Философия как самосознание эпохи. Взаимодействие философии с наукой, искусством, религией, правом
Философия (греч phileo – люблю, sofia – мудрость = “любовь к мудрости”, точнее “стремление к истине”) – является учением о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. При этом целостное понимание мира предполагается в связи с включением в него человека не только в качестве продукта природной и социальной эволюции, но и как субъективного начала, обладающего способностью активного воздействия на окружающий мир. Структурные элементы Ф.: онтология – учение о бытие, гносеология – учение о познании, диалектика – учение о развитии, социальная ф. – учение об обществе, логика, этика, эстетика, история философии учение о чел. и его бытии в мире (ф-кая антропология), и, наконец, свою собственную историю. В настоящее время философская теория – это сложная система знаний, основным содержанием которой является наиболее общие принципы бытия и познания, законы функционирования и развития объективного, бесконечного в своих проявлениях мира. Она является самой древней наукой, насч. около 3 тысячелетий.
Основной вопрос ф. раскрывает соотношение между идеальным и материальным, сознанием и материей. Обоснование его дает ответы на два вопроса: 1) что является первичным – сознание или материя? и 2) познаваем ли мир? В зависимости от того, как философы, представители различных философских школ и направлений, отвечали на этот вопрос, они подразделялись на два лагеря: материалисты и идеалисты. Материалисты исходят, что первична материя и вторична идеальные процессы, считают, что мир познаваем, тогда как идеалисты утверждают субстанциональность и первичность идеального фактора и в большинстве своем отрицают познаваемость мира.
Основывается на особом, фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Основные черты ф.-го мышления – рефлексивность, целостность и критичность. Эта та область дух. деятельности чел., в основании кот. лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру. Ф. - это т.о. не просто н. дисциплина, а еще и специф. тип мышления и даже своего рода ф. эмоциональный настрой, система мировозр. чувств.
Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания как например биол., геология. Однако предмет у ф. есть, и принцип. невозможность указания его локализации составл. его специф. особенность.
Основные функции философии:
1) Мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему.
2) методологическая – логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей.
3) познавательная – обеспечивает приращение новых знаний о мире.
4) социально-коммуникативная – позволяет использовать философию в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности.
Философия как самосознание эпохи.
Гегель – “Ф – эпоха, схваченная в понятиях”. Появление философии – это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно воплощенный в философии способ мышления, обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным. В разные эпохи складывались различные исторические типы ф., характеризующиеся ее принадлежностью опр. эпохе, историческому этапу, культурно-национальному или культурно-региональному образованию :
1) Мировоззрение дофилософского периода у первобытного человека представлена в форме: мифов, преданий, сказаний. Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Мифология (от греч. Mifos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Мифологическое мировоззрение – такое мировоззрение (система взглядов на объективный мир и место в нем человека), которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», ибо для него нет непознанного и неизвестного. Миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот. повествуется о том как устроен мир. Мифология - самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое - бессознательно-художественная переработка природы. Отражало нравственные взгляды и этические норма отношения человека к действительности. Миф в переводе с греческого “рассказ, предание, слово”.Мифология есть результат духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооружившись наукой и философией мысль родового человека рвалась к постижению сил бытия природы и людей. Реальная жизнь тесно переплеталась с жизнью богов. Мифология являла образно-художественный способ объяснения или, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Эта попытка объяснения осуществлялась через олицетворение сил природы, т.е. уподобление их живым существам.
