Внутренний мир человека и проблема становления человеческого «Я»


Духовность всегда выступает как принцип самостроительства человека, как выход к высшим ценностным инстанциям конституирования личности и ее ментальности, как призыв к совершению того, что не свершается естественным путем. Духовность - это способность переводить универсум внешнего бытия во внутреннюю вселеную личности на этической основе, способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется себетождественность человека, его свободы от жесткой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями. Духовность, в конечном счете, приводит к соединению образа мира с нравственным законом личности. Духовность - это не альтернатива телесности, а опосредствующие начало между интеллектом и инстинктом.

Во внутреннем мире человека отражается весь мир природы и культуры. Духовность и есть жизнь человека как микрокосмоса. Она дополняет его жизнь как биологического индивида и социальной личности. Духовность человека существует как бы в поле, порождаемом двумя полюсами: уникальность человеческой индивидуальности и ее самоценностью, с одной стороны, сопричастностью к универсальности, целостности Космоса - с другой. Духовность служит связующим звеном внутреннего мира с миром в целом.

Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом челов, сколько с его внутренним дух миром. Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода человеческого. Понятие индивида указывает: 1. на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo sapiens; 2.на единичный, отдельный «атом» социальной общности. Это понятие описывает чел в аспекте его отдельности и обособленности: каждый индивидуум имеет право на свою особенность — это его природная данность, развернутая социализацией. Индивид характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью.

Индивид - единичный представитель человечества, безотносительно к его реальным или антропологическим особенностям. Родившийся реб - индивид, но не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид стан личностью по мере того, как перестает быть единицей чел рода и приобретает относительную самостоятельность. Ин есть существо общественное и всякое проявление его жизни яв проявлением общ жизни. Это понятие общеродового признака.

Индивидуальность - неповторимый, самобытный способ существования конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности. личность социальна по сути и индивидуальна по способу выражения. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жизненный путь, по происхождению и форме носит инд характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности индивида, его способности быть собой в рамках окр соц среды. В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств и способностей, но она опосредована соц факторами.индивидуальность есть целостная система, диалектического взаим качеств общих, типических (общечеловеческих природных и соц признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимость телесных и психических характеристик).Индивидуальность есть высокая ценность, так как их многообразие, состязательность представляет собой условие прогресса. Индивидуальность меняется в процессе жизни чел.

Индивидуальность не только обладает разл. способностями, но еще и представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность ч-ка под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерж. в ней сознательно-волевое начало.

Предельно персонифицированный индивид есть личность. Человека л-ю делает его социальная индивидуальность, совокупность характерных для человека соц качеств. В понятие «ль» обычно не включают природно-индивидуальные характеристики человека. При этом природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие л. Социальная индивидуальность возникает не на пустом месте: человек формируется в конкретном историч времени и соц пространстве, в процессе практич деятельности и воспитания.В настоящее время существует две основные концепции личности:

1. личность как функциональная (ролевая) характеристика человека. Личность – это отдельный человек, характеризуемый со стороны его цельности, осознанно-волевых проявлений. Личность (persona) означало маску, роль, исполняющуюся актером в античном театре. Личность – маска, явление, “роль”. Ролевая концепция предполагает расслоение образа “Я” на функционально-ролевое “Я” и первичное базисное “Я”. Данкен, Гоффман разделяют всю человеческую деятельность на сцену, где социальные актеры разыгрывают роли. Базисное “Я” отражается в обладании самим “Я”. Немецкий философ, психолог Шпрангер выделил следующие типы личности: теоретическая, экономическая, эстетическая, социальная, политическая, религиозная. Политический тип воплощает стремление к власти, господству, к распределение социальных ролей. Эстетический тяготеет к неролевой деятельности. Общение для него – средство самовыражение. Социальный не отделим от установки, согласно которой общение есть форма самоотдачи, растворения себя в другом. Любовь – основная форма социальной личности. Основой экономического типа является прагматическая ориентация, поэтому ролевое поведение для экономической личности необходимо для достижения пользы. Для религиозного – общение с Абсолютом, роль превращается в призвание. Теоретический воплощает страсть к познанию, ему не свойственная условно-ролевая деятельность.

Эта концепция не позволяет раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только его поведение, кот всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека.

2. личность как сущностная характеристика чел-ка

Личность здесь — сгусток ее регулятивно-духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и «верховной власти» во внутренней жизни человека.Личность —индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда духовно и общественно развитый человек.

Личность есть совок-ть трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Те под личностью имеется в виду интегрирующее начало, объединяющее в единое целое биологическое, социальное, и психическое в человеке. Heoбходимыми условиями становления л явл телесная оформленность, самосознание и социальный образ жизни, а главное проявление ставшей л — наличие у человека мировоззрения:

А) Сущность личности укоренена в ее теле как материальном носителе личностного начала. Л выступает с ее конкретной телесной организацией, фигурой, походкой, с особенным выражением лица, манерой говорить и т.д.

