Философия фомы аквинского
Средневековый этап развития европейской философии охватывает период V — XV вв. Главная отличительная особенность философского мышления этой эпохи заключается в том, что движение философской мысли неотделимо от религии. «Философия — служанка богословия» — таков был приговор образованных кругов общества. Большинство ученых было представителями духовенства, а главными очагами культуры и науки являлись монастыри. Да и практически вся духовная жизнь общества была монополизирована церковью. В таких условиях философия могла развиваться только в русле религии.
Для средневековой философии в целом характерны следующие базовые концепты:
• теоцентризм - - реальностью, определяющей все сущее признается не природа, а Бог;
• креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего;
• провиденциализм -- понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека.
Фома Аквинский (1225—1274) — самая крупная и авторитетная фигура средневековой схоластики
Самыми известными среди религиозно-философских работ считаются: «Сумма против язычников», «Сумма теологии», «Об истине», «О душе».
О соотношении веры и разума в познании Одной из главных философских заслуг Фомы Аквинского является разработка проблемы соотношения веры и разума в познании.
Он сформулировал принцип гармонии веры и разума, которые в идеале не должны противоречить друг другу. Аргументы Аквинского таковы:
(1) Между методами познания с помощью веры и с помощью разума много общего; ведь в конечном итоге вера и разум познают один и тот же предмет -- Бога и созданный им мир.
(2) Истины разума и истины веры дополняют друг друга, ибо первые опираются главным образом на абстракции, а вторые основываются на чувствах, желаниях, воле.
(3) Оба источника познания являются в конечном счете созданиями Бога, а Бог сам себе противоречить не может.
Но в итоге, несмотря на провозглашаемую «гармонию», вера все-таки оказывается выше разума. Ибо вера — это «божественный, сверхъестественный свет», исходящий прямо от Бога, а разум — это все-таки человеческий, а значит ограниченный инструмент. Но в целом, эта концепция позволила достаточно удачно и надолго снять напряжение между наукой и религией.
Пять доказательств бытия Божия Уравновесив категории веры и разума, Аквинат разработал «пять путей» от мира к Богу, или доказательств бытия Божия.
В первом доказательстве используется понятие движения. Все, что движется, движимо чем-то другим. Этому другому в свою очередь движение сообщено чем-то третьим и т.д. Но этот ряд передачи активности, движения не может быть бесконечным, так как в этом случае нет перводвигателя, первотолчка. А если нет последнего, то нет и всего, что им движимо, ибо вся всякое последующее движимо предыдущим. Значит, обязательно должен быть некий перводвигатель (сам неподвижный), дающий изначальный импульс всему последующему движению. И таким первоисточником движения может быть только Бог.
Второе доказательство основано на понятии причины. Всякая вещь имеет свою причину, по отношению к которой она выступает как следствие. Невозможно, чтобы вещь была причиной самой себя, ведь тогда она должна была бы существовать раньше себя самой, что абсурдно. В последовательности действующих причин нельзя идти до бесконечности, ибо тогда не было бы ни первопричины, ни последнего действия, ни промежуточных причин, что, очевидно, ложно. Значит, должна существовать первопричина всего сущего. Но в роли такой первопричины может выступать только Бог.
Третье доказательство построено на соотношении случайного и необходимого. Случайные вещи в этом мире могут быть, а могут и не быть. Но если бы все могло бы не быть, то в один прекрасный момент не осталось бы ничего существующего. Но это не так. Значит, не все на свете случайно, есть и необходимость, закономерность. При этом все необходимо существующее имеет свою необходимость в чем-то другом. И в этом случае нельзя идти до бесконечности. Требуется признать существование того, кто имеет собственную необходимость в себе. Но таким статусом абсолютной необходимости может обладать только Бог.
Четвертое доказательство опирается на представление о разной степени совершенства вещей. Если есть вещи менее совершенные и более совершенные, то должно существовать и высшее, абсолютное совершенство. Но кто может претендовать на эту роль? Только Бог.
В основу пятого доказательства положено понятие целесообразности. Наш огромный и разнообразный мир в целом все-таки един, упорядочен, и все в нем устроено необыкновенно целесообразно. Но кто мог сообщить миру такую целесообразность? Конечно, Бог.
Онтология Аквината. Сущности и существования Значительную часть своих идей Аквинат заимствует у Аристотеля, правда, с поправкой на необходимость соответствовать христианскому учению. Мир в целом Аквинат представляет как иерархически выстроенный порядок. Самая низшая и обширная ступень этого порядка -неживая природа. Следующая, более высокая ступень — мир растений и животных. Еще выше располагается мир людей, который в свою очередь служит переходом к сфере чисто духовной, божественной. Вершиной этой пирамиды является, конечно же, Бог. Только он обладает абсолютным и одновременно простым, самодостаточным бытием. Все сотворенное Богом является бытием сложным. Эту идею Ф. Аквинский поясняет разделением понятий сущности (эссенции) и существования (экзистенции).
Сущность вещи есть то, что выражает ее общие, необходимые свойства, а не единичные, индивидуальные характеристики. В Боге сущность тождественна существованию, ибо он есть абсолютная необходимость. Сущность же сотворенных Богом вещей расходится с их существованием, ибо последнее включает и массу случайных факторов, а также обусловленность вещи чем-то иным, отличным от нее самой.
Для построения своей онтологии Аквинский использует и другую идею Аристотеля: о взаимодействии материи и формы. Материальные вещи появляются в результате соединения пассивной, неопределенной материи и активной формы. Духовный же мир отличается от материального тем, что духовные объекты имеют лишь форму, но лишены материального субстрата.
В человеке «формой» или формирующим принципом является душа — чистая, бестелесная форма. Что, по мысли Аквинско-го, и обусловливает ее неуничтожимость и бессмертие. Смысл жизни человека Аквинат полагал в счастье, которое, разумеется, не может быть ничем иным как познанием и созерцанием Бога.