Место средневековой философии в духовной культуре общества
Основные черты и школы античной философии: натурфилософский, классический и эллинистический периоды.
На протяж VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Под античной философией понимают совокупность фил. учений,выработанных в Др.Греции и Др.Риме. Выделяют 3 этапа: 1 - возникновение и становление VII-V в. до н.э. 2 - развитие зрелой классики V-IV в. до н.э. 3 – элленистический III в. до н.э.-VIв н.э.
Основные школы: - Милетская школа (Фалес,Анаксемандр, Анаксеменд)
- Пифагора школа: впервые употребляется понятие фил-я.Первоначало мира видел в часе.
- Эллейская школа (Парменид, Зинон).Основной вывод школы: бытие есть, а небытие -нет.
Бытие не имеет начало и конца. Оно вечно. Бытие непрерывно. Бытие - неизменно,неподвижно.Любое изменение означает его поворот в сторону небытия.Бытие - едино,целостно.
Софисты: они переключаются на проблему человека и в центр исследования ставят слово. Горгий, Протагор: осн полож их теории: Человек есть мера всех вещей, которые существуют т.к. они существуют, и которые не существуют, т.к. их нет. Впервые разделили законы природы и законы, созданные обществом. Софисты обращаются к мышлению человека. Протагор: утверждал, что всё возникает из-за чего-то или в связи с чем-то. Вещи он представлял как материю, которая меняется, но и человек тоже является изменяющейся материей. Человек есть мера всех вещей. Материя изменчива и текуча, мысли тоже. Абсолютной истины нет, но существует относительная истина. Протагор говорит, что наше познание зависит и от самого предмета, а также и от сознания которое формируется у человека.
Сократ: критиковал натурфилософию: если вода является источником всех вещей то откуда она сама взялась? Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек. В центр он ставит нравственные проблемы.Ирония Сократа: с помощью неё он порождал у своих собеседников сомнение в истинности всяких общепринятых мнений. Сократ пытался определить, что такое добро или справедливость. Сократ утверждал что только добродетельный человек может быть счастливым. Учение Платона несостоятельно, т.к. восприятию доступен единичный экземпляр вида, который человек воспр-ет чув-но, но никак не сам этот вид. Мудрость состоит в познании блага, которое является достоянием любого отдельного лица, а целью жизни является не богатство, а спокойствие, основанное на отрешении от имущества, от наслаждения и т.п.
С 4 века до н.э. начинает складываться так называемая эллинистическая философия.Прежде всего к эллинистической философии относят стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Позже появляются неоплатонизм и гностицизм. Эпикуреизм возникает в 4-3 веках до н.э. и существует вплоть до 4 века н.э. Родоначальник - Эпикур. Счастье для Эпикура – это служение себе, это самодостаточность индивида. Вершина счастья - безмятежный покой, полное отсутствие страдания. Отсутствие страданий тела и души как предел удовольствия достижимо с помощью разума. Философия как выражение разума становится "практической" философией. Человек стремится к удовольствиям различного рода. Есть удовольствия неестественные и не обходимые (жажда власти). Существуют удовольствия естественные, но не обходимые (красивая одежда). Этих удовольствий нужно избегать, ибо они вызывают в душе пагубное для человека волнение. Стремится надо только к естественным и необходимым удовольствиям (утоление голода). Такие "ограниченные" удовольствия избавляют человека от многих ненужных волнений, делают его независимым, ничто не возмущает его покой. Удовольствия активные и пассивные. Процесс еды - удовольствие активное, много ценнее пассивное удовольствие, успокоение после еды. Также и любовь как активное наслаждение надо предпочесть дружбе – удовольствию пассивному. Скептицизм основан Пирроном (4 в. до н.э.). Просуществовал до 3 века н.э. Невозмутимость, покой, безмятежность, предельный случай которых - смерть, также являются идеалом для скептиков. Стоицизм возник в конце 4 века до н.э. и просуществовал до 3 века н.э. В течении стоицизма принято выделять три периода: Древняя Стоя (Зенон), Средняя Стоя (Посидоний), Поздняя Стоя (Сенека, Аврелий). Человек, чтобы быть достойным прекрасного и гармоничного целого, должен во всём следовать природе - отрешиться от житейских волнений, хаоса жизни, уйти в себя. Идеальное состояние мудреца - апатия (отсутствие страданий). В результате длительного самовоспитания мудрец становится способным управлять собой, следовать лишь разуму.
Место средневековой философии в духовной культуре общества.
Эпоха средневековья хар-ся сильным влиянием религии на все стороны духовной и общественной жизни, и том числе и на философию. Это нередко называют философией теоцентризма. В римской империи зарождается новая христианская религия, главным мотивом которой духовное спасение человека, которое осуществляется после его смерти. Христианство – монотеистическая теория, в отличая от греческой или римской. Это обстоятельство делает ее достаточно отвлеченной и абстрактной теорией, что ведет к введению промежуточного звена, избранника, “Иисуса Христа”. Центральной проблемой средневековой философии выступает проблема божественного бытия – что есть Бог ? Принято выделять две точки зрения:
1. Бог отождествляется с абсолютным разумом. Бог однажды создал совершенный мир, и происки дьявола вносят в него несовершенство. С этой точки зрения понятия носят объективный характер, это универсальные реалии, которые предшествуют вещам. Это направление получило название средневекового реализма, представителями которого были Ансельм Кетнарберийский, Фома Аквинский
2. Бог есть абсолютная воля, который постоянно творит, делая его более совершенным, а дьявол препятствует ему в этом. Здесь бог подобно мастеру все более совершенствует свое творение. В этом случае вещи - божественного происхождения, а понятия о них – простые имена. Эта точка зрения получила название номинализм, наиболее яркими представителями которого являлись: Уильям Оккал и Жан Буридан. Они отвергали каноны существующей тогда церкви. Начиная с 11 – го века в Европе начали появляться первые университеты, в кот.были следующие факультеты: богословский (самый престижный), юридический и медицинский. В этих университетах сосредотачивались и развивались основные научные знания, которые в основном сводились к чтению священных книг. Но несмотря на религиозную мистику, “время мракобесия”, философия средневековья – это шаг вперед, потому как через веру осознавалась субъективная реальность, духовный мир, человеческое Я, которое впоследствии стало центральной проблемой философии.