Б) Личность формируется в процессе деятельности, общения. Этот процесс происходит путем внуреннего формирования уникального облика и требует от индивида активности, выражающейся в постоянной коррекции своих действий, поведения. В свою очередь самооценки, связанной с развитием самосознания. В этом процессе отрабатывается свойственный именно личности механизм рефлексии. Самосознание и самооценка образуют стержень личности, вокруг которого складывается его неповторимость, уникальность. Социализация есть процесс усвоения социального опыта, через включенность в жизнь общ. Соц осущ в филогенезе (формирование родовых св-в и качеств человечества) и онтогенезе (форм конкретной личности). ТО соц-деятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность.

В) Я – это интегральное ядро духовного мира человека, его регулятивный центр. Я есть то, что в каждую минуту сознает, между тем как эмпирическая личность есть только одна из сознаваемых реальностей. Чистое Я есть мыслящий субъект, высшая самость нашего единого-цельного духа. Личность становиться личностью только при условии в ней самосознающего Я. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я – он-то и служит основой внутренней самооценки. При этом личность оценивает себя и непосредственно, и опосредованно – через оценку других. Прислушайтесь, как человек оценивает других, и вы узнаете его самооценку: оценка других – это своего рода зеркало самооценки. Процесс соотнесения Я с реальностью, результирующийся в мотивациях и направленности личности, служит базой для самовоспитания.

Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть.

Л — это замкнутая в себе целостность, ее телесные и социальные проявления суть атрибуты личности, но не ее ингредиенты. Итак, под л имеется в виду интегрирующее и цементирующее начало, объединяющее в единое целое и биологическое, и социальное, и психологическое в человеке. Л как бы венчает, замыкает, делает устойчивым все море бушующих в человеке социальных и биологических сил. Л — конечный результат действия этих сил. Личностно в чел то, что устойчиво. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Л формируется в процессе деятельности, общения.

С формированием мировоззрения складывается характер личности – стабилизирующий социальные формы активности человека. Только в характере индивидуум приобретает свою определенность. Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.

В результате личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю человеческого рода; ей свойственны и особенные признаки как представителю определенного общества с его специфическими социальными, национальными, историческими традициями. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связанно, во-первых, с ее наследственностью и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Но это еще не все. Наследственные особенности, неповторимые условия среды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности создают неповторимый личностый опыт. Все это вместе формирует социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность есть не некая сумма этих аспектов, а их органическое единство. Индивидуальность – это неделимость, единство, цельность: я – индивидуальное существо. Разнообразие индивидуальностей – существенное условие и форма проявления успешного развития общества.

Личность – индивидуальное средоточение и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических и всех иных социальных норм. В понятии личности оттеняются прежде всего интегрированные социально-психологические особенности человека: мировоззрение, самооценка, характер, сила воли, образ жизни, нравственные и эстетические идеалы, убеждения и т.д. Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире.

Лич - всегда в процессе формирования, застывшая лч есть деградация.

Особым компонентом личности явл ее нравственность Соц обстоятельства нередко приводят к тому, что чел, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравств личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей "не-личности", т.е неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл "Я".Личностные качества обусловлены не только внешним, но и внутренним, духовным содержанием. Личность есть категория религ-духовная, индивид натуралистически-биологическая.

Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии личности. Изоляция - страшное наказание. Еще страшнее есть навязывание чужой воли.Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Аналогично не личность, лишенный рассудка или разума. Они не могут нести ответственность за свои действия. свобода и ответственность есть неотъемлемые атрибуты личности.

Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Своб воли есть необход условие любой целенаправл деятельности, субъекту кот неотъемлемо присуще чувство ответственности. Ответств предполагает с 1 стороны осознание должного, а с др - возм своб выбора путей его реализации.

Свобода есть специфически человеческий способ бытия: "Мера свободы входит в понятие человека". Мера своб как творческого самовоплощения чел определ уровнем развития производ сил и общ отношений, а также степ познания и овладения природными и соц законами. И если объем чел свободы явл мерой общ прогресса, то сам прогресс зависит от степ свободы, кот люди располаг в своей деятельности. Личность, как таковая, облад реальностью своей своб, выражающейся в свободе выбора из совокупности возм, предоставляемых ей обществом. Но свобода для одного есть несвобода для другого (диктатура). Свобода есть относительное понятие.

Новая этич проблема соотношения свободы и ответственности личности. В техногенной цивилизации человек может сделать больше, чем он имеет прав. Лозунг свободы "Не мешайте действовать!" восходит к эпохе бурж рев. Это критика разных феод регламентаций. Развитие капитализма сопровождается требованиями разл свобод. Св стала основной ценностью.

Экзист, Сартр: мы приговорены к свободе, человек всегда имеет возможность выбора и пытается переложить ответственность на других. 1979 г Ионас указание на относительный характер свободы как ценности.

Два типа ответственности. Классическая, ответственность за последствия. Должен предусмотреть резты, а это возможно, если он действ свободно и самостоят. Отвечать приходится перед судом, людьми, богом, что ставит личность в положение обвиняемого. Этика конструктивности, он как бы конструирует свои действия.

Неклассическая. Невозможность предусмотреть последствия. Ответственен не изначально за неудачи действий в рамках оргструктуры, а за порученное дело, за успех последнего. Ответственность теперь связана не с абс свободой, но с нормами и функциями демократического общ. Это понятие идет параллельно развитию свободного общ.Она насыщена проблемами, в частности, групповая ответственность и степень отв каждого.

Наши рекомендации