Философия фомы аквинского

Средневековый этап развития европейской философии охватывает период V — XV вв. Главная отличительная особенность философского мышления этой эпо­хи заключается в том, что движение философской мысли неот­делимо от религии. «Философия — служанка богословия» — та­ков был приговор образованных кругов общества. Большинство ученых было представителями духовенства, а главными очагами культуры и науки являлись монастыри. Да и практически вся духовная жизнь общества была монополизирована церковью. В таких условиях философия могла развиваться только в русле религии.

Для средневековой философии в целом характерны следую­щие базовые концепты:

• теоцентризм - - реальностью, определяющей все сущее признается не природа, а Бог;

• креационизм — учение о сотворении мира Богом из ниче­го;

• провиденциализм -- понимание истории как осуществле­ния заранее предусмотренного Богом плана спасения че­ловека.

Фома Аквинский (1225—1274) — самая крупная и авторитетная фигура средневековой схоластики

Самыми известными среди рели­гиозно-философских работ считаются: «Сумма против язычников», «Сумма теологии», «Об истине», «О душе».

О соотношении веры и разума в познании Одной из главных фило­софских заслуг Фомы Аквинского является разработка пробле­мы соотношения веры и разума в познании.

Он сформулировал принцип гармонии веры и разума, которые в идеале не должны противоречить друг другу. Аргументы Ак­винского таковы:

(1) Между методами познания с помощью веры и с помо­щью разума много общего; ведь в конечном итоге вера и разум познают один и тот же предмет -- Бога и создан­ный им мир.

(2) Истины разума и истины веры дополняют друг друга, ибо первые опираются главным образом на абстракции, а вторые основываются на чувствах, желаниях, воле.

(3) Оба источника познания являются в конечном счете соз­даниями Бога, а Бог сам себе противоречить не может.

Но в итоге, несмотря на провозглашаемую «гармонию», вера все-таки оказывается выше разума. Ибо вера — это «божествен­ный, сверхъестественный свет», исходящий прямо от Бога, а разум — это все-таки человеческий, а значит ограниченный ин­струмент. Но в целом, эта концепция позволила достаточно удачно и надолго снять напряжение между наукой и религией.

Пять доказательств бытия Божия Уравновесив категории веры и разума, Аквинат разработал «пять путей» от мира к Богу, или доказательств бытия Божия.

В первом доказательстве используется понятие движения. Все, что движется, движимо чем-то другим. Этому другому в свою очередь движение сообщено чем-то третьим и т.д. Но этот ряд передачи активности, движения не может быть бесконеч­ным, так как в этом случае нет перводвигателя, первотолчка. А если нет последнего, то нет и всего, что им движимо, ибо вся вся­кое последующее движимо предыдущим. Значит, обязательно должен быть некий перводвигатель (сам неподвижный), даю­щий изначальный импульс всему последующему движению. И таким первоисточником движения может быть только Бог.

Второе доказательство основано на понятии причины. Всякая вещь имеет свою причину, по отношению к которой она высту­пает как следствие. Невозможно, чтобы вещь была причиной самой себя, ведь тогда она должна была бы существовать рань­ше себя самой, что абсурдно. В последовательности действую­щих причин нельзя идти до бесконечности, ибо тогда не было бы ни первопричины, ни последнего действия, ни промежуточ­ных причин, что, очевидно, ложно. Значит, должна существо­вать первопричина всего сущего. Но в роли такой первопричи­ны может выступать только Бог.

Третье доказательство построено на соотношении случайного и необходимого. Случайные вещи в этом мире могут быть, а мо­гут и не быть. Но если бы все могло бы не быть, то в один пре­красный момент не осталось бы ничего существующего. Но это не так. Значит, не все на свете случайно, есть и необходимость, закономерность. При этом все необходимо существующее имеет свою необходимость в чем-то другом. И в этом случае нельзя идти до бесконечности. Требуется признать существование того, кто имеет собственную необходимость в себе. Но таким стату­сом абсолютной необходимости может обладать только Бог.

Четвертое доказательство опирается на представление о раз­ной степени совершенства вещей. Если есть вещи менее совер­шенные и более совершенные, то должно существовать и выс­шее, абсолютное совершенство. Но кто может претендовать на эту роль? Только Бог.

В основу пятого доказательства положено понятие целесообразности. Наш огромный и разнообразный мир в целом все-таки един, упорядочен, и все в нем устроено нео­быкновенно целесообразно. Но кто мог сообщить миру такую целесообразность? Конечно, Бог.

Онтология Аквината. Сущности и существования Значительную часть своих идей Аквинат заимствует у Аристотеля, правда, с поправкой на необходимость соответствовать христианскому учению. Мир в целом Аквинат представляет как иерархически выстроен­ный порядок. Самая низшая и обширная ступень этого порядка -неживая природа. Следующая, более высокая ступень — мир рас­тений и животных. Еще выше располагается мир людей, который в свою очередь служит переходом к сфере чисто духовной, боже­ственной. Вершиной этой пирамиды является, конечно же, Бог. Только он обладает абсолютным и одновременно простым, само­достаточным бытием. Все сотворенное Богом является бытием сложным. Эту идею Ф. Аквинский поясняет разделением поня­тий сущности (эссенции) и существования (экзистенции).

Сущность вещи есть то, что выражает ее общие, необходи­мые свойства, а не единичные, индивидуальные характеристики. В Боге сущность тождественна существованию, ибо он есть аб­солютная необходимость. Сущность же сотворенных Богом ве­щей расходится с их существованием, ибо последнее включает и массу случайных факторов, а также обусловленность вещи чем-то иным, отличным от нее самой.

Для построения своей онтологии Аквинский использует и другую идею Аристотеля: о взаимодействии материи и формы. Материальные вещи появляются в результате соединения пас­сивной, неопределенной материи и активной формы. Духовный же мир отличается от материального тем, что духовные объекты имеют лишь форму, но лишены материального субстрата.

В человеке «формой» или формирующим принципом являет­ся душа — чистая, бестелесная форма. Что, по мысли Аквинско-го, и обусловливает ее неуничтожимость и бессмертие. Смысл жизни человека Аквинат полагал в счастье, которое, разумеется, не может быть ничем иным как познанием и созерцанием Бога.

Наши рекомендации