Феномен власти. Власть и политика

Власть –это способность одного субъекта (личности, социальной группы, государства, партии и др.) диктовать свою волю другим субъектам.Власть имеется в любой организованной, более или менее устойчивой общности людей. Она появляется вместе с образованием общества и существует на протяжении всей его истории для координации деятельности его составных элементов. Власть является важнейшим фактором функционирования и развития общества, так как она влияет на производство, распределение и потребление материальных и духовных благ.. Цель власти состоит в том, чтобы противодействовать деструкции, упадку, нейтрализовать напряжение или конфликты, стремиться к максимуму стабильности, устойчивости общественного целого.

Отношения власти могут быть основаны на авторитете, или же на силе и принуждении, также могут быть задействованы экономические, правовые и идеологические механизмы.

В зависимости от разнообразных сфер общественной жизни, в которых функционируют властные отношения, выделяют такие виды власти как экономическая, военная, семейная, политическая, духовная и др. Важнейшее значение среди них имеет политическая власть,то есть власть в политической сфере общества. Политическая система –это совокупность социальных институтов (организаций, органов, учреждений), осуществляющих функции управления обществом в целом и отдельными его элементами. Институты политической системы – это государство, политические партии, различного рода движения, ассоциации и иные объединения, средства массовой информации и т.д. Основным институтом политической системы является государство. Государство именно во втором смысле –это совокупность институтов, облечённых легитимной (законной) властью и призванных обеспечивать реализацию интересов граждан.


56.Государство: его происхождение и сущность. Государство – это форма организации классового общества, являющегося по своему устройству многоаспектным социальным образованием. Оно появляется на определенном этапе исторического развития. Существуют различные теории возникновения, развития и сущности государства: теократическая, трактующее государство как творение Бога; патриархальная, выводящая государство из семьи, рода, племени и трактующая власть как опекунскую, отеческую; договорная, трактующая государство как результат общественного договора между гражданами и правителями; насилия или завоевания, объясняющая возникновение государства завоеванием одних групп, племен другими; идеалистическая, например, для Гегеля государство есть духовная идей, проявляющаяся в форме человеческой воли и свободы; ирригационная или естественная, объясняющая происхождение государства как результат развития системы поливного земледелия древних цивилизаций; социально-экономическая, наиболее полно обоснованная и развитая марксизмом.Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним.

Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие, прежде всего, на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые.

57.Понятие культуры и основные направления ее философского осмысления.Вопросы осмысления культуры как целого занимают одно из важнейших мест в ряду философских проблем. Традиции философского осмысления культуры были заложены еще в эпоху античности. На протяжении дальнейшего развития в Средние века. Новое время культура (просвещение, образованность, воспитание, цивилизация) оставалась ключевой в философском осмыслении. В XIX в. самостоятельной областью философской рефлексии становится философия культуры, позволившая поднять представления о культуре на высокий обобщающий уровень, сконцентрировать все существенное, относящееся к знанию о культуре. На протяжении XIX–XX вв. в ее рамках сложился ряд оригинальных школ и направлений, разрабатывавших проблематику культуры, духовной жизни, символотворчества. Философский анализ не только изучает культуру, но и дает свое понимание культуры. Философское осмысление культуры нередко оказывается оригинальным, открывает новые перспективы и возможности осмысления культурной реальности человека.


61.Религия как форма общественного сознания. Религия – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов и сверхъестественного мира. Религия, с точки зрения философии, относится к категориям духовной культуры человечества. Это форма общественного сознания, т. е. отображения мира в сознании человечества. Религия – это общий родник самых глубоких и жизненно важных смыслов общественного сознания. Если язык – это универсальная оболочка общественного сознания, то религия, точнее, мифолого-религиозное сознание человечества – это общий родник самых глубоких и жизненно важных смыслов общественного сознания. Из мифолого-религиозного сознания развилось все содержание человеческой культуры, постепенно приобретавшее семиотически различные формы общественного сознания.

58.Общественное сознание и его структура. Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и на­строений людей, отражающих данное общественное бытие. Общественное сознание зависит от общественного бытия. Однако эта зависимость не является абсолютной. Обществен­ное сознание обладает относительной самостоятельностью, развиваясь по законам, отличным от законов развития обще­ственного бытия. Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа (производствен­ный коллектив, класс, нация, общество в целом). В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека.Общественное сознание различается по уровням и формам.Первый уровень общественного сознания —обыденное созна­ние; оно основано на жизненно-практическом опыте человека, охватывает главным образом внешнюю сторону объекта, явления. Второй уровень — теоретическое сознание; это рационализи­рованная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность.Обыденное и теоретическое сознание могут быть истинными или ложными. Оба они характеризуют субъективный аспект практической деятельности человека.Общественное сознание имеет различные функции, важней­шими из которых являются: познавательная, социально-пре­образовательная, прогностическая, регулятивная и воспита­тельная. Все они взаимосвязаны друг с другом.


