Философские категории и универсалии культуры. Основные функции философии
Категории (высказывания, признаки) – наиболее общие понятия, фиксирующие всяческие свойства и отношения. Категории должны быть в меру устойчивы и, в то же время, откликаться на изменения в познании. У каждой школы специфический набор категорий. Примеры категорий: количество, качество, сущность…
Категории – результат рефлексии над другими самыми общими понятиями — мировоззренческими универсалиями или универсалиями культуры (общечеловеческими, присущими данной эпохе, групповыми или личными). Философия вообще имеет дело не столько с предметами, сколько с универсалиями культуры, систематизируя и обобщая их (до общечеловеческого). И даже выступает наукой о возможных мирах, чем и готовит нас к «любым переменам».
Универсалии культуры помогают селекционировать (отбирать) нужные знания, образуют костяк (структуру познания), создают образ мира. Примеры универсалий: бытие, время, человек, свобода.
Внимание: Если кого-то заинтересует: 1) Не являются ли «универсалии культуры» измышлениями авторов? и 2) Видел ли эти универсалии хоть кто-нибудь? То следует отвечать: «Нет, не являются!» и «Да, но не видел, а умозрил». На уточняющий вопрос: «Откуда ж они взялись?» – нужно ответить «От дяди Стёпина В.С. – видного всесоюзного академика от философии из Беларуси!». Осталось, впрочем, не выясненным, являются ли «универсалии культуры» философской категорией, и если да, то результатом рефлексии над какими универсалиями культуры? Вероятно, над всеми ли сразу…
Основные функции философии :
— мировоззренческая (интегратор мировоззрения);
— методологическая (дарует методику мышления, теоретической деятельности); Внимание: Этот пункт особо близок и дорог нашим авторам, как направление их собственной «философской» специализации. Поэтому именно здесь доказывается, что философия важна для всех, как бык-производитель «эвристических идей» (открытий) в других науках, третейский судья между враждующими гипотезами, пограничник-таможенник на границах духовной культуры, решающий «пущать – не пущать». Любые сомнения в реальном исполнении указанных функций для экзаменуемого чреваты негативными последствиями.
— оценочно-критическая. Внимание:Если кому-то показалось, что и мировоззренческая, и методологическая функции уже содержали в себе «критику-оценку», а этот пункт лишь подпункт двух предыдущих пунктов – боритесь с собой, дабы не смущать экзаменатора собственным «многоумием».
Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вторую часть вопроса № 3 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета:«Предмет философии и ее социокультурные функции».
Проблема начала философии. Основные концепции генезиса философии.
Авторы полагают, что история философии – это 25 веков. По крайней мере, она ‑ одна из древнейших форм духовной культуры. Осевое время Ясперса (якобы VIII-II века до н.э. – то есть 22-28 веков!) авторы рассматривают как эпоху формирования философии.
Условия возникновения философии: развитой рынок, выделение ремесла и умственного труда, государство с писанным безличным (писанным, не взирая на лица) правом, формирование элит.
По Платону и Аристотелю, начало философии – удивление. Оно же «психологический источник» философствования. А духовный источник – переход от мифа к логосу (рациональному познанию).
Для философии-де требовалось достаточно свободного времени, а философия по Аристотелю лучшее времяпровождение.
Основные концепции генезиса (происхождения) философии:
— мифогенная (из осмысления мифов);
— гносеогенная (из обобщение результатов познания);
— гносеогенно-мифическая (из всего, включая мифы и знания).
Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на первую часть вопроса № 2 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета:«Генезис и специфика философского мировоззрения».
КомментариЙ: Неизъяснимо в своей загадочности Ясперсово «осевое время», породившее философию сразу во многих местах. Исторический фатум какой-то! Подробности этих беспрецедентных родов – сокрыты во тьме веков, что позволяет рядовому экзистенциалисту ограничиться фразой «Пробил час!»
Однако от себя заметим, что все это происходило за пару веков до Александра Великого да еще и в пределах-окрестностях его будущей империи. Здесь и разгадка: это был не массовый наплыв философов из космоса, а подвиг одного Героя, оставившего после себя цивилизацию, способную сохранять философское наследие более двух веков.
Но наши авторы знают не только теорию Ясперса, но и некоторые другие объяснения зарождения философии, особенно традиционно-марксистские, то есть социально-экономические. Поэтому заучивать надо в комплексе и про осевое время, и про обожаемое марксизмом «свободное время», образовавшееся в результате разделения труда, а также про античное удивление и про мифы с обыденными знаниями, подвергшиеся внезапному философскому осмыслению, и т.д., и т.п.