | 0-5 | |
Реферат | 0-17 | |
Ответ на экзаменационный билет | 0-30 | |
ИТОГО: | 0-100 |
Примерные темы рефератов:
1. Значение истории философии для современности.
2. Сравнительный анализ основополагающих мировоззренческих принципов западных и восточных философских систем.
3. Эволюция понятия первоначала в ранней античной философии.
4. Пифагор и пифагорейцы: единство философии, математики и мистики.
5. Исторические судьбы пифагореизма.
6. Специфика древнегреческого атомизма (на примере учений Демокрита и Левкиппа).
7. Значение понятия «атом» для истории науки.
8. Софисты и Сократ: история взаимоотношений.
9. Этический рационализм Сократа. Значение феномена Сократа для европейской философии и культуры.
10. Платоновское учение об идеях: мифологические и философские аспекты.
11. Мировоззрение Платона.
12. Метафизика Аристотеля.
13. Этика и социальная философия Аристотеля.
14. «Энеады» Плотина и их влияние на становление христианского мировоззрения.
15. Гностики и их философско-культурологическое наследие.
16. Формирование нового образа человека в ранней христианской философии
17. Борьба реализма и номинализма в средневековой философии.
18. Влияние Фомы Аквинского на религиозно-философскую мысль западной Европы.
19. Философия Нового времени как философско-мировоззренческое прочтение ньютонианства.
20. Р. Декарт И.Ньютон: единство науки и философии.
21. Монадология Г. Лейбница: путь от механицизма к динамической картине мира.
22. Учение о «естественном состоянии человеческого рода», возникновении государства и собственности в философии Т.Гоббса и Дж. Локка.
23. Историческая роль философии Просвещения.
24. Особенности, перспективы и методологические ограничения эмпиристско-индуктивного метода Ф. Бэкона.
25. Немецкая классическая философия как философско-культурное образование.
26. Докритический период в развития философии И. Канта: основные произведения и идеи.
27. Сущность «коперниканского переворота» в философии, совершенного И.Кантом.
28. Вклад Ф.В. Шеллинга в диалектическое понимание природы. Философия естествознания Шеллинга.
29. Философия истории Гегеля.
30. Исторические судьбы философского наследия К. Маркса.
31. Специфика русской философии и ее роль в развитии российской и мировой культуры.
32. Роль М.В. Ломоносова в развитии российской науки и культуры. Философские идеи Ломоносова.
33. Размежевание славянофилов и западников и его отражение в философских дискуссиях.
34. Специфика философского учения B.C. Соловьева о Всеединстве.
35. Критика «отвлеченных начал» и обоснование цельного знания в философии B.C. Соловьева.
36. Философия Бердяева в контексте западных философских учений XX в. (философия жизни, феноменология, экзистенциализм, персонализм).
37. Философия жизни как новая онтология и новый мистицизм.
38. Специфика интуитивизма Н.О. Лосского.
39. Позитивизм в философии.
40. Влияние А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше на судьбы философии и искусства XX в.
41. Неокантианство и его критическая ревизия философии И. Канта.
42. Проблема «маленького человека» в экзистенциально ориентированной философии и литературе.
43. Проблема абсурда и ее отражение в философии А.Камю.
44. Онтологизация бессознательного в философии З.Фрейда.
45. Основные методы психоанализа.
46. Классический фрейдизм и его исторические судьбы.
47. Философия науки в XX в., ее основные идеи и перспективы развития.
48. Полемика сциентизма и антисциентизма в философии и культуре ХХ века.
49. Игра как основание культуры (на примере работы Й.Хейзинги «Человек играющий»).
50. Постмодернизм в философии и культуре.
51. «Бытие» и «не-бытие» как два возможных типа философствования.
52. Метафизика и ее судьба в культуре ХХ века.
53. Синергетическая модель природного бытия: онтологический статус категорий «порядок» и «хаос».
54. Информация и ее статус в современной культуре.
55. Циклическая, линейно-эсхатологическая и линейно-технологическая модели пространства и времени: сравнительный анализ.
56. Христианский эволюционизм Т.де Шардена и его влияние на современную культуру.
57. Основные идеи русского космизма.
58. Массовое сознание и информационные технологии: возможности манипулирования.
59. Сознание и мозг: перспективы информационного подхода.
60. Проблема соотношения телесного и духовного в современной культуре.
61. Феномен любви в различных культурных традициях.
62. Танатология как новое знание о смерти.
63. Специфика современной философской антропологии.
64. Основные религиозные познавательные практики.
65. Дилемма эмпиризма и рационализма в истории философии.
66. Проблема истины в философии постмодернизма.
67. Место и роль феномена антинауки в современной культуре.
68. Концепция социальной стратификации П.Сорокина.
69. Историческая антропология (философская школа «Анналы» и ее вклад в социальную философию ХХ века).
70. Теория «осевого времени» К.Ясперса и ее влияние на социально-философскую мысль ХХ века.
71. Становление историзма: основные вехи.
72. Философия экономики.
73. Философия культуры.
74. Философия политики.
75. Феноменология.
76. Философия менеджмента:интерпретация ответственности и необходимости.
