Проблемы первоначала в античной философии досократическго периода
Фалес, Пифагор, Демокрит... Первый этап становления античной философии связан с образованием и развитием уникальной культуры греческих полисов -- городов-государств. Наиболее заметными явлениями философской жизни Древней Греции той поры стали:
милетская школа философии (Фалес, Анаксимен, Анакси-мандр);
пифагорейская школа (Пифагор, Филолай);
элейская школа (Парменид, Зенон Элейский);
философия Гераклита из г. Эфеса;
философия Демокрита из г. Абдеры.
Наиболее характерные черты философии этого периода: (1) космологизм, т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом; (2) онтологизм - - центральной философской проблемой становится проблема бытия.
Идея первоначала, идея всеобщего Философия начиналась с поиска! рационального ответа на вопрос, поставленный еще в мифологии, — о происхождении мира. Найденное философами решение заключалось в идее первоначала.
Новизна идеи состояла в том, что первоначало как первооснову (то, из чего все состоит) и как первопричину всего сущего искали не вне природы, а в ней самой. Первые философы стремились выделить всеобщее в самих вещах, что указывало на переход к рациональному, теоретическому постижению мира.
Так, в роли первоначала выступали: - - у Фалеса - - вода, у Анаксимена -воздух, у Гераклита — огонь, у Эмпедокла — все четыре стихии разом (вода, огонь, земля и воздух)
Таким же абстрактным было учение о первоначале великого древнегреческого математика и философа Пифагора (ок. 584— 500 до н.э.) и его последователей. Суть их подхода выражает тезис: «Все есть число». Именно числа в учении пифагорейцев играют роль исходных сущностей, определяющих все видимые явления и процессы. Все вещи нашего мира истолковывались как «подражания» числам, а свойства вещей -- как проявления тех или иных числовых соотношений и в конечном счете — числовой гармонии.
Борьба противоположностей: Гераклит Своими диалектическими идеями прославился философ Гераклит (535—470 до н.э.) из Эфеса. Для выражения изменчивости, подвижности и силы первоначала Гераклит использует образ огня:
Этот космос, один, и тот же для всего сущего, не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим.
Главный же стержень учения эфесца - - борьба противоположностей. «Все происходит через борьбу» - учит философ. Единство всегда подразумевает различия и противоположности: искусство в подражание природе создает целостные изображения, смешивая различные краски; а смешение разных голосов создает музыкальную гармонию. Так и космос в целом: его «прекраснейшая гармония» создана противоположными стихиями, качествами, стремлениями. Борьба противоположностей инициирует постоянные изменения — все изменяется, лишь одно изменение постоянно. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» — гласит приписываемое Гераклиту изречение.
При этом изменения в мире вовсе не хаотичны, а подчинены определенному порядку — логосу. Логос — необычайно многозначное понятие греческой философии. Оно означает закон, разум, идею, порядок, судьбу. Гераклит использует понятие «логос» для выражения упорядоченности, закономерности хода вещей в мире, направляемого внутренним источником — борьбой противоположностей.
Античный атомизм
Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц, они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и отрицали за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.
Левкипп.(500—440 до н.э.) считается основателем древнегреческого атомизма. Он ввел понятия атома или неделимой частицы материи, пустоты как условия движения атомов и необходимости, определяющей все происходящее.
Демокрит(460—370 до н.э.) — ученик Левкиппа. Демокрит считал, что в основе мира лежат атомы- мельчайшие неделимые, непроницаемые, не воспринимаемые нашими чувствами, вечные, неизменные, невидимые частицы. Атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и местоположению. Бесконечность числа форм атомов обеспечивает бесконечное разнообразие мира. Атомы разделяются пустотой, поэтому они не соприкасаются. Демокрит считал, что душа и ум состоят из особых, «привилегированных» атомов, гладких, сферических, легковоспламеняющихся. Такие атомы Демокрит называет божественными. Но раз душа и ум образованы из атомов, значит, они появляются только после соединения атомов, следовательно, они вторичны. Когда человек прекращает свое земное существование, атомы его души легко рассеиваются в окружающем пространстве.
Демокрит исходил из того, что существуют не только бытие, но и небытие. Он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие — как пустоту.
В концепции Демокрита атом рассматривался одновременно и как материальная причина существования вещей, и как их сущность, не видимая зрением, но постигаемая умом.
На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских проблем:
1) объяснялось единство мира — мир един, так как основу его составляют атомы.
2) давалось решение проблемы множественности вещей и состояний мира. На основе принципа атомизма стало возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов.
3) Атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный, преходящий характер.
Атомистическая концепция Демокрита оказалась настолько удачной, что просуществовала практически в неизменном виде почти до второй половины XIX в.
Эпикур. Вся бесконечная реальность, по Эпикуру (342—271 до н.э.), состоит из атомов и пустоты, которые вечны. К традиционным характеристикам атомов (форма, порядок, позиция) он добавляет еще одну: вес, тяжесть. Оттого-то атомы и движутся в пространстве — падают вниз под действием собственной тяжести. (у Демокрита движение атомов одинаково во всех направлениях.). Он считал, что атомы в произвольное время в произвольном месте могут самоотклоняться, это снова приводит к столкновениям и, таким образом, происходят события. Эпикур в отличие от стоиков вводит в мир случайность. Это необходимо для объяснения того, что во Вселенной что-то происходит. Главное же отличие атомистического учения Эпикура от концепции Демокрита заключается в допущении возможности случайного отклонения атомов от равномерного и прямолинейного движения, в результате чего они могут встретиться («сцепиться») друг с другом и образовать сложные тела(у Демокрита все фактически однозначно предопределено). Из учения о случайности следует важное следствие и для человеческой жизни. Если могут уклоняться от предписанной прямой атомы, значит и человек может уклониться от своей судьбы, от того, что навязывается ему обществом и государством. Таким образом, Эпикур обосновывает понятие личной свободы человека. В атомизме Эпикура важна также идея бесконечности миров, некоторые из которых, возможно, похожи на наш собственный. Миры непрерывно рождаются и исчезают. Однако «в целом ничто не меняется», поскольку и атомы, образующие мир, и их комбинации остаются всегда теми же по причине бесконечности космоса, где любая возможность уже реализована в действительности.
Тит Лукреций Кар.(сер. 1 в. до н.э.)- поэма «О природе вещей», в которой философские идеи Эпикура были переданы Лукрецием в форме поэтических образов. Знакомство с идеями атомизма в эпоху Возрождения началось с публикации поэмы Лукреция.