Философия в системе культуры. Проблема научности философии
Чтобы раскрыть место и роль философии в системе культуры, следует рассмотреть ее соотношение с другими явлениями духовной жизни – искусством, религией, наукой, а также охарактеризовать ее социальные функции.
Философия и искусство во многом едины, но существенно отличаются друг от друга. И философия, и искусство проявляют особый интерес к человеку, его духовному миру, формируют представление о жизненных ценностях, смысле жизни, прекрасном и безобразном. В философии и искусстве выражена авторская позиция, предполагается многовариантность объяснения какого-либо события. Поэтому многие деятели искусства (особенно, писатели и поэты) склонны к философскому осмыслению мира. По мнению постмодернистов, произведения С. Кьеркегора, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, А. Камю и других известных философов возникли на стыке философии, литературы, психологии, и в силу этого их трудно отнести к какому-либо определенному жанру.
Отличие философии от искусства в том, что она представляет теоретическое понятийное знание, она по сути своей рационалистична; в искусстве преобладает художественное мышление, эмоциональные оценки в конкретная образность.
Еще Гегель обращал внимание на общность философии и религии. Они дают целостное представление о мире, в специфической форме связывают «конечное и бесконечное», имеют мировоззренческий смысл. Именно поэтому возможна религиозная философия и философствующая религия. Но вместе с тем философия и религия – различные формы духовной жизни. Философия, используя логику, научный и практический опыт, доказывает и обосновывает свои положения, она критична н антндогматична и давно отказалась от претензий на абсолютное знание. Религия содержит совокупность догматов, не требующих доказательства, она во многом алогична и претендует на абсолютную истину. В отличие от религии философия опирается на разумные основания, даже если рассуждает об иррациональном, а не на веру, основанную на эмоциях. Будучи теоретическим знанием, философия не нуждается в обрядовых действиях для поддержания своего существования.
Как уже отмечалось, наука возникает и развивается в недрах философской мудрости. Впоследствии она отделяется от науки, сохраняя с ней некоторую общность: теоретическое объяснения мира, логическая обоснованность, стремление к истинному знанию. Но эта общность содержит в себе различие, т. к. в отличие от философии наука не ограничивается теорией и логическим обоснованием, а научный и философский поиск истины неоднозначны.
Рассмотрим подробнее некоторые отличия философии и науки.
1. Наука не имеет внутреннего единства, она распадается на множество конкретных наук, каждая из которых имеет свой предмет и изучает определенную сферу природы или общества. Философия изучает мир в целом, она представляет мир как систему, элементы которого структурно организованы. Даже постмодернизм, изображающий все существующее как «хаос», «мозаику» разрозненных элементов, предполагает некое единство разрозненного.
2. И наука, и философия дают знание общего, так как оперируют понятиями, категориями, принципами. Однако понятия философии имеют предельно общий характер («бытие», «материя», «сознание», «причинность»), научные понятия обобщают в пределах предмета данной науки («атом», «энергия», «масса», «инерция»).
3. Философские положения выводятся логически и не имеют экспериментального подтверждения. Наука не ограничивается логической аргументацией, её законы и принципы имеют эмпирическое, прежде всего, экспериментальное обоснование.
4. Наука стремится к точности и однозначности, её проблемы решаемы (нередко раз и навсегда). Различные концепции и решения проблемы признаются необходимыми лишь в процессе поиска истинного знания. Для философии характерен плюрализм – многовариантность решения одной и той же проблемы, который проявляется не только в процессе истории философии, но и на каждом конкретном этапе её развитая. Философские проблемы вечны, они постоянно переосмысливаются в свете нового опыта и применительно к уникальной конкретной ситуации, их нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть опытным путем.
5. Науке можно научиться, усвоив определённую сумму знаний. Цель изучения философии – не столько усвоение некой совокупности знаний, сколько развитие способности мышления, состоящей в умении самостоятельно осмысливать общественные события, научные открытия, жизненные ценности и вырабатывать логически обоснованную мировоззренческую позицию. Если наука дает ответы на вопросы, то философия – не всегда ответ, но всегда «вопрошание», «искусство нахождения истины».
6. Наука есть форма познания объективного мира, понимаемого как нечто внешнее по отношению к человеку, она максимально абстрагируется от субъективно – личностных моментов познания. Философия – личностное знание, «исповедь самого сочинителя» (Ф. Ницше), она является формой рефлексии человека и направлена на изучение его внутреннего духовного опыта. Она есть «систематизированная, рациональная рефлексия человека», представляющая «отражение общих основ человеческой деятельности, учение, которое обобщает опыт развития человеческой духовности» [1, с. 22].
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что философия занимает особое место в системе духовной культуры. Имея общие черты с другими видами интеллектуальной деятельности и взаимодействуя с ними, философия представляет своеобразную форму миропонимания, изучающую мир в целом в аспекте субъектно-объектного отношения. Она исследует природу (рисунок 1) и сущность мира, природу и сущность человека, систему «человек мир».
Рисунок 1 – Что изучает философия.
Что касается проблемы научности философии, то не следует абсолютизировать научные знания и превращать его методы, проблемы, цели, язык в масштаб значимости и ценности познания. Приведенный выше сравнительный анализ философии и науки показывает, что философское и научное знание отличны по многим параметрам и потому нет необходимости подтягивать философское знание до уровня науки. Надо изучать философию в её духовном своеобразии и общественной значимости.
Для полноты картины отметим, что в современной литературе имеет место и другая точка зрения, согласно которой философия понимается как научное знание о мире на том основании, что она существует в рационально-понятийной форме и ей присуща логическая доказательность, аксиоматическое построение и т. д. [9, с. 12].