Категория бытия в философии. Диалектика бытия и сознания в социальной жизни


Категория бытия в философии

Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека. Бытие - это чистое сущест-ие, не имеющее причины, бытие - причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. Это действительность в полном смысле слова, ибо все остальное, имеющее внешние причины, - не в полном смысле слова действительность, не в полн смысле слова существует.

Философское понимание Бытия и его соотношения с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т.д.

В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Категория Б. - одна из самых древних философских категорий. Все многообразие определений бытия сводится к 3 концепциям: материалистической, объективно – идеалистической и субъективно – идеалистической.

Материалистическая: под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания и ее бытия, т.е. способ существования, состоит в том, что она способна воздействовать на все, включая на сознание человека. Для материализма бытие есть совокупность движущейся материи.

Объективно-идеалистическом понимании бытие предстает в виде объективно существующей идеи. Так по Гегелю, бытие равно небытию. Первооснова некое объективное, потустороннее сознание “абсолютный дух”, “мировой разум”.- религия.

Субъективно-идеалистическая: бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта. Быть или существовать – это значит быть воспринимаемым. Бытие предполагает связь только с нашими ощущениями и представлениями. Пока предмет воспринимается субъектом, он существует, т.е. обладает бытием. При это С-И все результат воздействия Бога.

Фил смысл бытия проявляется и в противоречии конечного и бесконечного (всякое бесконечное состоит из конечных составляющих частей); в противоречии общего и отдельного, целого и частного. Бытие самое общее понятие. Бытие - то, что гарантирует существование. Три аспекта проблемы бытия:

Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?”

Второй аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка - в противоречивом единстве непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ. Природа, чел-к, мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр. единство бесконечного, непреходящего мира.

Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. индивидов. Ф. фиксирует не просто сущ-е вещи (ч-ка, идеи, мира в целом), а более сложн. связь всеобщ. хар-ра: предметы (люди,состояния) вместе с их св-вами, особенностями сущ-ют и тем самым объединятся со всем тем, что сущ. в мире.

Антитезой Б., или нечто, явл. ничто. Все конкретные формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Б. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме.

Выделяют след. различ-ся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.:

Бытие вещей и процессов

а) бытие вещей и состояний природы (космология), кот. большинство людей воспринимают как объективную реальность, кот. сущ-ла до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма.

б) бытие природы как целого,

в) бытие вещей, произведенных человеком (теория конфликтов) - Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека.

Бытие человека

а) бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь. При этом биология человека - относительно самостоятельное бытие. Функционирование тела связано с работой мозга и нервной системой, а через них - с психикой, духовной жизнью индивида. Работа духа зависит от здоровья тела. И наоборот, дух оказывает обратное воздействие на тело.);

б) специфич. человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). б. чел как особого сущего - сознания и бессозн.(1 предметно-практическая деятельность 2 практика социального созидания 3 коллективная деятельность 4 самосознание 5 самодеятельность). Специфически человеческое бытие представляет единство природного, т вещественного, соц. и духовного, индивидуального и родового, общественного и личностного.

Наши рекомендации