77. Религиозное и мифическое как источник этики.
78. Концепция справедливости в современной философской мысли.
79. Современная французская философия.
80. Неокантианство.
81. Неокартезианство.
82. Неогегельянство.
83. Идеи о современном обществе М. Хайдеггера.
84. Идеи о современности Ю.Хабермаса.
Итоговый контроль
Для контроля усвоения данного курса учебным планом предусмотрен экзамен, который складывается из ранее полученных баллов и баллов за ответ на вопросы экзаменационного билета. Максимальный результат освоения дисциплины равен 100 баллам. Шкала перевода оценки знаний по 100-балльной системе в эквивалент пятибалльной системы приведена в Таблице 2:
Баллы по 100-балльной системе | Пятибалльная система оценки |
90-100 баллов | Отлично |
75-89 баллов | Хорошо |
51-74 баллов | Удовлетворительно |
<=50 баллов | Неудовлетворительно |
Список вопросов к экзамену:
1. Мировоззрение и его структура. Исторические формы мировоззрения.
2. Философское учение о материальности мира. Эволюция учения о материи.
3. Мифология как дофилософский способ духовного освоения мира.
4. Проблема единства мира в философии. Монизм и дуализм.
5. Атрибуты материального мира: движение, пространство, время.
6. Философия, ее предмет и основные функции.
7. Проблема сознания в философии. Идеальное как атрибутивная характеристика сознания.
8. Философия и наука: проблема взаимосвязи.
9. Отражение как свойство реального мира. Специфика психического отражения.
10. Вечность философских проблем. Основной вопрос философии и способы его решения.
11. Сознание и бессознательное в учениях З.Фрейда, К.-Г.Юнга, Э.Фромма.
12. Сознание и самосознание. Активность и креативность сознания.
13. Диалектика как учение о развитии и метод освоения действительности.
14. Особенности развития Византийской философии. Средневековая патристика.
15. Особенности развития древнеиндийской философии. Буддизм как философия и религия.
16. Диалектика как система принципов, законов и категорий.
17. Традиционализм и практицизм древнекитайской философии.
18. Гносеология как учение о познаваемости мира. Априоризм и агностицизм.
19. Натурфилософия и космоцентризм античной философии («досократики»).
20. Софисты и Сократ.
21. Классический период в развитии античной философии. Платон и Аристотель.
22. Диалектика познавательного процесса. Проблема единства чувственного и рационального. Сенсуализм и рационализм.
23. Теоцентризм средневековой философии. Патристика как переломный этап в развитии новоевропейского мышления. Августин Блаженный.
24. Проблема веры и разума в схоластической философии. Номинализм и реализм. Учение Ф.Аквинского и современный неотомизм.
25. Научное познание как специфический способ познавательной деятельности. Особенности научного познания: субъект, объект, язык, методы, формы.
26. Проблема истины в философии. Основные концепции истины.
27. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания. Формы научного познания.
28. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения. Пантеизм Н.Кузанского.
29. Метод и методология. Общенаучные, эмпирические и теоретические методы исследования.
30. Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
31. Общество как предмет философского анализа. Многообразие философских подходов к пониманию социума.
32. Социально-политические идеалы философии Просвещения: Т.Гоббс и Дж.Локк.
33. Человек как философская проблема. Проблема сущности и существования в человеческом бытии.
34. Философия И.Канта и ее значение для современности.
35. Общество как саморазвивающаяся система. Структура общественной жизни.
36. Система и метод в философии Гегеля. Диалектика как учение о саморазвитии.
37. Общество как история. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию логики исторического процесса.
38. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
39. Основные проблемы философии марксизма.
40. Философия «серебряного века».
41. Будущее человечества и реальный исторический процесс. Общественный прогресс и его критерии.
42. Материализм и идеализм: исторические формы и разновидности.
43. Философия славянофилов и западников.
44. Человек как единство биологического и социального. Смысл жизни. Проблема жизни, смерти и бессмертия.
45. Культура и цивилизация. Перспективы развития современной цивилизации.
46. Неклассическая философия как выражение духовной ситуации европейского общества конца ХIХ – начала ХХ вв.
47. Проблема человеческого бытия в экзистенциальной философии.
48. Идея космизма в русской философии.
49. Глобальные проблемы современности и пути их разрешения.
50. Социально-политическая сфера жизнедеятельности общества. Политика и власть.
51. Философия науки и позитивизм. Основные школы позитивизма.
52. Роль экономической сферы в жизнедеятельности общества. Проблема собственности.
53. Истоки и специфика русской философии.
54. Философия «всеединства» в творчестве русских мыслителей.
55. Правовое государство и концепция гражданского общества. Роль идеологии в жизнедеятельности социума.
56. Виды и формы бытия. Проблема взаимосвязи объективной и субъективной реальности.
57. Духовная жизнь общества. Взаимосвязь форм общественного сознания.
58. Метафизика и онтология. Бытие и небытие как фундаментальные характеристики реальности.
59. Философия культуры в творчестве И.А. Ильина
60. Идеалы и ценности, их сущность и назначение в обществе