Философия как система миропонимания возникла из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире, его наиболее общих свойствах структурных характеристик. Почему и когда возникает философия? Видимо тогда, когда в общественной жизни и в общественном сознании возникают серьезные противоречия и конфликты , неподдающиесяразрешению с помощью традиционных убеждений и верований, связанных с мифологией. Философия с самого начала выступает как критика обычая, обыденного сознания. Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, расширение контактов с другими народами, знакомство с другими верованиями. Появившиеся философы говорили теперь своим ученикам: не принимай все на веру, думай сам. Hеобходимые предпосылки возникновения философии (но не достаточные): разделение умственного и физического труда, создание прибавочного продукта, pецептуpно-технологические знания ("смотри на меня, делай как я, делай лучше меня"), наличие развитых текстовых сообщений (указы, эпосы, мифы). Требуется определенное развитие уровня абстрактного мышления. Hаличие денег. Функции языка: сигнальная, коммуникативная, описательная, аpгументивная (критика). Три необходимых предпосылки. Структура мышления. Отсутствие тоталитаризма. Должен быть плюрализм, демократический режим.
2) Античность. Др. греч. учение носила стихийно-материалистич. и наивно-диалектич. характер. Основной его чертой является космоцентризм. Первая форма диалектики Гераклит. Атамистический вариант материализиа (Демакрит, Эпикур, Лукреций). Идеализм - элиаты, пифогорейцы. Объективный идеализм - Платон. Аристотель.
3) Средневековье. Теоцентризм (Теос – Бог; средние века, как в Европе, так и на Востоке; это отвечало исключительному значению религии в ту эпоху), Философия служит идеологии. Доказательство бытия Бога. Ср. -вековая христианская - патристика (отстаивание догматов христианской религии против язычества) (Тертулиан, Августин); схоластика (рационально обосновать и систематизировать христианские вероучения)(Фома Аквинский, Дунс Скот)-цель в обосновании религиозных догм. Ср. -вековая арабская - восточный перипатизм(занимались текстологией и истолкованием Аристотеля)(Кинди, Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд).
4) Возрождение (ренессанс). Антропоцентризм. Возведение человека в центр Вселенной.
5) Новое время. философия французского материализма (pазмеживание философии и науки). Философ, обосновывающий введение науки. Рационализм (учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость - логические признаки достоверного знания - не могут быть выделены из опыта и их обобщений; они могут быть подчеркнуты из ума либо из понятий, присущих уму от рождения Р. возник как попытка объяснить логические особенности истин математики и математического естествознания) 17в - Декарт, Спиноза, Лейбниц; 18 в - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель.
6) Hемецкая философия (критическое отношение ко всему). Марксизм - (середина 19 в) - создан на базе критической переработки достижений нем. клас. философии (Гегель, Феербах), полит. экономии Смита, Рикардо, утопического социализма Сен-Симона, Фурье и Оэуэна. Составными частями являются - диалектический и исторический материализм, политическая экономика и научный коммунизм.
7) В 19 в. предметом философии становится изучение общих принципов развития природы, общества и человеческого мышления, а сама она выступает не только как учение о бытие, но и методологией научного познания и практической деятельности.
8) Иррационализм - (ограничение познавательных возможностей разума, мышления и признающее осн. родом познания интуицию, чувство, инстинкт, и т. п. ). Широкое распространение И, как правило, получает в переломные эпохи развития общества и выдвигаются не в форме логически стройных систем, а в виде разрозненных идей. Оживление И наступило в конце 19-начало 20 века, когда сформировался ряд иррациональных учений: философия жизни (Дельтей, Бергсон), 30-е году - экзистенциализм (Хайдеггер). И. мотивы четко прослеживались и во фрейдизме.
9) Современная философия изучает окружающий мир как многомерную и многоуровневую систему.
Мировоззрение – общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Оно включает в себя: убеждения, идеалы, цели, интересы, принципы познания, мотивы поведения и т.д. Все эти элементы в своей совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и социальных групп, классов, наций, общества в целом. Мировоззрение – система освоения и изменения человеком окружающего мира. Основа М. - знания. Они составляют информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теоретическое ядро М. В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Мировоззрение формируется не только философией, но и научными (естественными, техническими, общественными) дисциплинами, а также различными формами общественного сознания – политическим, религиозным. Ф. наряду с искусством и религией предствляет собой особую форму мировоззрения.
