Тема 10. Западная философия в контексте культуры ХХ в.
Лекция
1.Философское осмысление проблем развития культуры в постмодернизме, постструктурализме. 2.Критическое переосмысление статуса философии и науки в неопозитивизме и постпозитивизме. 3.Философские поиски экзистенциалистов ХХ в. (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс).
Семинар
1.М.Хайдеггер и критический опыт переосмысления трагизма и драматизма человеческого существования.
2.А.Камю и тема абсурдного существования человека. 3.Философский анализ экзистенциализма трагизма человеческого существования в условиях пограничной ситуации (Ж.П.Сартр, К.Ясперс).
СРС
1).Подготовка к индивидуальной презентации: 1.Философское осмысление культурных трансформаций и кризиса западной культуры ХХ в. в философии ХХ в. 2. Философский анализ состояния культуры в условиях массовой культуры (Г.Маркузе, Франкфуртская школа) 3.Проблема развития науки в философии ХХ в: неопозитивизм, постпозитивизм. 4.Психоанализ: бессознательное и коллизии, драматизм «несчастного сознания». 2)Подготовка философского эссе (по желанию):1..Э.Гуссерль о кризисе европейской науки, философии и культуры. 2.Философия структурализма и постструктурализма. 3.Проблема контаминации власти и знания в философии М.Фуко. 4.Философия постмодернизма и критический анализ оснований западной культуры. 5.Работа А.Камю «Посторонний». 3).Решение задач и упражнений. 4).Ответы на тесты.
СРС-п
1).Индивидуальная презентация: 1.Философское осмысление культурных трансформаций и кризиса западной культуры ХХ в. в философии ХХ в. 2. Философский анализ состояния культуры в условиях массовой культуры (Г.Маркузе, Франкфуртская школа) 3.Проблема развития науки в философии ХХ в: неопозитивизм, постпозитивизм. 4.Психоанализ: бессознательное и коллизии, драматизм «несчастного сознания». 2)Проверка философского эссе (по желанию): 1..Э.Гуссерль о кризисе европейской науки, философии и культуры. 2.Философия структурализма и постструктурализма. 3.Проблема контаминации власти и знания в философии М.Фуко. 4.Философия постмодернизма и критический анализ оснований западной культуры. 5.Работа А.Камю «Посторонний». 3).Решение задач и упражнений. 4).Ответы на тесты3).Проверка задач и упражнений. 4).Проверка ответов на тесты
Задачи и упражнения
1. «нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но и такой, каким он хочет стать» /Ж.П.Сартр/. Раскройте смысл этого высказывания. 2. В романе «Тошнота» Ж.П.Сартр писал: «Ад - это другие». Как, по- вашему мнению, французский философ решает проблему соотношения индивида и общества?
Литература
1.Баженов Л.Б. Размышления при чтении Поппера. // Вопросы философии. 2002.№4
2.Бубер М. Я и Ты. // Философский альманах. М. 1992
3.Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философии 20 века. М. 1998.
4.А.Камю Миф о Сизифе. М. 2003
5.Проблема человека в западной философии. М. 1989
6.Сартр Ж.П. Бытие и ничто. //Философские науки. 1989. №3
ІІІ.Основные проблемы философии.
Неделя 11
Тема 11.Философия бытия. Проблемы теории диалектики.
Лекция
1.Онтология как учение о бытии, ее проблемы и основные понятия. Формы бытия. 2. Особенности и дихотомии человеческого существования. 3.Диалектика как система, ее основные принципы и законы.
Семинар
1.Проблема и понятие бытия в философии. Основные формы бытия. Бытие как бытие человека и специфика бытия человека. 2.Философское понимание субстанции, материи. Способы и формы бытия материи. 3.Сущность и природа сознания, его структура. Духовный мир человека, его основные характеристики. Антимония тела и духа и поиск их согласования.
СРС
1).Подготовить глоссарий: «Основные категории диалектики» и привести 1-2 примера на категории диалектики:Развитие и движение,единичное и общее, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность 2).Подготовить индивидуальные презентации: 1.Исторические типы диалектики. Основные варианты диалектики в ХХ в. 2.Основные законы диалектики 3.Сущность категорий диалектики 4.Диалектика как логика и методология познавательной и практической деятельности человека. 3).Решение задач и упражнений. 4).Ответы на тесты.
СРС-п
1).Проверка глоссария: «Основные категории диалектики».2).Индивидуальные презентации: 1.Исторические типы диалектики. Основные варианты диалектики в ХХ в. 2.Основные законы диалектики 3.Сущность категорий диалектики 4.Диалектика как логика и методология познавательной и практической деятельности человека.3) Проверка задач и упражнений. 4).Проверка ответов на тесты
Задачи и упражнения
1.«Все где либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя различное и противоположное». Какой закон выражен в этом высказывании Г.Гегеля? 2.Какой закон диалектики выражен в этом древнеиндийском афоризме: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает мысль, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку». Эти правила морали выразите в категориях диалектики. 3. «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я – ничего. В 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец- ничего. А когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое- что». Каким законом диалектики можно обозначить это воспоминание Марка Твена и сравните его с афоризмом Сократа: «Я знаю то, что ничего не знаю».
Литература
1.Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988
2.Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса. // Вопросы философии. 2001. №6
3.Коган Л.А. Закон сохранения Бытия// Вопросы философии. 2001. №4
4.Поппер К. Квантовая теория и раскол в физике. М., 1998
5.Сартр Ж.П. Бытие и ничто.
6.Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т.20
Неделя 12