Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-национальной идентичности в современном мире. Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком
Понятие цивилизации происходит от латинского слова "civis" - "гражданин". По мнению большинства современных исследований цивилизация обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. В диалектико-материалистической Ф-ии и социологии цивилизация рассматривается как совокупность материальных и духовных достижений общества, преодолевшего уровень дикости и варварства. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком окультуренную природу и средства этого преобразования человека усвоившего их и способного жить в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и преобразование.
Традиционными обычно принято называть те цивилизации, где жизненный уклад ориентирован медленными изменениями в сфере производства, консервацией культурных традиций, воспроизведением часто на протяжении многих столетий сложившихся социальных структур и образа жизни. Традиционные культуры не знали автономии личности и прав человека. Древний Египет, Китай, Индия, государство Майя, мусульманский Восток эпохи средневековья - образцы традиционных цивилизаций. К числу традиционных обществ принято относить все общество Востока.
Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. Этот тип цивилизованного развития сформировался в европейском регионе, его часто называют западной цивилизацией. Но он реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, поэтому используется понятие "техногенной цивилизации", поскольку ее важнейшим признаком является ускоренный научно-технический прогресс. Технические, а затем и научно-технические революции делают техногенную цивилизацию чрезвычайно динамичным обществом, вызывая часто на протяжении жизни нескольких поколений радикальное изменение социальных связей - форм человеческого общения. Глубинные ценности техногенной цивилизации складывались исторически. Идея преобразования мира и подчинения человеком природы была главной в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории, вплоть до нашего времени.
Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, в традициях, способах делового и бытового поведения. Они образуют механизм, гарантирующий функциональную стабильность общества. Цивилизация определяет общее в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий. Культура - есть выражение индивидуального начала каждого социума. Если функция цивилизации - обеспечение общезначимого, стабильного нормативного взаимодействия, то культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках каждой данной общности. Таким образом, цивилизация - это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.
32. Соотношение культуры и цивилизации: варианты интерпретаций. Тупики и противоречия современной техногенной цивилизации. Поиски новой модели социокультурного развития человечества.В современном философском языке понятия «культура» и « цивилизация» — одни из самых распространенных и многозначных. Термин «культура» (лат. culture) переводится как «возделывание, обработка, развитие, почитание» и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» (лат. civilis — гражданки, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в. С точки зрения наиболее распространенного и выражающего сущность самого человека деятельного подхода культура рассматривается как: 1) Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе;
2)качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская, русская культура и т.д.);
3)особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая, политическая культура).
Цивилизация может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства. Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека. Цивилизованный человек — тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его свободы. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную. Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных рядоположенных процесса. Генетически цивилизация «произрастает» из культуры, она есть в некотором роде культура. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный — необходимый признак культуры Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути — от воздействия на природу в се физическом виде обратиться к человеку, его нефизическому бытию. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.
Техногенная цивилизация характеризуется:
1)темпы соц. развития ускоряются (экстенсивное развитие сменяется интенсивным).
2)В культуре ценности - новации, новые идеи, традиция уходит на 2-ой план.
3)Активное использование техники.
33. Проблема будущего в духовной культуре человечества. Разнообразие форм, путей и методов постижения будущего. Вненаучное и научное предвидение. Прогностическая информация как средство манипуляции массовым созн.люд.
Нынешний этап общественного развития, характеризующийся стремительными темпами социального и научно-технического прогресса, со всей остротой ставит вопрос о будущем человеческой цивилизации. Предвидение будущего продиктовано сегодня той реальной опасностью, которая сложилась на планете в результате нарастающего загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, тех социальных противоречий, которые непосредственно угрожают существованию людей. Именно поэтому концепции общественного прогресса, его критериев и перспектив развития общества имеют не только и не столько теоретический, но и жизненно практический смысл.
Исторический пессимизм прослеживается в различных философских учениях древних, так или иначе связанных с религиозным миропониманием о конце света. Жизнь человечества представлялась здесь как движение от безвозвратно потерянного рая до страшного суда. В «Откровении св. Иоанна Богослова» этот мотив выражен вполне отчетливо: «Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»
Вера в исторический прогресс связана с эпохой Возрождения, давшей образцы достижений науки, искусства, ремесел и ознаменовавшей идеал восходящею торжества разума. Обоснованию этой идеи посвятили свои работы Дж.Пристли, М.Кондорсе. И.Г.Гсрлср и другие мыслители, хотя особое место она заняла в творчестве Гегеля. Согласно Гегелю, история есть закономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи уникальной, представляет собой необходимую ступень в развитии человечества.
В 20 в. широкое распространение получили концепции цикличности человеческой истории, в которых всемирная история выступает лишь как совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций, развитие которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения (А.Тойнби). Спасением от гибели цивилизации может послужить, согласно А.Тойнби, духовное - совершенствование человечества на пути создания единой синкретической религии будущего.
Многие современные философы просматривают перспективы будущего человечества сквозь призму концепций информационною общества. В качестве его характерных черт выделяют: возможность любого субъекта получить на основе автоматизированного доступа и современной технологии необходимую информацию: развитие инфраструктуры обеспечения информационными ресурсами социальных действий в различных сферах общественной жизни; процессы ускоренной компьютеризации и электронизации общества, автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; радикальные преобразования не только в производстве и технологии, но ив социокультурных структурах
Осмыслению возможных путей развития человечества особое внимание уделяется в связи с обострением экологической ситуации. В последнее время появилось множество футурологических концепций, в основе которых лежит глубокий пессимизм и неверие в пути спасения цивилизация. Показательна в этом плане классическая работа Дж.Форрестсра «Мировая динамика», в которой показано, что при сохранении нынешних темпов развития общества примерно с середины следующего века начнется резкое увеличение смертности из-за недостатка продовольствия, истощения природных ресурсов, чрезмерного загрязнения окружающей среды.
Манипулирование сознанием возможно только благодаря контролю за информацией и коммуникацией, которые определяют установки, представления, правила и образцы человеческой деятельности. При этом "до пробуждения народа от сна нет манипуляции". Манипуляция, как правило, нацелена на то, чтобы заставить большинство (или меньшинство) участвовать (или не участвовать) в укоренившейся практике. Она есть одно из основных средств социального контроля и базируется прежде всего на жестком использовании информационного аппарата и аппарата формирования идей. Информация сегодня - это источник реальной силы, поэтому тот, "кто владеет информацией, владеет всем".Более продвинутые способы манипулирования предполагают предварительное "изготовление" мнений или желаний, закрепление их в массовом сознании и их последующую целенаправленную активизацию. В результате такого воздействия люди превращаются в марионеток в процессе так называемой "роботизации". Они утрачивают самостоятельность суждений, критичность; программируются на определенные реакции в ответ на заранее спланированное и подготовленное влияние манипулятора. Рычагами роботизации могут быть стереотипы массового сознания, индивидуальные установки, унифицированные способы мышления, активизированные готовые "программы" стереотипного поведения и т.д. Результатом всего этого становится деиндивидуализация и деперсонализация субъектов.