Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)
Экзаменатор: Шевченко О.К.
1. Философия как область знания. Круг ее проблем.
2. Генезис философии как науки. Значение философии.
3. Соотношение философии с религию.
4. Объект и цель философии.
5. Философия, ее основные разделы.
6. Основные функции философии
7. Теоретическое и практическое значение философии
8. Основные категории философии.
9. Онтология и общественная философия: общие черты.
10. Философская антропология и гносеология: Общие черты.
11. Мифология и ее роль в становлении философского знания.
12. Исторические типы мировоззрения. Философия как форма мировоззрения
13. Основные этапы становления философского знания. Развитие философской проблематики.
14. Античная философия, ее особенности и представители
15. Средневековая философия, ее основные проблемы
16. Философия эпохи Возрождения
17. Философия Нового времени. Эмпиризм. Рационализм.
18. Философия французского Просвещения.
19. Немецкая классическая философия.
20. Направления современной философии.
21. Своеобразие русской философии.
22. Проблемы первоосновы бытия в истории философии
23. Проблема материального и идеального в философии. Соотношение материи и духа
24. Философское понятие бытия.
25. Основные виды бытия и их характеристика.
26. Связь онтологии и гносеологии в философском знании о бытии.
27. Специфика человеческого бытия.
28. Философское понятие материи. Виды и формы существования материи.
29. Время как философская категория, ее интерпретация. Формы времени.
30. Пространство и время как философские категории, их характеристика
31. Основные законы диалектики.
32. Сознание. Основные формы сознания.
33. Сознание и его генезис.
34. Основные концепции генезиса сознания.
35. Проблема связи языка, мышления и сознания.
36. Познание, его цель и смысл. Формы познавательной деятельности.
37. Понятие исторического процесса. Философское осмысление истории.
38. Проблема познания в философии Чувственное рациональное познание, их характеристика.
39. Формы и методы познания.
40. Проблема истины в философии. Критерии истины.
41. Наука и ее роль в современном обществе.
42. Научное прогнозирование и его роль в общественном развитии.
43. Проблема человека в философии.
44. Проблема происхождения человека. Биологическое, социальное и духовное в человеке.
45. Понятие масс и личности.
46. Проблема смысла человеческой жизни.
47. Проблемы жизни, смерти и бессмертия в философии.
48. Свобода и ответственность как философская проблема.
49. Характеристика культуры как феномена социального бытия.
50. Проблема видов культуры: массовая, народная, элитарная и т.д.
51. Национальные и интернациональные элементы в культуре.
52. Проблема соотношения культуры и цивилизации в философии.
53. Общество как предмет философского анализа.
54. Современные технологии и их роль в общественном развитии. Перспективы развития общества
55. Природа и общество. Проблема развития общества.
56. Государство-Человек-Общества: моделирование отношений.
57. Глобальные проблемы современности.
58. Философское понятие «ценности», его характеристика. Виды ценностей.
59. Ценности как система. Иерархия ценностей.
- Аксиология - наука о ценностях. Ценности духовные и материальные
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)
а) основная учебная литература:
- Гуревич П.С. Философия: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2015 – 574 с. Режим доступа: http://www.urait.ru/catalog/pechatnye_izdaniya/31003/
- Светлов В.А. История философии в схемах и комментариях [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Светлов В.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 202 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8245.
- Шевченко О.К. Философская пропедевтика. - Ялта: Визави, 2014. – 148 с.
- Шевченко О.К. Философия: от конспекта до научного проекта (основы научно-исследовательской работы студентов). - Ялта: Визави, 2014. – 96 с.
- Балашов Л.Е. Философия [Электронный ресурс]: учебник/ Балашов Л.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 612 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10998.
б) дополнительная учебная литература:
1. Батурин В.К. Философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батурин В.К.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 303 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16452.
2. Зубко Г.В. Миф. Взгляд на Мироздание [Электронный ресурс]/ Зубко Г.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2014.— 360 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21885.
3. Кирвель Ч.С. Социальная философия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кирвель Ч.С., Романов О.А.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2013.— 495 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20278.
4. Маслова И.А. Современная политическая философия [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Маслова И.А., Завьялова Г.И.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2014.— 148 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24345.
5. Философская антропология. Человек многомерный [Электронный ресурс]: учебное пособие/ С.А. Лебедев [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 351 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16453.
6. Шлыков В.М. Понимание как философская проблема (философско-методологический и исторический аспекты) [Электронный ресурс]: монография/ Шлыков В.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2010.— 132 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21296.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)
1. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru
2. Философский портал: http://www.philosophy.ru
3. Национальная философская энциклопедия: http://terme.ru
4. Новая философская энциклопедия: http://iph.ras.ru/enc.htm
5. Britannica- www.britannica.com