Гносеологическая парадигма
Основные парадигмы философии. Определение парадигмы.
История философии это история возникновения философских систем, в каждой из которых представлены специфические способы теоретического видения мира и человека. Представлены принципы практического действия. Появление каждой новой теории не устраняет функционирование ранее появившиеся, поэтому философский исторический процесс является процессом конкурирования взаимодействия, взаимовлияния различных философских идей.
"Философская мысль не умирает и не уносится рекой забвения, если через открытое ею окно на мир смотрит хотя бы один человек", однако несмотря на то что каждая философская концепция оригинальна, в философии можно выделить относительно устойчивые типы философствования и с этой целью можно воспользоваться терминомпарадигма, введённым американским философом социологом - Томас кун в 1962 году в книге «структура научных революций». Сам Томас Кун определял парадигму как:
· как совокупность базисных теоритических взглядов;
· выполнение исследований ставших классическими образцами;
· как совокупность методологических средств , признаваемых и используемых научным сообществом.
В философии парадигмы связываются: во-первых с определенными задачами, проблемами, которые стоят перед философом, во-вторых с методами которые используются при решении задач.
Сущность парадигмы в том, чтобы ориентироваться научным исследованием.
Сущность парадигмы - ориентация!!!ориентация исследователей на решении определенных задач.
Что ориентирует исследователя на решение определенных задач? - это совокупность теоретических фундаментальных положений, совокупность методологических средств. В истории философии можно отнести онтологизма(онтология - учение о бытие) и эпистемологизма (эпистемология - учение о познании).
Гуссерль о двух мотивах объективизма и трансцендентализма в истории философии.
Он в работе «кризис европейских наук» и «трансцендентальная феноменология» выделяет два мотива в истории философии: мотив объективизма и трансцендентализма(всеобщее универсальное основание чего-либо, процесса познания)
Первый мотив ориентирует мышление на осмысление объективного мира.
Второй ориентирует на осмысление самого сознания, знания и условий их существования.
Первыйсвязывает существование объективного знания с наличием объективного мира.
Второй истинность знания из критики условий деятельности субъекта.
Обе эти парадигмы можно обнаружить в любой точке европейского исторического философского процесса, но лишь одна в тот или иной период играет важную роль. Например: античная философия знала вариации критицизма у софистов и скептиков, но главную роль играла онтологическая парадигма. В новое время онтологизм сохранился. Например: у Лейбница, Вольфа, Гегеля но на 1ый план вышла парадигма анализа познания.
Онтологическая парадигма.
Онтологическая парадигма on he on(бытие как бытие) вырастает из тезиса Парменида -бытие есть-небытия нет. И вопрос что есть бытие? С тех пор выступал главной задачей философии, именно отсюда размышление философов:
-о бытии как таковом и его природе;
-о форме и материи;
-о сущем и сущности и т.д. а проблема познания мира и самого знания выводится здесь из учения о бытии. Например: истина здесь понималась не как характеристика знания, а как свойство самого бытия. Поэтому Парменид истинную мысль отождествлял с бытием, поэтому (Платон) познание истинного бытия понимается как воспоминание. Т.е. истинная идея должна проявится, поэтому Аристотель определяет истину как соответствие бытию, и это понимание на 2, 5 лет определяет развитие европейское теоретической мысли. Поэтому философский способ осмысления бытия был связан со спекуляцией(работа с запредельными понятиями), т.е. с диалектикой понятий. Ведь благодаря по Пармениду стало известно что бытие можно только мыслить. И именно в зависимости от тех форм которое оно мыслит начинается игра с понятиями, и философия оказывается главным способом раскрытия бытия. И именно отсюда появляется европейская теоритическая традиция и вырабатывается логика работы с понятиями.
Парадигма on he on продолжала жить и в средневековой философии и в 19 веке(Гегель, Энгельс) и в 20 веке. Например: Моритен(20 век) неотомизм.
парадигма on he on ориентирует человека в познании и деятельности на объективный мир, но не только на объективный мир, но и мир абсолютный(вневременный) с которым человек может согласовывать свои теории и ценности.
Гносеологическая парадигма
Гносеологическая парадигма cogitoзародилась на основе тезиса Протагора, который утверждал: «Человек есть мера всех вещей, существующих что они существуют, несуществующих что они не существуют». Но не в античности не в средние века это парадигма себя не проявила. И только в новое время на основе декартовского cogito ergo sum - мыслю следовательно существую, зарождается гносеология(эпистемология) и ее метод «КРИТИКА». Здесь центр тяжести с рассмотрения бытия переноситься в центр познания и знания. Проблемы здесь рассматриваются: Что есть знание? Каковы условия истинности знания, существующие в самом познании? Что представляет из себя то поле функционирования знаний и т.д. Отличие парадигмы on he on от парадигмы cogito можно сформулировать исходя из тезиса Парменида, он утверждал: ибо без бытия о котором ее изрекают мысли тебе не найти». в новое время можно сформулировать так: «ибо без разума который истину изрекает бытие тебе не найти». В новое время ее можно перефразировать таким образом : «ибо без разума который истину изрекает бытие тебе не найти». Именно это мышление Хайдеггер в работе Канта и проблема метафизики называет онтологическим познанием, которое позволяет в отличие от антического познания понять что такое бытие и исходя из этого строится новая европейская философия.
В рамках Cogito философия формирует запредельную идеальную конструкцию «ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ РАЗУМ» (трансцендентальный субъект), который является рациональным условием всякого познания и логика которого определяет логику науки.