Философия в системе культуры. Предмет и функции философии
Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ
Тема 1
ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Мировоззрение, его исторические формы. Структура мировоззрения.
Философия в системе культуры. Предмет и функции философии.
Философия в системе культуры. Предмет и функции философии.
Философия марксизма.
Требования к компетентности:
знать основные подходы к определению предмета философии; уметь обосновывать значимость философии в жизни человека и общества.
уметь обосновывать взаимосвязь философии и мировоззрения;
знать и уметь характеризовать основные исторические типы мировоззрения, его компоненты;
знать проблемное поле философии, основные философские категории и универсалии культуры, функции философии как социокультурного феномена;
знать и уметь обосновать фундаментальные характеристики философии, творческий характер философского мышления;
уметь раскрыть взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии, других феноменов культуры.
Мировоззрение, его исторические формы. Структура мировоззрения.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения. Мировоззрение – не просто знания о мире и человеке, но и оценка человеком своего места, положения в мире, своей роли, предназначения. Мировоззрения нет, если нет этого ценностного отношения человека к миру.
В структуре мировоззрения можно выделить 4 основных компонента:
1) познавательный: знания – повседневные, профессиональные, научные.
2) ценностно-нормативный компонент: ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т.д.
3) эмоции и воля - основа психологической установки на готовность действовать;
4) практический компонент:реальная готовность человека к определённому типу поведения в конкретных обстоятельствах.
Выделяют:
– жизненно-практический уровень (он складывается стихийно и основывается на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте) мировоззрения.
– теоретический – философский.Философия не сводится к мировоззрению, но составляет его теоретическое ядро.
Итак, важнейшими компонентами мировоззрения являются знания, ценности, убеждения.
Исторические формы мировоззрения.
Мифология – исторически первая форма мировоззрения. Возникает на самой ранней ступени общественного развития. Миф –это специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. Миф объясняет и осваивает мир в форме художественных образов. Он отвечает на вопрос об устройстве мира и космоса, о происхождении человека и ремесла, соединяет в себе знания и художественные образы, мысли и эмоции, реальность и фантазию.
Назначение мифа:установлениегармонии между человеком и миром, обществом и природой, обществом и человеком; формирование чувства сопричастности человека миру; обеспечение духовной связи поколений, непрерывности культуры; сохранение традиций; закрепление определённой системы ценностей, норм поведения в конкретных ситуациях.
Религия– это мировоззрение а также соответствующее поведение и культ, которые основываются на вере в существование богов или духов.
Третьей исторически сложившейся формой мировоззрения является философия. Она унаследовала от мифологии и религии всю совокупность мировоззренческих вопросов – о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире, смысле и цели его жизни и т.д. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения – с позиции разума, рациональной рефлексии и оценки. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, она есть рационально-критическая форма мировоззрения.
Характерные признаки философии:
универсализм -универсальное знание о мире, об-ве и ч-ке;
субстанционализм -стремление философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало.
Сомнение - философы всё ставят под сомнение для того, чтобы проверить, насколько правомерны, надежны и прочны человеческие установления, отбросить отжившие и поставить на более прочный фундамент те установления и знания, которые выдержали проверку.
Философия в системе культуры. Предмет и функции философии.
Слово «культура» восходит к латинскому«culture», что означает возделывание, обработку почвы. Впоследствии, в 45 г. до н.э., Цицероном этот термин был перенесён на человека и стал обозначать еговоспитание и образование. Понятие «культура» как явлениесозданное, неприродноеначали противопоставлять понятию «природа». Культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, философия, наука, искусство, техника, предметы быта, язык, традиции и др.).
Основные формы культуры – мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, экономика, наука, философия и др. Каждая из перечисленных форм удовлетворяет определённую общественную потребность.
Философия– форма культуры, которая создает обобщённую картину мира и места человека в нем, изучает возможности человека познавать и преобразовывать действительность, разрабатывает понятия, категории мышления человека и др. В переводе с греческого языка обозначает любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia – мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона.
Первоначально понятие «философия» означало совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философские знания древних охватывали как практические наблюдения и выводы, зачатки наук, так и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска единой основы для всех явлений мира.
Основные темы и направления философии, предмет ее:
1) раскрытие сущностимира, принципов его устройства; поиск первоосновы всего существующего.
2) осмысление спецификичеловеческого бытия в мире, смысла существования человека в мире.
3) проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.
4) рассмотрение социальных и межличностных отношений, в систему которых включен человек. В ряду этих вопросов важнейшие – общество, его структуры, развитие, и др. Все эти обозначенные проблемы философии присутствуют в той обобщающей формулировке основных тем философии, которую дал Кант: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? что есть человек?
Функции философии:
Мировоззренческая –философия способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром и другими людьми.
Познавательная – философия адекватно достоверно познает действительность.
Методологическая– философия вырабатывает принципы, правила, методы познания
Критическая – философия подвергает сомнению наличное знание.
Конструктивно-эвристическая –философия помогает строить новые теории.
Аксиологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – моральных, этических, идеологических и т.д.
Социальная– философия исследует общество, историю, современное состояние, выявляет его структуру, движущие силы.
Воспитательно-гуманитарная функция – культивирование гуманистических ценностей и идеалов, формирование ценностных установок и ориентаций человека, поиск смысла жизни человека.
Прогностическая функция – на основании критического анализа прогнозирует тенденции развития.
3. Специфика философских проблем и структура философского знания
В общем виде специфика философской проблематики указана уже в самом термине «философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Любить мудрость – это:
Не полагаться лишь на авторитет, веру, традицию. Он стремится сам, силой своего индивидуального мышления проникнуть в тайны мироздания. Философия всегда персональна. Она несёт на себе отпечаток личности и мировоззрения автора.
Основанием философии является знание, а не вера. Философия является формой критического отношения к миру, она не довольствуется лишь констатацией существующего, она нацелена на выяснения первопричин. Философия – форма рационально-теоретического знания.
философия именно отношение человека к миру делает своим непосредственным предметом. Философия – это знание о месте и роли человека в мире.
Это вечные философские проблемы.
Таким образом, философия – это рационально-критическая форма мировоззрения, осмысливающая сущностные основания мира и культуры, а также статус человека в мире посредством теоретического (рефлексивного) знания.
В структуре философского знания выделяют 4 основных раздела: онтология, гносеология, философская антропология и социальная философия.
Онтология – это философское учение о бытии. В него входят вопросы: что такое сознание, что есть человек, что такое материя, пространство, время, движение.
Гносеология– это философская теория познания. В ней исследуются следующие проблемы: познаваем ли мир в принципе, безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы; как мы получаем знание о мире.
Философская антропология ориентирована на исследование специфики бытия сознания, сущности человека и многообразия форм его бытия в культуре; соотношения биологического, социального и духовного в человеке.
Социальная философия– исследование общества как целостной самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, анализ механизмов развития общества и многообразие форм его исторического развития.
Тема 2