59.Мораль, искусство как формы духовного опыта человечества. Мораль– специфический способ нормативной регуляции поведения человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения к действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях гармонизации интересов индивида и общества. Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом. Относительно самостоятельным, «родовым» элементом в системе культуры является искусство– особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности. Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека. Чувственно-наглядный характер произведений искусства с особым арсеналом выразительных и изобразительных средств обеспечивает ему колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации. Изучением природы и специфики эстетического отношения человека к действительности, закономерностей художественного творчества занимается особая философская наука–эстетика.Искусство выполняет целый ряд функций – познавательную, воспитательную, аксиологическую, коммуникативную и др. Однако главная функция искусства– эстетическая. Искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворение и наслаждение, формировать его эстетический вкус.


60.Главные особенности идеологии современного белорусского государства. Идеология - совокупность философских, этических, правовых, экономических знаний, идей, идеалов, дающих картину, общества с точки интересов определенных социальных групп.Либерализм – доминирующее идейно-политическое течение Запада. Социально-экономические и теоретические предпосылки возникновения классического либерализма. Третье сословие – изначальный носитель либеральных идей. А. Смит, Дж. Локк, Дж. Милль и другие основоположники либерализма. Индивидуализм и свобода личности – базовые ценности либерализма. Идеи либерализма относительно организации политической, экономической и духовной жизни общества. Кризис классического либерализма в XX веке. Консерватизм– идеология и политика сохранения сложившихся форм общественной жизни. Возникновение консерватизма как реакция на радикализм Французской революции. Верность традиции, понимание общества как органической реальности, социальная иерархия – фундаментальные ценности и положения консерватизма. Социализм и его разновидности. Социальные предпосылки возникновения социалистических идей. Социальное равенство и справедливость – базовые ценности социализма. Понимание социального равенства и путей его утверждения представителями раннего (утопического) социализма. Базовые социально-политические идеи анархизма, национализма, фашизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма.


62.Философия и футурология.Футурология– обобщенное название концепций о будущем человечества. Этот термин был предложен немецким социологом О. Флетхеймом, который пытался создать философию, альтернативную всем предшествующим социальным учениям. Футурология все заметнее стала воздействовать на общественное сознание западных стран. Никогда прежде небыли так популярны научная фантастика, фильмы о событиях будущего. В ряде университетов были введены спецкурсы по футурологии. При этом возникли две тенденции. Первая связана с изучением будущего через возвращение к прошлому и упрощение настоящего, вторая призывает «творить» будущее путем создания новых ценностных отношений и популяризации нетрадиционного образа будущего. Начаты активные исследования социального прогнозирования. Наибольшее внимание при этом уделяется методике исследования будущего, его сценариев, моделирования.Система гипотез (предположений), относящихся к будущему, носит вероятностный характер и не может представлять собой элемент планового решения или самого плана. Прогноз или элементы прогнозирования являются предпосылкой или частью социального планирования в трех основных формах: 1) как предплановые разработки (для поиска вариантов плановых решений); 2) как отдельные элементы планового документа, в том числе некоторые вероятностные показатели и мероприятия; 3) как расчет возможностей выполнения плановых заданий и показателей.


Философия марксизма.

Основателями марксизма были Маркс и Энгельс. Философия марсксизма возниклав 40-е гг. 19 в. Возникновению марксистской философии способствовали великие достижения в области естественных наук: закон сохранения и превращения энергии, открытие клетки, эволюционная теория Дарвина и др. Фундаментом, теоретической основой философии марксизма является диалектический материализм, по мысли Энгельса, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Материалистический характер философии марксизма проявляется в том, что она признает материю в качестве единственной основы существующего мира; сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной формы материи.. Диалектический материализм считает, что материя первична, а сознание вторично. Воздействуя всеми возможными способами, и, в первую очередь, орудиями труда на явления природы, человек преобразует природу и одновременно изменяется, развивается сам. Энгельс полагал, что знание универсальных законов имеет определяющее значение в познании природы, общества и мышления, но конкретные формы их проявления возможно изучать только на основе и знании частных законов. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, материальное производство есть не что иное, как воздействие людей на природу с целью получения необходимых для жизни средств существования, в частности, пищи, жилья, одежды и т. д. Самое главное в этом процессе — трудовая деятельность людей. Важное значение в материальном производстве имеют производственные отношения. В силу того, что производство всегда было и есть общественным, люди, создавая материальные ценности, вынуждены вступать друг с другом в определенные отношения — экономические, политические, этические и т. п. Кроме того, созданные в процессе материального производства товары обмениваются, распределяются между людьми. Марксизм считает необходимым ликвидацию частной собственности на средства производства, превращая ее в общественную.

Наши рекомендации