Философское мировоззрение – это система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия - это теоретический уровень мировоззрения. «Философия - мать науки» (Фейербах). Отличительные черты– опирается на опыт, научное оправдание, стремится к общезначимости, уделяя больщшое внимание проверке обоснованности своих утверждений.
Философия и наука
В двух моментах своего гинезиса: на стадии зарождения, а затем на прротяжении истории своего развития философское знание оказывалось переплетенным с естественнонаучным.Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Рост естественнонаучной информации о пррироде прриводил к вызреванию всеобщих идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира. Со временем основной вопрос мировоззрения (вопрос о мире в целом и об отношении человека к миру) и ответ на него обрел научную форму, а новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным от мифологического и религиозного. Философия постоянно получает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе , и в науках о природе. На этой основе формируется и изменяется, совершенствуется универсальная картина мира, разрабатываются философские представления о пространстве, детерминизме, о всеобщих принципах, методах познания, о познавательных субъектно - объектных отношениях. В содержание философского знания входят отдельные фундаментальные понятия естественных наук(“атом”, “ве-во”, и т.п.), некоторые наиболее общие законы и принципы естествознания(например, “Закон сохранения и превращения энергии”). Та или иная система знаний считается научной, если она отвечает определенным критериям: систематезированность, непротиворечивость, доказательность, интерсубъективность, опытная проверяемость, воспроизводимость. Если исходить из этих критериев, то ф. не явл-ся Н. т.к. большая часть ф-х утверждений эмпирически непроверяема и неподтверждаема.Если же под Н. подразумевать методически организованные мышление, то ф. – гуманитарная наука, специфика которой состоит в соотнесении различных способов видения объектов.
Наука – наблюдение, классификация, описание, экспериментальные иссл-ия, и теоретическое объяснение естественных явлений (включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту науч. знаний, образующих в совокупности научную картину мира). Цели Н - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, т. е. в широком смысле теоретич. отражение действительности. которой является выработка знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия.
Сложный хар-р имеет взаимосвязь между наукой и философией, как специфич. формами общественного сознания: Фил. всегда в той или иной мере выполняет по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренч. интерпретации его результатов. Философию объединяет с наукой также стремление к построению знания в теоретич. форме, к логич. доказательности своих выводов. У человека сильна потребность в целостном, не разорванном понимании мира как связного и единого. Отдельное, конкретное уясняется гораздо лучше, когда осознано его место в целостной картине. Для частных наук, занятых своей областью, это невыполнимая задача. Фил. же способствует правильной постановке проблемы.
Философия, как обобщенные представления о мире, и конкретные науки, исследующие сущность и закономерность развития его отдельных фрагментов, всегда необходимо дополняли друг друга и взаимодействовали как общее и частное знание. Если философия формировала свои принципы и заключения на базе конкретно-научного материала и создавала методологический фундамент для его интерпретации, то специальные научные дисциплины всегда нуждались в философском осмыслении знаний и новых открытий, накапливаемых в процессе их собственного развития. Ученые всегда обращались к философской теории не только в поисках необходимой методологии, но и для объяснения смысла и направленности научных исследований, понимания их глобальных аспектов и последствий. В свою очередь, философия, опираясь на результаты исследования конкретных наук, соответствующим образом истолковывала и обобщала их. Философия, как правило, опережала в своем развитии конкретные науки, но в то же время в связи с новыми открытиями в специальных областях научного знания менялись и формы философского мышления.
Различия: 1) Осознание места, присущего отдельному, конкретному фрагменту знаний в целостной картине невозможно для частных наук. Эта задача может быть решена только при помощи философии, которая способствует правильной постановке проблем; 2) Разрешение характерных трудностей, противоречий, возникающих на границе различных уровней, областей науки при их согласовании (парадоксы, апории, антиномии и др.) невозможно без участия философии – соотнесения мысли (языка) и реальности; 3)Философия выполняет также функции уяснения самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет, не обосновывает; 4) В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются и отрабатываются в сфере философии; 5) Наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Она не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Ф. отличается от научного способа постижения действительности тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.